Новости Ростова-на-Дону, страны и мира
> в России Троечники не пройдут?

Троечники не пройдут?

Когда читаешь отчёты служб занятости Ростовской области, ты видишь: более 70 процентов вакансий – это рабочие специальности. А в высшие учебные заведения стремятся поступить едва ли не 100 процентов выпускников школ. Ну, может быть, за редким исключением. И тех, кто не учится в каком-нибудь вузе, считают либо странным, либо неудачником.

И вот что интересно. Все эти поступившие и многие с горем пополам окончившие университеты потом пытаются куда-нибудь устроиться на работу. А вакансии – в основном рабочих специальностей. И что делать?

Что-что? – Я знал, например, одну лифтёршу с высшим юридическим образованием. И ничего, радовалась, что хоть куда-то устроилась!

Я тут на досуге сравнил ситуацию в РСФСР и в нынешней Российской Федерации в плане высшего образования. Советский Союз брать не стал, а именно одну и ту же страну.

В 1989 году (когда проводилась последняя в СССР перепись населения) в РСФСР проживало 147,4 млн человек. В 2018 году, по оценке Росстата, в России 146,8 млн жителей. То есть цифры сопоставимы.

А теперь давайте посмотрим, как менялась структура высшего образования за эти годы.

Итак, вузов в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике было в 1985 году было 502. К 1998 году их число в России увеличилось почти вдвое – до 914. Из них свыше трети были частными. По данным 2014 года, в стране работало 2 649 учреждений высшего образования (вузов и их филиалов), в том числе 1 027 негосударственных. Профессорско-преподавательский состав вузов составлял более 271 тыс. человек.

Я посчитал количество вузов в Ростовской области. Относительно серьёзных оказалось аж 43! А с филиалами и филиальчиками – вдвое больше: 86! Конечно,  за последние два-три года их число поубавилось, но не столь  значительно – сейчас их 67.

Ростовская область всегда отличалась большим количеством вузов, и во времена СССР их в области было до 15. То есть сейчас – в 4 с лишним раза больше! Это при том, что численность населения на Дону с тех пор практически не изменилась: примерно 4,2 – 4,3 млн человек.

В 1990 году в Ростовской области было почти 90 тысяч студентов (89,6). Знаете, сколько теперь? По некоторым данным, свыше 250 тысяч!

Похожая обстановка и в целом по стране. Студентов у нас в середине 80-х было почти три миллиона, в конце 90-х их стало 3,5 миллиона. А в прошлом учебном году обучение в вузах начали 4,3 млн студентов.  

И если в РСФСР на 10 тысяч населения приходилось около 200 студентов, то сейчас – близко к 350.

Такое обилие цифр, надеюсь, вас не утомило. Ведь глядя на эти цифры, можно себе представить, какие колоссальные средства расходуются по стране на образование! Это триллионы рублей! В Ростовской области – десятки миллиардов.

Конечно, образование, здравоохранение, культура – это столпы нашего общества. Будешь меньше расходовать на эти цели – страна скатится в пропасть. Однако расходы-то должны быть эффективными!

Ну вот скажите, зачем государству тратить огромные деньги на подготовку такого числа студентов, которое это государство не сможет занять в экономике по специальности?

Затраты государства на обучение одного студента, например, в Южном федеральном университете несколько лет назад составляли примерно 150 тысяч рублей в год (более свежих данных нет). Пусть в среднем по стране эта сумма в два, пусть даже в три раза меньше. Но даже если по 50 тысяч государство будет тратить на «лишних» 3 миллиона студентов в год, получится как минимум 150 миллиардов рублей! Это сопоставимо с годовым бюджетом всей Ростовской области.

Как бы это жестоко ни звучало, а государство ежегодно фактически выбрасывает сотни миллиардов рублей на подготовку специалистов, не востребованных в экономике.

Когда это начинаешь представлять, становится непонятной такая щедрость государства, где многие люди живут у края нищеты и считают копейки на лекарства, в то время как огромные деньги уходят на обучение, извините, лоботрясов, которые и занятия посещают через раз, а то  и не учатся вовсе.

Поэтому я абсолютно солидарен с инициативой, фактически перекрывающей путь троечникам в вузы.

Сейчас в российские университеты по-прежнему необоснованно принимают людей с минимальными баллами по ЕГЭ. Ну да, это ни для кого не секрет. Но вот что с этим делать? 

Скорее всего, уже этим летом высшие учебные заведения повысят проходной балл по профильным предметам.

Учебные заведения должны перестать «гоняться за абитуриентами» и внимательнее контролировать прием учащихся как на бюджетные, так и на платные отделения. Ну не нужно России ни столько студентов, ни столько университетов!

Может, это в конце концов будет способствовать повышению престижа образования? Ведь меньше станет не только студентов – работы лишатся и преподаватели. Не думаю, что и по этому поводу стоит сильно сокрушаться: в последние годы тех, кто фактическим купил диссертацию и учёную степень, стало поразительно много. Среди чиновников высшего уровня – куда ни плюнь, всяк попадёшь в профессора и даже в академика. Когда человек, труждаясь на государственной должности, успевает окончить три вуза и защитить две кандидатских диссертации и докторскую, причём по разным направлениям, это уже о чём-то говорит. И никакие кампании по уличению в плагиате здесь не помогут.

То же самое и с высшим образованием. Ведь если раньше кандидаты наук шли в дворники, чтобы получить жильё, то теперь экономисты, юристы, психологи, переводчики, да и большое число дипломированных молодых педагогов идут работать консьержами, лифтёрами, таксистами, мерчендайзерами – в «Магнит» на кассу. И совсем не ради жилья, а для того, чтобы хоть где-то работать!

Нет, я совсем ничего не имею против девушек на кассах в магазинах – это труд тяжёлый и даже по  ростовским меркам вполне достойно оплачиваемый. Однако высшее образование на этом месте не нужно совершенно! А потому стоит ли учиться, пять лет недоедать, недосыпать, чтобы в конце концов на подобном рабочем месте успокоиться?Думаю, что большинство со мной в этом согласится.

Но для тех родителей, у кого мальчики и кто толкает их в вузы лишь для того, чтобы получить отсрочку от армии, есть приятная новость: прорабатывается (к сожалению, уже несколько лет прорабатывается) законопроект, в котором предлагается не брать до окончания обучения в армию не только студентов университетов, но и колледжей, и даже учащихся профессиональных училищ и лицеев. Что, в общем, правильно. Да и в армии готовые специалисты по тому или иному направлению могут оказаться гораздо нужнее. Ведь уже создаются так называемые «научные роты», куда направляют наиболее талантливых выпускников вузов для прохождения военной службы, так сказать, головой. А разве не нужны в армии повара, водители, трактористы? Например, моё удостоверение тракториста сыграло решающую роль при  направлении в своё время на службу в танковые войска.

Казалось бы, вот и славненько, вот всё и разрешится, всё поменяется – и заживём мы лучше и лучше. Однако не всё так просто.

Ведь сама система нынешнего школьного образования заточена как раз под то, чтобы все выпускники школ поступали в вузы.

Не верите? А вот вы подумайте: зачем в противном случае нужен вообще ЕГЭ? Ведь не секрет, что есть учащиеся, которые патологически не могут воспринимать те или иные предметы. Кому-то, например, не даётся математика. А кто-то, сколько его ни учи, никогда не сможет писать грамотно. Третьи вообще не хотят учиться и не собираются поступать ни в какой вуз. Для чего же им – ЕГЭ?!

Ещё несколько лет назад договорились проводить выпускные экзамены максимально честно. Поставили кто глушилки, кто досмотр на входе проводил с собаками, кто следил в четыре глаза и не допускал списывания. В общем, ЕГЭ прошёл в стране относительно честно. Могут ведь!

Ну, ладно. А когда начали подводить итоги этого ЕГЭ, особенно по обязательным предметам, схватились за голову. Даже с оглашением результатов припоздали, потому как решали, как поступить в сложившейся ситуации. Оказалось, что более 20 процентов выпускников по стране не преодолели минимальный порог по обоим предметам. То есть каждому пятому фактически надо было вместо аттестата выдавать справку!

И что сделали? А сделали проще: снизили задним числом минимальные пороги, и в разряд грамотных автоматически перешли десятки тысяч неграмотных выпускников. Которые, отмечу, получили право поступать в вузы и многие из которых в эти вузы как раз-таки и поступили, не собираясь, как и в школе, учиться, а только – просиживать штаны.

И тут верхи начали фонтанировать инициативами. Сначала решили давать возможность пересдачи ЕГЭ чуть ли не каждый день, даже круглый дурак в этом случае как-нибудь изловчится списать, чтобы не портить общие показатели успеваемости.

А потом в недрах власти родилась новая инициатива: действительно, зачем заставлять сдавать ЕГЭ тех, кто в вузы не пойдёт? Для чего мучиться? Пусть учителя им выставляют средние оценки – и всех делов. А ЕГЭ пусть сдают те, кто собрался поступать. Справедливо? Справедливо!

Но, поскольку сразу всё порушить невозможно, решили делать это поэтапно. Так, по математике теперь два уровня сложности на ЕГЭ: для тех, кто поступает в технические вузы, и для тех, кому нужно лишь преодолеть порог. И этот порог составляет всего …3 балла. Ну,не сдать невозможно! Хотя знаете – и тут умудряются!

Только вот ведь незадача! Надо менять всю систему нынешнего образования, потому как она, как я уже говорил, заточена для всех выпускников под поступление в вуз. Мы ведь с её внедрением отказались от вузовских испытаний. А теперь что?

В этой ситуации мне больше всего жаль школьных учителей. Если до этих пор лодыри за партами боялись не сдать ЕГЭ и хоть что-то там учили, то теперь они мариванне на голову сядут и учить уж точно ничего не будут. А судя по тому, какой скверный и невоспитанный теперь народ пошёл, начнут ещё и хамить. То есть фактически не будут давать возможности учиться и тем, кто собирается поступать в вузы. И школы будут вынуждены делить классы по уровню подготовки учащихся. Что уже попахивает дискриминацией.

И знаете, о чём я думаю? Что в ближайшие годы этот чудовищный эксперимент с ЕГЭ отменят полностью. Нет, что-то вроде ЕГЭ останется, но оно уйдёт из школы. Будут организованы независимые центры тестирования, куда придут выпускники для сдачи экзамена в вуз. А в школе будут свои экзамены – как и прежде. И не будет этой гонки за знаниями в ущерб воспитанию, в ущерб чтению, грамотности, формированию гражданской позиции. Школа будет прежней – обновлённой, но прежней: духовными яслями и путеводным маяком на всю жизнь.

Игорь Северный

 

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

35 комментариев

  • В:

    Если сократить средства, выделяемые на бесплатное обучение студентов, результат будет обратный. Все лоботрясы останутся. Всегда есть определенное число студентов, которые непременно будут учиться бесплатно. Это так называемые "блатные": дети начальников и т.п. Учиться они будут плохо, потому что карьеру им обеспечат связи родителей. То есть количество студентов, которые заинтересованы в получении образования, сократится. Надо обязательно учитывать этот фактор, и увеличивать расходы на образование, чтобы как можно больше способных юношей и девушек получали образование. Определенная часть бюджета разворовывается, необходимо просто учитывать это разворовывание. Что касается юристов и экономистов, работающих дворниками, это, в основном, выпускники частных вузов и обучавшиеся на платной основе. Это их риск. Не нужны стране столько экономистов и юристов. Да и специалисты они часто никудышные, равно как и вузы, в которых они учились.

  • Роман:

    Думаю автору статьи надо начать с себя. Вместо написания глупых статей идти работать на трактор. Удостоверение тракториста у него есть да и опыт. Учить жизни могут все, а ты личным примером покажи.

    • Лика:

      Во, обиженные попёрли. Задел! Молодец, автор! Многие себя узнали :)

      • Роман:

        Основная масса учится за свой счет

  • Роман:

    Сам работать не хочет, статейки пишет нелепые.

    • Лика:

      А это его работа :)

      • Роман:

        Его работа на тракторе т.к. государство зататило средства на его обучение, а он их отрабатывать не хочет.

        • Лика:

          Да это их в школе в УПК учили на тракторе работать. А потом, судя по всему, он журналистику окончил. И если его статьи вызывают споры, значит, неплохой получился специалист.
          Судя по Вашей логике, только на тракторе работать и надо :)

          • Роман:

            Любой тролль вызывает спор - это не талант. Не понятно почему он решил что все должны работать, а он учить жизни? Обучение на УПК не несёт никаких затрат ?

          • Роман:

            Он ведь не платил за обучение на УПК?

          • Роман:

            Если бы автор статьи закончил факультет журналистики с отличием он работал бы в каком нибудь модном издании, а он пишет свои стать в интернете. Где каждый пользователь сети может называться журналистом

            • Евгений:

              Позвольте полюбопытствовать, о каких модных ростовских изданиях Вы говорите?

  • Владимир:

    Может не специалистов перестать выпускать, а экономикой заняться, чтобы специалисты стали востребованными ? В Японии, к примеру, хотят высшее образование сделать обязательным для всех. Другое дело, что качество подготовки нынешних специалистов в Ростове даже в бывших советских ВУЗах и филиалах вызывает нарекания..

  • Стас:

    Дурак. Долго не усидит. ВСЕ РАВНО РАБОТАТЬ КТО ТО ДОЛЖЕН.
    Более талантливые, перспективные работу найдут.
    А тот кто привык ждать манны небесной пусть сидят и ноют.
    Потеряные пять лет жизни это их про

  • ПИВ:

    Сейчас ситуация выправляется, уже более половины выпускников 9-к кассов уходят в систему СПО, после которой больше вариантов: работа, ВУЗ, работа+ВУЗ. Но не забывайте - ВУЗы это доходная часть бюджета Ростовской области, а ССУЗы - расходная.

  • Владимир:

    У нас в техническом институте во времена СССР, где я учился на две самые больших по численности специальностей (350 и 250 человек из 1000 человек на одном курсе, а их было 6) брали и с тройками, хотя в основном были те у кого средний балл был 4,5 и выше, и не хватало. А вот на моей специальности (100 человек на одном курсе) медалисты сдувались и учились на тройки, а из 100 человек до диплома (6 курс) дошли порядка 55 .. Остальные - восстановившиеся и переведенные.
    Уходили сами в академку, потому как сложно очень учиться было, хотя поступить не сложно. У нас учился кадр, у которого аттестат был ровно 3,0. Так он умудрился 4 вступительных экзамена сдать на 5. Правда потом ушел.. Возьмите тех же олигархов.. Процентов 80 из них заклятые троечники..

  • Владимир:

    В советское время из всех ростовских ВУЗов, ИМХО, ещё как-то котировался только ТРТИ..

  • Владимир:

    Да ещё мединститут...

  • Мэри:

    "Обновленная школа"- это школа с учебниками Кураева по основам православной религии? Вот где мракобесие начинается

  • ПИВ:

    Кстати, не стоит рассчитывать, что в связи с сокращением числа мест в ВУЗах, пропорционально вырастет проходной балл. В ССУЗы все больше поступает хорошистов и отличников. С тройками по математике, физике, информатике сложно научиться, например, программировать станки и роботов стоимостью десятки миллионов рублей.

  • Наталия:

    Я жалею, что у сына - высшее образование. Специальность -техническая. Устроится никуда не смог. Ну, а теперь... какой из него уже инженер-конструктор(((
    Хорошо ещё, что учился на бюджетной основе, иначе вообще деньги - коту под хвост. В наше время нужно овладевать рабочими специальностями, совершенствоваться в этом деле, становиться ассом и зарабатывать достойные деньги.

  • Роман:

    Автор статьи предлагает обучать только небольшой процент молодёжи, а остальные должны быть не образованной раб. Силой. Его суждения соответствуют его образованию транспорта - машиниста 3 го класс ))))

    • Наталия:

      Можно подумать, что с высшим - все такие "образованные"! Особенно обучающиеся на коммерческой основе (вузы в таких сильно заинтересованы и будут терпеть их "стремление к знаниям" до последнего предела).

      • Роман:

        Думаете у автора статьи красный диплом ?

        • Наталия:

          Я выражаю своё мнение по поднятой теме, меньше всего думая при этом о цвете диплома автора. А вы переходите на личности.

  • Инна:

    А я считаю автор прав. Все лезут в институты, а потом торгуют . У меня масса знакомых: юрист развозит булки, архитектор делает прически, строитель оператор в колл центре, пожарный инспектор на завод за станок встал. Зачем было учиться в институте? Причем многие не учились, а просто ходили в институт, за все годы учебы не имея ни одной тетрадки с конспектами. Учились все на бюджете, просто чтобы учиться платили в карман. Раньше в институте учились лучшие, оттого у нас кругом теперь непрофессионалы.

  • ТАТЬЯНА:

    ИНОГДА И В ШКОЛЕ УЧИТЕЛЯ ПРОСТО НЕВЗЛЮБИЛИ РЕБЕНКА...ПО РАЗНЫМ ПРИЧИНАМ...ДАЖЕ НЕ ИЗ ЗА ПОВЕДЕНИЯ...МОЖЕТ ИЗ ЗА РОДИТЕЛЕЙ...Я КОГДА УЧИЛАСЬ В ШКОЛЕ СЛУЧИЛСЯ КОНФЛИКТ С КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ(ОБОЗВАЛ ВСЕХ ДЕВОЧЕК ПЛОХИМИ СЛОВАМИ ЗА ТО ЧТО СИДЕЛИ С ОДНОКЛАССНИКАМИ КУШАЛИ ПОСЛЕ РАБОТЫ В ПОЛЕ)..НУ МЫ ВСЕ УШЛИ ...ТАК НАМ СКАЗАЛИ УЧИТЕЛЯ ПОСМОТРИМ ПО ОКОНЧАНИИ ШКОЛЫ,КАК ВЫ ЗА НАМИ ХОДИТЬ БУДЕТЕ...ПОСТАВИЛИ В АТТЕСТАТ ОЦЕНКИ ЗАНИЖЕННЫЕ...ЭТО СУДЕБНОЕ ДЕЛО..НО ВСЕ ЖЕ ЗНАЛИ СВОИ ОЦЕНКИ..

  • Елена:

    На образование экономистов, бухов, юристов деньги государство фактически не тратит. Автор видимо давно не был на днях открытых дверей в ВУЗах Ростова. Эти специальности только в платном режиме. За счёт бюджета у нас учатся в основном технари, педагоги, некоторая часть врачей(особенно если есть направление и квота). В школах сейчас тоже набор в 10 класс сокращён как минимум вдвое, набирают из 2-х девятых один по конкурсу. Так что где там троечники в 10-11 классе - это ещё вопрос. В большинстве школ города уже пару-тройку лет тенденция не принимать документы в 10 класс, троечники массово идут в колледжи по баллам аттестатов.
    А на кассах сейчас сядут ещё и 50-летние, которым теперь до 63 работать, потому как в менеджеры они для руководства не интересны, и вообще нигде не интересны. Разве что прожжёный главбух задержится (если здоровье и нервы позволяют), который держит руку на пульсе у начальства.

  • Роман:

    Почему то мои комментарии стали блокировать )) Наверное правду пишу)))

  • Роман:

    Если бы автор статьи был квалифицированным журналистом с красным дипломом тогда он работал бы в каком нибудь модном издании, а он пишет в интернет. Где каждый пользователь может назваться журналистом, а если учесть насколько эти статьи нелепые то не сложно догадаться где был взят диплом автора статьи. Если он у него вообще есть. Я не удивлюсь если у него только удостоверение тракториста- машиниста )))))

    • Микола:

      А вы знаете много модных изданий в Ростове?

    • Алексей:

      Все обсуждают статью автора, а не самого автора. Не интересно читать Ваши злобные выпады в адрес автора и образование автора никого не интересует, а Вы , как дятел одно и то же: "тракторист-машинист".......

  • Роман:

    Автору статьи. Иди на трактор работать, тунеядец. Или хотя бы ключи слесарям подавать. Там от тебя больше пользы будет

    • Модератор Большого Ростова:

      За прямое оскорбление оппонентов Вы лишаетесь возможности оставлять комментарии на сайте

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий» Вы соглашаетесь с Правилами.
Если не работают лайки-дизлайки, читайте здесь

Материалы с лучшими фото

Счетчики, соцсети

  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru