
Когда читаешь отчёты служб занятости Ростовской области, ты видишь: более 70 процентов вакансий – это рабочие специальности. А в высшие учебные заведения стремятся поступить едва ли не 100 процентов выпускников школ. Ну, может быть, за редким исключением. И тех, кто не учится в каком-нибудь вузе, считают либо странным, либо неудачником.
И вот что интересно. Все эти поступившие и многие с горем пополам окончившие университеты потом пытаются куда-нибудь устроиться на работу. А вакансии – в основном рабочих специальностей. И что делать?
Что-что? – Я знал, например, одну лифтёршу с высшим юридическим образованием. И ничего, радовалась, что хоть куда-то устроилась!
Я тут на досуге сравнил ситуацию в РСФСР и в нынешней Российской Федерации в плане высшего образования. Советский Союз брать не стал, а именно одну и ту же страну.
В 1989 году (когда проводилась последняя в СССР перепись населения) в РСФСР проживало 147,4 млн человек. На 1 января 2025 года по оценке Росстата в России проживало 146 119 928 постоянных жителей. То есть цифры сопоставимы.
А теперь давайте посмотрим, как менялась структура высшего образования за эти годы.
Итак, вузов в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике было в 1985 году было 502. К 1998 году их число в России увеличилось почти вдвое – до 914. Из них свыше трети были частными. По данным 2014 года, в стране работало 2 649 учреждений высшего образования (вузов и их филиалов), в том числе 1 027 негосударственных. Профессорско-преподавательский состав вузов составлял более 271 тыс. человек.
Я как-то посчитал количество вузов в Ростовской области. Относительно серьёзных оказалось аж 43! А с филиалами и филиальчиками – вдвое больше: 86! Конечно, за последние пять-шесть лет их число поубавилось - сейчас их что-то около 50.
Ростовская область всегда отличалась большим количеством вузов, и во времена СССР их в области было до 15. То есть сейчас – в 3,5 с лишним раза больше! Это при том, что численность населения на Дону с тех пор практически не изменилась: примерно 4,2 млн человек.
В 1990 году в Ростовской области было почти 90 тысяч студентов (89,6). Знаете, сколько теперь? По некоторым данным, почти 140 тысяч!
Похожая обстановка и в целом по стране. Студентов у нас в середине 80-х было почти три миллиона, в конце 90-х их стало 3,5 миллиона. А в этом учебном году обучение в вузах начали порядка 5 млн студентов!
И если в РСФСР на 10 тысяч населения приходилось около 200 студентов, то сейчас – около 350.
Такое обилие цифр, надеюсь, вас не утомило. Ведь глядя на эти цифры, можно себе представить, какие колоссальные средства расходуются по стране на образование! Это триллионы рублей! В Ростовской области – десятки миллиардов.
Конечно, образование, здравоохранение, культура – это столпы нашего общества. Будешь меньше расходовать на эти цели – страна скатится в пропасть. Однако расходы-то должны быть эффективными!
Ну вот скажите, зачем государству тратить огромные деньги на подготовку такого числа студентов, которое это государство не сможет занять в экономике по специальности?
Затраты государства на обучение одного студента, например, в Южном федеральном университете несколько лет назад составляли примерно 120-150 тысяч рублей в год. Пусть в среднем по стране эта сумма даже в два раза меньше. Но даже если по 60-80 тысяч государство будет тратить на «лишних» 3 миллиона студентов в год, получатся сотни миллиардов рублей! Это сопоставимо с годовым бюджетом целого региона.
Как бы это жестоко ни звучало, а государство ежегодно фактически выбрасывает деньги на подготовку специалистов, не востребованных в экономике.
Когда это начинаешь представлять, становится непонятной такая щедрость государства, где многие люди живут у края нищеты и считают копейки на лекарства, в то время как огромные деньги уходят на обучение, извините, лоботрясов, которые и занятия посещают через раз, а то и не учатся вовсе.
Поэтому я абсолютно солидарен с инициативой, фактически перекрывающей путь троечникам в вузы.
Сейчас в российские университеты по-прежнему необоснованно принимают людей с минимальными баллами по ЕГЭ. Ну да, это ни для кого не секрет. Но вот что с этим делать?
В ближайшее время будет повышен проходной балл, кажется, до 50 даже для поступления на коммерческой основе в вузы.
Учебные заведения должны перестать «гоняться за абитуриентами» и внимательнее контролировать прием учащихся как на бюджетные, так и на платные отделения. Ну не нужно России ни столько студентов, ни столько университетов!
Может, это в конце концов будет способствовать повышению престижа образования? Ведь меньше станет не только студентов – работы лишатся и преподаватели. Не думаю, что и по этому поводу стоит сильно сокрушаться: в последние десятилетия тех, кто фактическим купил или "сплагиатил" диссертацию и учёную степень, стало поразительно много. Среди чиновников высшего уровня – куда ни плюнь, всяк попадёшь в профессора и даже в академика. Когда человек, труждаясь на государственной должности, успевает окончить три вуза и защитить две кандидатских диссертации и докторскую, причём по разным направлениям, это уже о чём-то говорит. И никакие кампании по уличению в плагиате здесь не помогут.
То же самое и с высшим образованием. Ведь если раньше кандидаты наук шли в дворники, чтобы получить жильё, то теперь экономисты, юристы, переводчики да и большое число дипломированных молодых педагогов идут работать консьержами, лифтёрами, таксистами, мерчендайзерами – в «Магнит» и «Пятёрочку» на кассу. И совсем не ради жилья, а для того, чтобы хоть где-то работать!
Нет, я совсем ничего не имею против девушек на кассах в магазинах – это труд тяжёлый и даже по ростовским меркам вполне достойно оплачиваемый. Однако высшее образование на этом месте не нужно совершенно! А потому стоит ли учиться, пять лет недоедать, недосыпать, чтобы в конце концов на подобном рабочем месте успокоиться? Думаю, что большинство со мной в этом согласится.
Но для тех родителей, у кого мальчики и кто толкает их в вузы лишь для того, чтобы получить отсрочку от армии, есть приятная новость: отсрочка от армии предоставляется студентам, поступившим и в колледж после 9-го или 11-го класса, на весь период обучения. Что, в общем, правильно. Да и в армии готовые специалисты по тому или иному направлению могут оказаться гораздо нужнее. Ведь уже создаются так называемые «научные роты», куда направляют наиболее талантливых выпускников вузов для прохождения военной службы, так сказать, головой. А разве не нужны в армии повара, водители, трактористы? Например, моё удостоверение тракториста в своё время сыграло решающую роль при направлении в своё время на службу в танковые войска.
Казалось бы, вот и славненько, всё поменяется – и заживём мы лучше и лучше. Однако не всё так просто.
Ведь сама система нынешнего школьного образования заточена как раз под то, чтобы все выпускники школ поступали в вузы.
Не верите? А вот вы подумайте: зачем в противном случае нужен вообще ЕГЭ? Ведь не секрет, что есть учащиеся, которые патологически не могут воспринимать те или иные предметы. Кому-то, например, не даётся математика. А кто-то, сколько его ни учи, никогда не сможет писать грамотно. Третьи вообще не хотят учиться и не собираются поступать ни в какой вуз. Для чего же им – ЕГЭ?!
Ещё несколько лет назад договорились проводить выпускные экзамены максимально честно. Поставили кто глушилки, кто досмотр на входе проводил с собаками, кто следил в четыре глаза и не допускал списывания. В общем, ЕГЭ прошёл в стране относительно честно. Могут ведь!
Ну, ладно. А когда начали подводить итоги этого ЕГЭ, особенно по обязательным предметам, схватились за голову. Даже с оглашением результатов припоздали, потому как решали, как поступить в сложившейся ситуации. Оказалось, что более 20 процентов выпускников по стране не преодолели минимальный порог по обоим предметам. То есть каждому пятому фактически надо было вместо аттестата выдавать справку!
И что сделали? А сделали проще: снизили задним числом минимальные пороги, и в разряд грамотных автоматически перешли десятки тысяч неграмотных выпускников. Которые, отмечу, получили право поступать в вузы и многие из которых в эти вузы как раз-таки и поступили, не собираясь, как и в школе, учиться, а только – просиживать штаны.
И тут верхи начали фонтанировать инициативами. Сначала решили давать возможность пересдачи ЕГЭ чуть ли не каждый день, даже круглый дурак в этом случае как-нибудь изловчится списать, чтобы не портить общие показатели успеваемости.
А потом в недрах власти родилась новая инициатива: действительно, зачем заставлять сдавать ЕГЭ тех, кто в вузы не пойдёт? Для чего мучиться? Пусть учителя им выставляют средние оценки – и всех делов. А ЕГЭ пусть сдают те, кто собрался поступать. Справедливо? Справедливо!
Но, поскольку сразу всё порушить невозможно, решили делать это поэтапно. Так, по математике теперь два уровня сложности на ЕГЭ: для тех, кто поступает в технические вузы, и для тех, кому нужно лишь преодолеть порог. И этот порог составляет всего …2-3 балла. Ну, не сдать невозможно! Хотя знаете – и тут умудряются!
Только вот ведь незадача! Надо менять всю систему нынешнего образования, потому как она, как я уже говорил, заточена для всех выпускников под поступление в вуз. Мы ведь с её внедрением отказались от вузовских испытаний. А теперь что?
В этой ситуации мне больше всего жаль школьных учителей. Если до этих пор лодыри за партами боялись не сдать ЕГЭ и хоть что-то там учили, то теперь они мариванне на голову сядут и учить уж точно ничего не будут. А судя по тому, какой скверный и невоспитанный теперь народ пошёл, начнут ещё и хамить. То есть фактически не будут давать возможности учиться и тем, кто собирается поступать в вузы. И школы будут вынуждены делить классы по уровню подготовки учащихся. Что уже попахивает дискриминацией. То есть проблем немало. Но процесс, как говорится, пошёл.
Так, на днях стало известно, что в Ростовской области в 2026 году упростят поступление в колледжи для девятиклассников.
С 2026 года девятиклассники из Ростовской области смогут при поступлении в колледжи сдавать не четыре, а всего два экзамена – русский язык и математику. При этом ученики, которые планируют продолжить обучение в 10-11 классах школы, сдают ОГЭ по прежним правилам.
Сейчас по упрощенной схеме экзамены сдают только школьники Москвы, Петербурга и Липецкой области. За первый год эксперимента два экзамена выбрали более четверти всех девятиклассников из этих регионов. Количество бюджетных мест в колледжах выросло там на 30% к уровню 2024 года, а число тех, кто не сдал ОГЭ с первого раза, сократилось на 40%. Расширение пилотного проекта одобрило правительство, законопроект вскоре будет внесен в Госдуму.
Проект направлен на решение одной из ключевых задач – обеспечение экономики региона квалифицированными кадрами.
Правда, это будет касаться не всех поголовно девятиклассников, а только тех, кто готов продолжать обучение по востребованным для донской экономики специальностям.
Участие в проекте позволит увеличить число бюджетных мест в колледжах для выпускников 9-х классов по приоритетным для донского региона направлениям: в машиностроении, металлообработке, радиоэлектронике, сельском хозяйстве, образовании, медицине и других. По 160 востребованным профессиям и специальностям кадры будут готовить 45 донских колледжей-участников «пилота».
И знаете, о чём я думаю? Что в ближайшие годы этот чудовищный эксперимент с ЕГЭ должны отменить полностью. Нет, что-то вроде ЕГЭ останется, но оно уйдёт из школы. Будут организованы независимые центры тестирования, куда придут выпускники для сдачи экзамена в вуз. А в школе будут свои экзамены – как и прежде. И не будет этой гонки за знаниями в ущерб воспитанию, в ущерб чтению, грамотности, формированию гражданской позиции. Школа снова будет прежней – обновлённой, но прежней: духовными яслями и путеводным маяком на всю жизнь. Очень надеюсь на это.
Фото с сайта правительства Ростовской области
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

