Всё о школе

Новости города Ростова-на-Дону и юга России
> в России Трагедия Керчи может произойти в любом городе России. В любом

Проблема в том, что предотвратить керченскую бойню было невозможно. По крайней мере - за несколько минут. И даже часов. И даже - лет... 

Напомним, 17 октября в Керчи случилась трагедия: студент политехнического колледжа принёс самодельную бомбу и заложил её в столовой, после чего вышел в коридор и стал заходить в аудитории, расстреливая своих товарищей.

Погибли шестеро сотрудников колледжа и 15 фактически детей, ещё около 80 человек получили ранения, несколько в тяжёлом положении и до сих пор находятся в больницах Москвы и Краснодара.

После этого поставили посты у каждого садика, школы и техникума в Керчи, на уровне страны обсуждается вопрос о том, чтобы поднять возраст регистрации оружия до 21 года. Ну да, как автомат Калашникова давать, так с 18 лет, а тут... Нелогично как-то. Но не об этом речь.

А теперь представьте: студент учится в техникуме четыре года. Все охранники давно его знают. "Привет, дядя Вася!" - "Привет, Слава!" И всё...

Вы думаете, что точно так же, если не хуже, не может произойти у нас? Да вспомните, что случилось в Ростове буквально месяц назад. Ученик пронёс в здание гимназии то ли перцовый, то ли газовый баллончик - школу эвакуировали, нескольких даже отвезли в больницу. 

Ну, есть там турникет, сидит какая-нибудь баба дуся (простите меня, уважаемые вахтёры - не знаю, как по имени-отчеству), она если и не сможет сдержать чужого, то поднимет хай, нажмёт тревожную кнопку. А если свой? - "Проходи, Петечка!"

И что, скажете, не может быть? В том-то и дело, что может, причём где угодно, в какой угодно школе. Ну, поставите вы даже рамки на входе - он керамический нож пронесёт, сделает "розочку" из бутылки, и не остановишь. 

Стержень должен быть внутри. Человек, особенно подросток, не должен оставаться без контроля взрослых, не должен быть годами один на один со своими мыслями, со своей, может быть, глубокой душевной травмой. И здесь нужно подростка уберечь от себя самого.

С этим справляться во времена СССР семье помогала школа. Детей воспитывало государство. А потом они оказались как будто государству и не нужны, разве что в армию. Вот и пожинаем плоды.

Я уже как-то рассказывал о том, как в моей прежней педагогической практике был случай превращения маленького мальчика в молодого маньяка. 

Помнится, много-много лет назад, в "лихие девяностые", работал я учителем в одной из сельских школ. В наши южные края рано приходит тепло, и первого марта на моём столе уже стояли нежные жёлтые нарциссы – кто-то из детей притащил со своего палисадника. В тот день мы разбирали чудное стихотворение Николая Рыленкова «Всё в тающей дымке». Оно такое нехитрое, про нашу русскую природу. Мне казалось, что главные слова в нём – «Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце». Как раз о том же писал и Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».

В тот день мы слушали «Времена года» Чайковского, Вивальди, Глазунова, трогали нежные лепестки нарциссов, впускали в форточку весну, вдыхали густой запах просыпающейся земли…

Я чувствовал, как души моих пятиклашек размягчаются, как дети уже начинают шептать слова этих милых стихов, чувствовать их изнутри…

Я вывел ребят на улицу. Уже тенькали синицы, яростно кричали воробьи, приветствуя весну, тёплый ветер задувал в лицо, а воздух струился (вы разве не замечали, что в тёплые дни ранней весны можно видеть струящийся воздух?!), в школьном парке из-под земли только-только пробились, но уже брызнули ярким жёлтым цветом какие-то маленькие первые цветы.

И все дети радовались, как будто заново для себя открыли эту нехитрую красоту родной земли.

Вот только все, да не все. Один мальчик, в то время как другие выискивали пробивающуюся травку, листики и цветочки, нашёл совершенно другое и начал радостно орать на весь парк: «Смотрите – говно!»

В тот момент я почувствовал, как с грохотом рушится такое хрупкое здание нарождающегося детского ощущения красоты. Я быстро постарался перевести разговор, не стал заострять внимание на поведении мальчишки, тем более что он, в общем, был в этом не виноват. Ребёнок из трудной семьи. Ему и нельзя было размягчаться, потому как суровая действительность его домашнего окружения не позволяла иметь мягкую душу.

Я недолго общался с этими детьми – кажется, через год или через два переехал на новое место жительства. Однако и спустя более четверти века они помнят, пишут иногда. А тот мальчик… Тот мальчик, лишь немного повзрослев, совершил страшное преступление. Он тоже вырос романтиком – таким, какими бывают некоторые маньяки. Мальчик этот однажды ночью вырезал целую семью. А когда на следствии его спросили, зачем он это сделал, он сказал: «Хотел посмотреть, как блестит кровь при луне»…

…Раньше недостатки семейного воспитания восполняла школа. А сейчас зачастую от школы приходится спасаться в семье. И горе тому ребёнку, который ни там, ни там спасения не находит.

Если три десятка лет назад совершалось какое-то преступление, общество вставало на защиту своих устоев. А теперь – как добрый день. Сын убил мать, брат зарезал сестру, отец изнасиловал дочь… Каждый день эти темы – в лентах новостей. И мы просто перестаём обращать на них внимание. Но в этом самом гнусном мире живут наши дети! И их неокрепшая психика воспринимает зачастую только негатив.

Наши дети плачут только от боли, от обиды. Некоторые психологи утверждают, что человек плачет из жалости к себе. И даже если ситуация внешне его не касается, то он все равно проецирует ее на себя, представляет, что бы чувствовал он в этой ситуации, и начинает плакать. Например, на похоронах человек плачет потому, что видит смерть и понимает, что и ему ее не избежать. Глядя на муки больного человека или животного, он представляет, что болен он сам. Когда человек теряет близкого, он жалеет себя, потому что стал одинок. И т.п.

Я думаю: бестолковые эти психологи! Просто бестолковые и циничные! И даже если ребёнок просит другого не мучить животное, приводя в качестве аргумента «А ты представь, что тебе так делают больно!», это далеко не проекция на себя и не жалость к себе, а сострадание именно тому живому существу, которое чувствует такую боль. И по умершему человеку плачут не из страха собственной смерти, а чаще всего именно из жалости. Потому как многие люди и к своей-то жизни относятся без должного уважения – где уж тут бояться смерти!

Но дети наши разучаются плакать из сострадания. А потому что их этому никто не учит.

В 1973 году на экраны страны вышел фильм с запоминающимся названием – «Кому он нужен, этот Васька?» Фильм об отношении к животным, фильм документальный. Но его смотрела вся страна. В «Огоньке» тогда появилась рецензия, в которой автор написал: «Уверен: если ребенку жалко маленькую птичку, он обязательно вырастет добрым человеком. И наоборот: мучитель животных наверняка порочен и в отношениях с людьми». Думаю, что это правильно.

Нельзя запрещать ребёнку телевизор, хотя это явный враг психики. Наше телевидение сдалось, и уже практически нет ни детских каналов, ни нормальных детских передач. Даже по «Карусели» показывают какие-то американские мультики про монстров. Ребёнок смотрит боевики и ужастики, и вместо того чтобы помогать в воспитании, наше телевидение и нынешний кинематограф будят в юном человеке самые низменные чувства – без оттенков.

Жалость, сострадание требуют душевного труда, а нашим детям подают информационную жвачку. Спланированная ли это диверсия? Не знаю. Но что халатность – это точно.

Наши дети уже не плачут над «Муму», потому что им неинтересно слушать, а тем более читать всю эту тургеневскую тягомотину. И всё труднее и труднее стимулировать их к чтению добрых книг и к просмотру хороших фильмов.

У меня дома интернет-телевидение от одного из отечественных провайдеров. И случилась какая-то там у них авария. О, это были хорошие дни! Мой сын наконец-то посмотрел «Белого Бима, Чёрное ухо». Сам посмотрел, пока нас не было дома. Что сказал? – «Плохой фильм: я три раза плакал!» А я так радовался, что сын именно так этот фильм воспринял!

Вообще, в мире столько зла! Сейчас никому, даже близким своим друзьям, нельзя жаловаться на болезни детей или рассказывать об успехах. Будет плохо – людям радость, будет хорошо – людям зависть. Ещё у Шекспира: «The time is out of joint» - «время вывихнулось».

Что хорошо, что плохо, как правильно жить? Кто знает? Одна девочка лет семи хвасталась во дворе перед сверстниками: «Да у моего папы пачки денег, а вы, наверное, и пятисот рублей в руках не держали!» Я подумал, что этот ребёнок с детских лет уже пропал. В её семье царит культ денег, и никогда уже эта девочка не сможет радоваться тому, чего нельзя за деньги купить.

Жизнь перестаёт представлять ценность, поскольку в большинстве нравящихся нашим детям компьютерных игр обязательно надо кого-то убивать, и при этом у героев игр есть несколько запасных жизней. То есть в детское сознание внедряется уверенность, что можно убить чуть-чуть, не понарошку, что можно убить со злости, а потом успокоиться и простить. И при этом всё будет как раньше. Но ведь как раньше – не будет! Этого детям никто не объясняет.

Жизнь потеряла цену, в том числе жизнь другого живого существа – собаки, кошки, лошади…

Умение сострадать – оно либо есть, либо его нет. Жестокость не отмолишь в церкви, от греха не откупишься подаянием. Посочувствовать и помочь другому можно по-разному. Часто доброе слово и участие бывают важнее денег. И способность заплакать от жалости к другому здесь играет важную роль.

Священники говорят, что слезы – это дар Божий, посланным нам для очищения. Со слезами, утверждают они, выходит весь негатив, накопленный в жизни.

А если таких слёз нет, негатив этот накапливается, остаётся в человеке и всё равно ищет выхода – в злобе, в ненависти к другому, в желании оскорбить, ударить, убить. Это закладывается с детства.

И сейчас, на сломе эпох, когда мы, бродя, как евреи за Моисеем, уже скоро как сорок лет ищем свою идентичность, изменения нашего сознания и духовного мировосприятия становятся особенно болезненными. В этой сутолоке политических амбиций, экономического и правового беспредела как бы нам не потерять главное – своё будущее, то есть наших детей и внуков.

Какое будущее у них? Что их ждёт? В школе сейчас в большинстве своём урокодатели. Из воспитательных мероприятий остались аниматоры, походы в боулинг, поездки на турбазу или в "крейзи-парк". И двойки, двойки, двойки...

Школьная жизнь на протяжении нескольких лет (по крайней мере с девятого класса) - это скучная, банальная подготовка к ЕГЭ. А и поступит в колледж или вуз - после куда идти? Без опыта не берут, а опыт где приобретать - на кассе в "Магните"? То есть если ты без роду - без племени, а у родителей денег нет и уехать некуда, жизнь твоя будет серой и безрадостной, хоть и с дипломом.

Выпускникам вузов и техникумов, невзирая на полученные знания и имеющиеся достижения, без знакомств и откровенной протекции зачастую устроиться на престижную работу очень сложно. Да и средняя зарплата в том же Ростове в три раза ниже, чем средняя по Москве. А молодому так и вообще могут положить в начале "карьеры" тысяч 15 (а что ты хотел - сразу сотку?!).

Общественные организации вроде пионерии и комсомола разрушились, кто-то что-то пытается восстановить, но в идеологию современного российского общества всё это никак не вписывается. И потому молодые люди оказываются фактически брошенными. У многих нет друзей, нет увлечений, родителям не до них, школе и подавно. Вуз и техникум вообще построены фактически на свободном посещении, а культурно-массовые мероприятия - только для желающих.

В молодых людях воспитывается индивидуализм, а он предполагает в лучшем случае равнодушие к другим, если не агрессию.

Один на один с собой, да ещё в большом шумном городе - человек попросту может сойти с ума. И ни он сам, ни окружающие этого не заметят. Не зря же в Ростове, например, так много психически неуравновешенных людей

Совокупность этого всего и приводит к трагедиям, подобной керченской. И вы хоть радары поставьте в учебных учреждениях, хоть за каждым классом охранника закрепи - это не спасёт от возможности повторения трагедии.

Уже все давно понимают: для того чтобы выжить, чтобы не потерять то, что было наработано веками нашими предками, не растерять культуру страны, нужно менять саму страну: систему образования и воспитания, трудоустройства, работы с молодёжью и вообще - отношения к человеку.

Это как у Хемингуэя: не спрашивай, по ком звонит Колокол, - он звонит по тебе...

Игорь Северный

От редакции. Уважаемые читатели "Большого Ростова! Если вам кажется интересна эта статья или другие материалы, делитесь ими на своих страничках в соцсетях, отправляйте ссылки своим друзьям и знакомым, обсуждайте.


____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

Комментарии

  • (4)(1)

    Подпишусь по каждым словом. Детям нашим очень тяжело расти в нашем мире. Недавно моя дочь на свой день рождения расплакалась: "Не хочу расти, не хочу быть взрослой, не хочу как ты работать с утра до вечера, чтобы нас обеспечить. Учиться, зубрить, потому что без образования не найти хорошей работы. Не смогу выбрать работу по душе, потому что там мало платят, не смогу обеспечить своих детей. Придется идти работать туда, где платят, но не лежит душа. Мама, я Не ХОЧУ быть взрослой!" И я так растерялась: никогда не думала, что со стороны наша жизнь так выглядит, как постоянная борьба... за которой мы не успеваем радоваться жизни, дарить близким тепло, просто разговаривать о жизни.

  • (1)(0)

    Я тоже подписываюсь под каждым словом этого настоящего ЧЕЛОВЕКА,УЧИТЕЛЯ с большой буквы,который написал очень правильную статью,ведь и в самом деле, в школе сейчас эти "умники" убрали из школы такое понятие, как воспитание...И результат --НАЛИЦО!!! Таких учителей, как этот автор статьи побольше бы в наших школа!!!! Я говорю этому учителю. настоящему знатоку детских душ--ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!

  • (1)(0)

    Пусть (...) свои ЕГЭ вернут в школу прежнее образование

  • (0)(0)

    Глас вопиющего в пустыне.

  • (2)(0)

    Прекрасная статья! Но ценности в ней изложенные находятся за пределами целевых установок нынешних властей. Другие ориентиры, другие ценности ( ценности ли они вообще) деньги, деньги и деньги, а ещё какая-то пресловутая успешность... Только успешность в чем? Центром государства СССР был ЧЕЛОВЕК! Сейчас что?

  • (0)(0)

    Власти можно обсуждать долго и муторно.
    Только начинать надо с себя. Свои действия, свои поступки - дети отражение нас.
    Хотя не спорю - то что в СССР было "отработкой" - то же "распределение" - сейчас можно только мечтать.....
    Да это воспринималось как "каторга" - типа "обязан". Сейчас понимаешь что за эти годы тебе вбивали простейшие навыки работы, при этом следили за соблюдение правил безопасной работы и собственно учили практической работе.....
    Эх, многое мы потеряли....

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий» Вы соглашаетесь с Правилами

Поделиться этой новостью:
Рубрики