Мимо этого театра мы проходили много лет. Вернее – не мимо, а – над. Ибо сам театр «Человек в кубе» расположен хоть и в центре города, но всё-таки в подвальчике – на Большой Садовой.
Ну, в нашем понимании театр – это нечто монументальное, грандиозное. Ростов на театры не обижен – и то правда. Ну что может этот какой-то – который «в кубе»? А он живёт себе и живёт. Проходят тяжёлые времена, кризисы всякие, многое закрывается, рушится, а этот – живёт! Почему – странно? Нет, не странно!
В начале этого года, только вырвавшись из цепких лап коронавируса, который подкосил нашу семью и заставил по-иному взглянуть на мир, спектакль в этом подвальчике стал первым нашим выходом в свет, а фактически – возвращением к жизни.
Привлёк спектакль в репертуаре – по «Повести о Сонечке» Марины Цветаевой. Мы с трудом себе представляли, как можно поставить это произведение, сотканное великим поэтом из лоскутов впечатлений, событий и – любви!
Сонечка Голлидэй или нет – та самая Сонечка, вечная Сонечка, пока мир стоит?
Маленький зал на три десятка мест, маленькая сцена, переходящая в зрительный зал, как будто вытекающая из него. Две актрисы. Всё.
Но какая это была игра! Надрыв, страсть, настоящее чувство – игра, как в последний раз, на изломе, на грани чувств, натянутых, как струна…
Я об этом тогда даже не могла рассказать здесь – так сильно было впечатление: боялась поранить. Но тогда списала это на яркость душевных красок после бегства от края Бездны после болезни.
Потом мы ходили во все театры Ростова, и по многу раз, ездили в другие города. Но про тот милый подвальчик помнили.
И вот решили снова пойти. Так случилось, что всё вокруг пересмотрели, и не по одному разу. А тут дают «Поэму без героя» Анны Ахматовой. Произведение тяжёлое, трагическое и, кажется, совершенно не для сцены – ну как его можно поставить! Оказывается – можно…
Сегодня мы поняли, что в тот раз, в первое посещение, не ошиблись. Впечатление от театра было верным, потому что и сам «Человек в кубе» - это впечатление, impressio.
Восхищает то, как чётко выверены детали, как весь нехитрый реквизит используется зачастую неожиданно и работает на то самое впечатление. И тексты Цветаевой и Ахматовой – тоже.
Однако далеко не всегда текст вытягивает спектакль. Так, в мае этого года мы были на экспериментальном показе спектакля-«сырца» в Молодёжке. Ну, это вроде как голосование – что ставить. Давали бунинское «Лёгкое дыхание». Да, сам текст, в общем, о пошлой интрижке. Но слово Бунина, полное глубинного эротизма, никогда не падало в пошлость. А «сырец»-заготовка спектакля – упал. Поэтому мы и не пошли потом на сам спектакль, ибо видели уже, ЧТО это будет.
Не спас прекрасный текст Ибсена и «Пера Гюнта» в Таганроге. Ну, своё мнение не навязываем – просто нам так кажется. Кто не знаком с Ибсеном и с Григом, видимо, могут так и не считать.
А здесь, в этом театре, великий текст не испорчен, он – главное действующее лицо спектакля!
Мне кажется, даже если бы эти девушки-актрисы вообще не передвигались по сцене, вообще не играли, а только читали Ахматову – и в этом случае у спектакля был бы ошеломляющий успех. Ибо они читают не только профессионально, но главное – из души, из самых её глубин, из страдания, которое и заложено в «Поэме без героя».
Но есть и ещё одно, что отличает этот театр. Всё-таки он – элитарный, элитный, камерный. Неподготовленный зритель вряд ли получи здесь удовольствие, если пришёл просто отдохнуть. Все два часа актёры держат в напряжении и заставляют РАБОТАТЬ. Работать мысли, чувства, впечатления – то самое impressio.
На спектакли этого театра трудно ходить по нескольку раз в неделю и даже по нескольку раз в месяц – душа, конечно, обязана трудиться, но ТАК трудиться ей тяжело. Душе нужно всё увиденное осознать, сделать своим, «пнинизировать», как определил это в одном из романов Набоков.
Но секрет театра «Человек в кубе» раскрыт. Если бы актёры сбились, сфальшивили, сыграли бы вполсилы, через неделю у них было бы гораздо меньше зрителей, через месяц – не было бы вовсе. И театр бы просто перестал существовать!
Секрет того, что театр существует, несмотря на кризисы, как раз и состоит в том, что режиссёр, актёры и все работники сцены не позволяют себе халтурить.
Учитывая количество зрительных мест в зале и на фоне этого относительно малую цену за билеты, люди работают здесь потому, что это им нравится, это их призвание. Это достойно уважения и восхищения. Спасибо, что вы есть! Браво!
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.