У сатирика Михаила Задорнова был даже целый концерт под названием «Ну тупые!» - о восприятии американцами действительности и о разнице нашего и их восприятия. Нам кажется, что мы такие умные-разумные, а они – тупые.
Так ли это на самом деле, говорить сложно. Просто они – другие. У них человеку свойственно интересоваться только своей страной, вся система образования на этом построена, в отличие от нашей. Поэтому то, что для нас естественно (знать историю, географию и т.д.), для них как минимум странно. У них другие интересы.
При СССР многие россияне на выходе из школы были энциклопедистами – дети получали знания из различных отраслей науки. И были умнее, образованнее, самостоятельнее в суждениях, чем нынешние школьники. Нужно ли было такое количество знаний впихивать в головы советских учеников?
Но когда советская наука вышла на лидирующие позиции в мире, когда гражданин СССР первым полетел в космос, когда страна в кратчайшие сроки после войны восстановилась, а ВВП уступал только американскому, когда глобальные научные достижения реализовывались именно в Стране Советов (к сожалению, только глобальные – диверсификации экономики и её приспособления к нуждам рядового потребителя не было), американцы и многие другие задумались: что-то не так в их образовании. И начали перенимать лучшее из советской системы образования, при этом одновременно стремясь разрушить то хорошее у нас. Если забежать вперёд, то можно сказать, что им это очень даже удалось. Но об этом позже.
Ну, а если отвлечься от американцев, россиян и порассуждать о человечестве вообще, то оно, конечно же, тупеет, вернее – тупеют индивиды. Это парадокс: знания множатся, технологии все совершеннее, все вместе мы могущественнее, а каждый в отдельности все слабее. Почему так происходит? Потому что легче стало жить и не нужны многие навыки, они атрофируются. Бог его знает, кто сейчас сидит за каким-нибудь важным пультом или на совещании принимает судьбоносное решение. Человек сейчас самое слабое звено.
Мы стали похожи на американцев. Вся система образования и питания вместе с телевидением и радио построена на воспитание этаких тупых зомби, мыслящих категориями из мультиков и фильмов про супермена.
И тут встает вопрос: а что, собственно, сегодня должен знать современный молодой человек, чтобы не выглядеть дремучим невеждой? Что есть нынче необходимый набор знаний?
Оказывается, экнциклопедизм сейчас не в чести. В России тридцать лет назад тоже поняли, что нельзя объять необъятное. И начали рушить систему образования. Вернее – её разрушила коррупция, а на месте разрушенного уже долгое время пытаются создать американский вариант.
Вы помните, зачем вводили ЕГЭ? Говорили о том, что это станет прозрачный, абсолютно честный способ поступления в вузы. Ну да, способ относительно честным и стал. В вузы многие поступают действительно благодаря набранным на ЕГЭ баллам. Однако тут с водой выплеснули ребёнка: ЕГЭ стал честным, а образования – не стало.
То есть из-за того, что наша правоохранительная система не сумела обеспечить в 90-е годы честность при проведении школьных и вузовских экзаменов, оказалось легче уничтожить фактически всю систему образования, чтобы потом отчитаться: у нас теперь всё честно! И что?..
Ушли в прошлое времена, когда задания ЕГЭ (КИМы) доставлялись в каждый пункт сдачи накануне, и случалось, что некоторые руководители образовательных организаций под давлением влиятельных родителей или за деньги передавали тексты заданий до наступления экзамена, что ставило выпускников в неравные условия и снижало доверие к такой форме контроля знаний. Теперь задания приходят непосредственно в каждый пункт через Интернет – за 15 минут до начала. Так что все находятся в равных условиях.
Хорошо это? Конечно хорошо!
Немаловажным фактором является и то, что в большинстве аудиторий устанавливают камеры, и в режиме онлайн можно наблюдать за ходом ЕГЭ.
Уже несколько лет как разрешено использовать так называемые «глушилки» для подавления сигнала мобильной сети – чтобы выпускники не могли воспользоваться телефонами и получать решения и ответы извне.
И вроде бы тоже всё хорошо. Но есть и обратная сторона этого процесса.
Экзамен стал честным на выходе, но подготовка к нему превратилась во многолетнюю каторгу. В учреждениях образования с начальной школы всё подчинено единственной цели – подготовке к ЕГЭ. Нагнетается обстановка тотального страха, большинство учителей в панике, поскольку не могут обеспечить качественную подготовку. Но даже если и обеспечат, никто не гарантирует ровного психологического состояния выпускника на ЕГЭ. И будь человек хоть семи пядей во лбу, паника сделает своё чёрное дело – экзамен может быть провален.
На этапах подготовки к итоговой работе в четвёртом классе, ОГЭ в 9-м классе и ЕГЭ в 11-м учащиеся и учителя живут в состоянии перманентного стресса.
Педагоги, стремясь обезопасить себя, начали бояться хороших оценок, безжалостно направо и налево ставят двойки даже хорошим детям, убивая интерес к предмету с самого начала его изучения. Ведь если ученик на экзамене покажет оценку выше – честь и хвала учителю, а если ниже – не научил педагог. Вот и появляется в стране тотальное поколение троечников. Ну, а часто болеющих детей (такое тоже нередко случается) подталкивают к решению перейти на домашнее обучение, не считаясь с тем, что это грозит асоциализацией и зачастую ломает судьбу ребёнку.
Добрые, человеческие отношения в школе перестают быть, всё подчинено страху – как бы сдать экзамен под прицелами камер! Этот страх педагоги внушают детям, родителям. Средняя школа чем дальше, тем больше становится школой страха.
В большинстве случаев о воспитательных мероприятиях нет и речи, максимум – приглашение аниматоров или походы на выставки, поездки на экскурсии, в театр. Классный час как основная форма воспитания практически утрачен.
Но школа перестала и образовывать, переложив функции образования на репетиторов. Репетиторов родители начинают нанимать уже с 1-го класса, а уж о выпускных и говорить не приходится. Без репетиторов хорошие оценки получить трудно.
Такая система не только выкачивает деньги из родителей, но и подрывает здоровье учеников, у которых отнимают детство, возможность гулять, заниматься любимым делом. После занятий в школе – ещё и репетиторы, в результате дети оказываются загруженными больше, чем взрослые. А не всякий неокрепший организм выдержит такое. Вот и увеличивается количество больных детей, стрессовых ситуаций, и некоторые из которых могут закончиться трагически.
Таким образом, школа постепенно становится лишним элементом в образовании ребёнка, отвлекающим его от фактического обучения.
Да, ЕГЭ действительно уже стал почти совсем честным. Но не слишком ли большую цену мы платим за эту честность?
Наши дети теперь выходят из школы недообразованными, а знания их – фрагментарны.
Недавно в СМИ прошла шокирующая информация – четверть опрошенных респондентов в России, в основном молодёжь, уверены, что Солнце движется вокруг Земли, а не наоборот. Вы скажете, организаторы опроса сгущают краски? А вот и нет.
Если у вас есть дети или внуки-школьники, попросите, чтобы они посчитали что-то в уме или в столбик, чтобы что-то начертили. Далеко не у всех это получится! А уж если говорить о гуманитарных знаниях, то их фрагментарность сейчас стала пугающей.
Если раньше история революции 1917 года и Великой Отечественной войны считались каноническими знаниями (а незнание их – почти антирежимной ересью), то сейчас иные деятели от минобра не видят ничего ужасного в том, что молодое поколение путается при ответе на вопрос, кто там кого сверг в 17-м и почему. Сегодня успешный «манагер по продажам», молодой и хорошо одетый мажор, может легко поместить полководцев Отечественной войны 1812 года на поля сражений Великой Отечественной.
Раньше в 9-м классе по географии, чтобы получить хорошую оценку, надо было выучить едва ли не все столицы мира. Сегодняшний хипстер-путешественник, в принципе, может отправиться в Будапешт (в смысле Венгрию), думая, что летит в Стамбул (в смысле в Турцию). При этом его естественной реакцией на откровение, что второй еще и бывший Константинополь, будет примерно такая: «Да ты че?!» И эти примеры почерпнуты из практического опыта общения с теми, кто уже среди нас.
И если вы ждали пришельцев из иных миров, то вот они. Иные. И готовы управлять страной, строить мосты и лечить людей.
Мол, а зачем им эти все знания: как звали лошадь Вронского, кто был членами «могучей кучки», да и даже кто такие Ленин, Троцкий и против кого воевала Россия в Первой мировой? Зачем? Ведь скоро весь мир будет опутан искусственными нейронными сетями, и подсказка в нужный момент услужливо всплывет в незамутненном мозгу. Или можно будет воспользоваться очками Google, которые ответ на вопрос с «подвохом» оперативно «транскрибируют» прямо на сетчатку глаза.
При рассказе о том, что современные американские школьники не умеют писать от руки и почти не пишут, ценители культуры прописей в российской школе воскликнут: какой ужас! Хотя зачем им писать, если они все делают на компьютере? А скоро вообще будут вводить тексты голосом. Те же юные американцы не умеют — и не пытаются научиться — складывать столбиком. Да уже не умеют этого делать и юные россияне.
В прошлом году на экраны страны вышел фильм «Скажи ей!». Коротко о сюжете. Начала двухтысячных. Семья живёт в маленькой квартирке в Питере: молодые мама и папа и десятилетний сын-школьник. Папа работает учителем в школе, мама – непонятно кем. Зарплаты маленькие, перспектив никаких, ссоры в семье. Женщина находит американского «друга», разводится с мужем, забирает сына и переезжает на ПМЖ в США. Так всё хорошо, за исключением отношений, к которым ребёнок не может приспособиться. Не буду пересказывать всё – скажу одно: в школе, когда русский мальчик начал считать не так, как учит педагог, а в столбик, его осадили. Сказали, что это не нужно и что этому мельком будут учить через несколько лет. А наш ребёнок это УЖЕ знал! Такие дела…
«А если после ядерной войны сгинет вся электроника, как они будут обходиться?» — позлорадствует какой-нибудь воспитанник старой советской школы, который всегда готов к Апокалипсису.
И пока мы так злорадствовали под юморески Задорнова над «тупыми пиндосами», в западном высшем инженерном образовании напрочь исчез за практической ненадобностью сопромат, а предмет «черчение», который был в советской школе, заменен соответствующим софтом. И вот где мы, умеющие складывать и вычитать столбиком, сейчас по уровню технологического отставания и где «тупые пиндосы»?
Но тогда вообще – что нужно давать в школе нынешнему молодому поколению? Может, прав был один наш экс-министр образования, когда говорил, что школа должна растить потребителей? Может, правы и те, кто выступает за отмену в школе предметов по отдельным дисциплинам в пользу «междисциплинарного подхода»?
Нужно ли изучать те же произведения русской литературы, что и ранее – до эпохи Интернета? Ведь после нее ничего лучше не создано. Не Акунина же, извините, с Пелевиным в школе изучать!
И почему до сих пор русская история изучается в отрыве от общемировой? И какой набор естественнонаучных знаний необходим?
Достаточно ли сведений о ненадобности совать два пальца в розетку и о предосторожности, если уж приспичило лить воду в кислоту, а не наоборот?
Некоторые спекулируют на наивных вопросах типа «А зачем это ребенку в жизни?». Такие вопросы дискредитируют любые знания и оправдывают невежество.
С точки зрения разумного прагматизма, очень многое не нужно. Особенно «мешает», конечно, литература: практической пользы тут нет никакой. Да и русский язык не нужен: текстовый редактор ошибки подчеркнёт и исправит, а уж тем более Т9.
Действительно, техслужащей нужно лишь уметь считать до 15 (тысяч) – чтобы не обманули с зарплатой, и уметь расписываться. Токарь может знать что-то из электромеханики и основ построения примитивного чертежа, а также нехитрые математические вычисления. Доктору совсем необязательно читать что-то, кроме медицинской литературы…
Мы идем своим путем, и он ведет пока лишь к тому, что быть безграмотным, невежественным, но притом оптимистично смотрящим в будущее полудебилом – это уже не стыдно. Ну да: меньше знаешь – крепче спишь.
Только вот теперь люди, выходящие из школ, университетов, дольше остаются инфантильными, не умеющими принимать решения, брать ответственность на себя. Любые мало-мальские трудности вгоняют их в депрессию. Потому что усвоены лишь несколько алгоритмов, а умение анализировать зачастую отсутствует напрочь. Надо что-то делать.
Нынешняя ситуация, при всей её страшной жестокости, всё-таки способна переломить и наше сознание, и наше бытование, и всю систему образования. Общество потребления, которое мы с помощью заокеанских «партнёров» воспитывали все эти тридцать лет, терпит крах – это видно по действиям многих представителей так называемых «элит».
Пройдёт время – оно всё расставит на свои места. Тот градус напряжения, который царит сейчас в мире, снизится. Но напрасно думать, что мы, Россия, снова войдём в этот мир на прежних условиях и с прежними правами и убеждениями.
Подпишитесь на наш Телеграм-канал!
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.
14 комментариев
Уж извините, но иногда кажется, что действительно лучше не знать историю и жить спокойно, чем вспоминать эту позорную и унизительную ее страницу - революцию, погрузившую нашу страну в десятки лет хаоса и ужаса. И породившую в итоге Сталина - одну из самых жестоких тварей прошлого века. Иногда даже радуюсь, что дети могут жить и просто вспоминать все это в виде строчки из учебника.
"жертва ЕГЭ"? Под руководством Сталина советский народ победил в ВОВ. Да. Именно, под руководством гениального руководителя. Был бы таким, как Ельцин, то мы бы проиграли войну, уверена на 100 %. Десятки лет мы жили и не знали никакого повышения цен (при Брежневе, Андропове, Черненко и частично при Горбачеве). Что качается ГУЛАГа, то тогда до войны, во время войны, после войны было много предателей. Раньше был ГУЛАГ, а сейчас ФСИН. Нет никакой разницы.
Нет, я не «жертва ЕГЭ», а наследник белого рода, единственной ветки, которая не эмигрировала. И наша семья помнит, как потеряла фактически несколько станиц, не выстояв против красной чумы. А моя жена - одна из близких веток атамана Краснова. Поэтому я хорошо знаю, о чем говорю.
А в какой там палате Наполеон? :)
Не знаю, над чем Вы юродствуете. Разумеется, я имел ввиду не вообще всё белое движение, а именно наш род и ту его ветку, которая осталась в России.
Краснов это тот который с немцами был? Полковник Белой армии, генерал-майор вермахта, начальник штаба Главного управления казачьих войск при Министерстве оккупированных восточных территорий Германии
Я тоже не из крестьян. Но с вами полностью не согласна. И своих детей и внуков воспитала как честных и порядочных людей, любящих и почитающих взрослых, и горжусь этим. У меня тоже близкие родственники попали в лагеря и ссылки. Но время было такое. Но никто и никогда не считали Сталина плохим. Я часто слышала от них о сожалению, что его нет. Поэтому удивлена вашему мирровозрению.
Толпой баранов легче управлять. Вот вся суть болонской системы.
Вам не нужно, ну и не знайте. А для миллионов людей эта страница (революция) не позорна: она им дала политическую свободу и образование. Но, чтобы не смешить народ "самым жестоким Сталиным", конечно, хоть что-то по истории нужно почитать. Кроме подготовки к ЕГЭ. Вообще, дико слышать, что наследник единственной ветки до сих пор копит обиды столетней давности... Дела плохо идут? Может, исправить ошибку предков и эмигрировать? )
Да, это действительно была большая ошибка моих предков. Я собирался эмигрировать еще в 14-ом, но все же оставалась хоть какая-то надежда и вера в Россию. Теперь ее нет, поэтому я с семьей уезжаю. Что касается Сталина, то я искренне надеюсь, что Вы его получите в итоге, Вы же так его хотите. Посмотрите, что значит жить при таком человеке на самом деле, если Ваши предки не могут напомнить.
Ну, ехайте, как говорится... И не кликушествуйте тут.
Родины у Вас не было и нет.
А Сталиным не пугайте. Для страны гораздо страшнее то, что происходит с морально-нравственными устоями в Европе.
Я выросла в Ростове, окончила школу и вуз там же, мои дети ходят в школу в США, я могу не согласиться с автором этой статьи…По моему личному опыту, в США разное образование в частных школах и в государственных. В частных школах по мимо образовательных предметов, изучается религия и Библия заучивается наизусть. В отличие от частных, в государственных школах концентрации на религию как таковой нет… общие образовательные предметы как и в России, очень много домашних заданий и всяких проектов в классах или самостоятельно дома, изучаются языки на выбор, со старших классов ученики выбирает три класса, на которых концентрируется больше, а остальные классы обязательные, но с другой четверти выбираются другие классы, на которые больше концентрация. Я не соглашусь, что образование в школах легкое( «тупое»). Образование сложное и до 12 классов, где изучается история, география, математика, английский язык, биология, физика и химия, физкультура, компьютер -- это обязательно всем! Остальные по выбору меняются каждую четверть с большей концентрацией (иностранный язык, музыка, изучения, здоровье и другие). В конце года с 7 класса сдаются гос экзамены, а младшие классы сдают в конце года тесты на определение уровней учеников в тех или иных предметах, строится специальная графа, где можно увидеть если уровень ученика выше или ниже среднего в каждом предмете… Очень даже видно если ученику нужна дополнительная помощь по какому-либо предмету. По окончанию старшей школы ученик получает ДжПА( 3.5- 5.0), по которому будет решаться куда он может поступить, в какой именно вуз.. чем выше, тем лучше. Так что -это нелёгкий путь в течении 12 лет в школе… поэтому хочу возразить автору этой статьи!
Хотите возразить, так что же не возражаете? ) В статье вовсе не говорится об однообразии или лёгкости образования в США. Или даже простая жизнь в этой стране отучает понимать русские тексты? )
Всегда печалюсь, когда собеседники начинают рассуждать о прагматике по отношению к школе. Во-первых, недостаточно образованным людям невдомек, что работа руками (рукоделие, ремесло, чистописание, мелкая моторика) развивают мозг и логическое мышление. А все, кажущиеся замученным наукам школярам ненужными, предметы опосредованно пригождаются в жизни. Например, нелюбившие химию сейчас глотают таблетки горстями, не взирая на состав, а потом жалуются на здоровье. Нелюбившие математику не могут в уме сложить цены в магазине и минимально проверить кассира. Ну а про ненужность литературы я даже не слушаю. Без знания классики недоступна во многом культура, не научишься разбираться в людях и в жизни. Самое интересное, что такие "жертвы ЕГЭ" не считают себя ущербными, заняты какими-то мелкими бытовыми интересами и довольны. Но со стороны-то видно, как неинтересно и мелко они живут, какие примитивные отношения между ними. В свое время моя дочь противилась получению высшего образования, мол, все миллионеры - неучи. Пришлось объяснять, как высшее образование расширяет горизонты и повышает уровень развития. Но слова мало помогали, тогда я просто отвела её на два культурных мероприятия - в ПТУ и в вуз. Все вопросы отпали сами собой, потому что разница в общении между этими категориями студентов огромна. Ну а то, что с введением Болонской системы молодые люди разучились ясно выражать свои мысли, мешает в повседневной жизни. Очень надеюсь, что нынешняя ситуация вернёт нам старое аналитическое образование.