Все прекрасно знают: если у тебя что-то начинает получаться, многие вокруг просто исходят в бессильной злобе. Здесь смешиваются разные чувства – это и зависть, и досада за личные неудачи, и призрачная надежда на собственные неограниченные возможности («и я бы мог!»). Просто кто-то рискует, а другой боится что-то менять в жизни – и в результате надолго, а то и навсегда отстаёт от «счастливчиков». Людям кажется, что у других получается лучше, что кому-то больше везёт и проч.
Впрочем, наверное, кому-то действительно везёт больше. Читаешь: тот выиграл в лотерею и враз разбогател, того неожиданно повысили – на недосягаемую высоту, а этот смог «крутануться» - и теперь у него дело, приносящее в неделю сумму, равную твоему годовому доходу. Кто-то ведь живёт не в хрущёвках, а в элитных квартирах, двухэтажных домах, имеет по несколько автомобилей. И, надо сказать, таких немало. Так что же, по поводу каждого теперь убиваться?
Но проблема-то как раз в том, что не каждый нас интересует, а именно знакомый, товарищ, друг, с которым начинали при равных стартовых возможностях, но на очередном повороте судьбы вдруг нас этот человек очень сильно обогнал. Вот тут-то и наступает состояние, которое одни называют чёрной завистью, а другие от него просто отгораживаются и вычёркивают из жизни.
Кому-то не даёт покоя, что ты ходишь всегда на работу в галстуке, в чистом костюме, крепко не выпиваешь и с работы торопишься домой. И не то чтобы всё это считаешь своими особыми достоинствами, только вот не хочется, чтобы за это кто-то осуждал и какая-то изрядно пьяная морда периодически задирала. До поры до времени интеллигентно сдерживаешься, но чувствуешь, что придётся…
Ну, у мужчин зачастую всё решается проще. Сложнее в смешанном, а тем более в чисто женском коллективе.
Сплетни, козни и интриги на работе – обычное дело. О них слышал каждый, кто-то непосредственно с ними сталкивался или даже принимал в них участие. Кому же нужно плести сети заговора в офисе и как не стать жертвой интригана?
Изначально служебные интриги имеют две причины. В первом случае кровопролитные сражения затевают те, кого преследуют зависть, обида и жажда власти. Например, жертва интригана/интриганки может больше зарабатывать, лучше выполняет свои профессиональные обязанности или имеет карьерные амбиции. Предпосылкой интриг может являться неудовлетворенность человека тем, что он делает, его неспособность справляться со своей работой, ощущение несправедливости в плане компенсации его труда.
Козни могут устраивать сотрудники, которым просто-напросто нечем заняться на работе (для них интриги являются развлечением и своеобразным лекарством от скуки), или те, кто, напротив, излишне перегружен, в том числе эмоционально.
Я, например, много лет курил. Ну, мало ли кто не курит! Главное – работу выполнять качественно. Мне курение иногда помогало обдумывать какие-то решения, а выход на улицу для перекура стимулировал мозговую деятельность. Сейчас, когда я уже довольно много лет не курю, нашлось множество других, более здоровых стимулов. Но в те поры частенько случался такой казус. Мой прежний руководитель не курил. А если я выходил в рабочее время на улицу, брал сигарету и в это время встречал некоего человека, то и минуты не проходило, как мой начальник узнавал, что я стою на порожках и курю. И что бы казалось тому человеку! Какая тебе разница, кто и что делает! Так нет же, надо обязательно заложить, вломить, настучать…
Скажу сразу, что судьба с этим человеком обошлась довольно жестоко: и унижен он был, и оклеветан, и опозорен. Не знаю, научило ли это его чему-нибудь, но пусть сейчас у него всё получится.
Конечно, интриги не возникают сами по себе – их должен кто-то инициировать или поощрять. Немаловажную роль играет руководитель, которому должно быть видно поведение своих подчиненных. Первое лицо всегда играет важнейшую роль в создании благоприятного или неблагоприятного климата для интриг. Окружающие люди быстро понимают, прислушивается ли начальство к слухам, туманным предположениям и прочей информации агентства ОБС (одна бабка сказала). Если вовремя не пресечь деятельность сплетников, то здоровой атмосферы в таком коллективе не будет.
Я иногда думаю, что руководители специально создают такую нездоровую атмосферу. Им доставляет удовольствие видеть, как люди ссорятся, грызутся, унижают друг друга, пытаются выслужиться перед начальством. Организация такого поведения сотрудников со стороны руководителя есть не что иное, как попытка унижения, когда человек, оказавшийся под психологическим прессом, не думает ни о повышении зарплаты, ни о продолжительности рабочего дня, ни о семье. Такого человека легко заставить выполнять совсем не свойственную ему по должности работу. Но здесь палка о двух концах: такой сотрудник никогда не станет инициативным, не будет вносить предложения по улучшению работы да и вообще не будет проявлять заинтересованности в эффективности деятельности организации.
Конечно, демократия не лучший способ управления, потому как некоторые сотрудники воспринимают демократию как вседозволенность. Но тем не менее человек должен себя ощущать хотя бы относительно свободно. А самое главное – сотрудник должен уважать своего руководителя, а не тупо бояться. Ведь страх и ненависть ходят рядом. И если вы руководитель, поверьте: запуганные и униженные вами сотрудники с удовольствием и радостью сдадут вас при первом же удобном случае.
Была у меня начальница, которая учила примерно так: мы здесь никто – и зовут нас никак. Я на такие заявления всегда реагировал болезненно и никогда с ними не соглашался. А меня пугали, что, как только я переступлю порог организации, в которой работаю, со мной перестанут здороваться люди, все начнут злорадствовать и т.п. Но всё оказалось не так страшно: с подавляющим большинством моих товарищей и бывших сослуживцев я по-прежнему общаюсь, и между нами нет никакой особой напряжённости. Просто нужно понимать: если ты не делаешь людям гадости, то никто и не будет тебя ненавидеть. Ведь кроме работы и кроме руководства, есть ещё простые человеческие отношения, и ими никогда нельзя пренебрегать, даже в угоду начальству.
Конечно, каждый коллектив представляет из себя сложившуюся и устоявшуюся иерархию. Мишенью интриг и сплетен может стать любой человек. Но чаще всего вставляют палки в колеса новым сотрудникам и руководителям, амбициозным и активным коллегам. Мало любят тех, у кого более высокая зарплата. Многое зависит и от особенностей характера человека, его личностных качеств, привычек, мировоззрения, нерешенных психологических проблем.
В любом коллективе обычно бывает лидер, зачастую неформальный. И от общего настроя этого лидера зависит микроклимат в коллективе. Какой бы тяжёлой ни была работа, как бы ни вызверялся начальник, а если в коллективе атмосфера открытая, добрая, сразу становится легче.
Но вернёмся к руководителям, от которых самочувствие всего коллектива зависит в первую очередь.
Вы знаете, что начальнику очень легко коллективом манипулировать. Коллектив можно сплотить, можно споить, можно рассорить – в зависимости от желания начальника. Дружный коллектив – это сила. Сила, способная сделать очень многое. Ставьте любую задачу – дружные люди с ней справятся быстрее, это общеизвестно. Но есть и опасность в такого рода взаимоотношениях. Люди начинают осознавать свою значимость, верят в силу коллектива. Однако часто случаются спускаемые сверху задания, либо не имеющие смысла, либо заведомо невыполнимые. И коллектив сплочённый выступит против такой работы. А что делать в этом случае руководителю?
Когда-то, очень много лет тому назад, я командовал ротой солдат – был старшиной. Ребята попались неплохие, я стремился их сдружить. Получалось, что моя рота выполняла многие задания гораздо быстрее других, а соответственно – и свободного времени было больше.
Но случился в тех краях сильный снегопад – не справлялась ни техника, ни солдаты. Одну роту выгнали на плац – метровый слой снега… притаптывать, а нашу отправили расчищать участок железнодорожных путей: поезда не могли проехать.
Еле добрались мы до места, а там… В общем, если силами роты, то чистить бы, наверное, месяца три. И солдаты мои взбунтовались: не будем работать! Что оставалось? Повернул роту, доложил начальству, нажил неприятностей. Но урок получил на всю жизнь: между руководителем и подчинёнными, даже если это руководитель небольшой, обязательно должна быть дистанция.
Да и как ей не быть! К сожалению, искренние отношения в ситуации подчинённости просто невозможны. А тот из руководителей, кто такие отношения заводит, очень скоро становится сам объектом интриг и насмешек.
Так что идеальный вариант – справедливый начальник и дружный коллектив. Но опять же, если коллектив сильный, а уж тем более если в нём есть неформальный лидер (или лидеры, если коллектив большой), тут руководитель, опасаясь подвохов, может прибегнуть к различного рода ухищрениям, чтобы эту сплочённость разрушить, а людей поссорить.
Слаба человеческая натура, и среди десятка работников обязательно найдётся один, кто захочет выслужиться, понаушничать, посплетничать начальству. С такого обычно в коллективе и начинается гадость.
Ещё один способ – расслоение по материальному признаку. Выпишите премию или сделайте надбавку одному сотруднику, а других, при тех же равных возможностях и трудозатратах, обойдите поощрением. Все будут недоумевать и дружно ненавидеть счастливчика. И начнётся грызня. Можно ещё кому-то сделать выговор, а то и вообще уволить. Чтоб остальные боялись. Чтоб следили друг за другом и друг на друга же доносили.
Я вот сейчас читаю отзывы по поводу последних кадровых изменений в одной из ростовских организаций – и вижу классическое проявление того самого «серпентария единомышленников». Ещё несколько недель назад ничего не предвещало глобальных потрясений и многие были на коне. Те, кто послабее духом, лебезили перед сильными мира сего, а в своих коллективах так же тиранили сотрудников. Теперь высокие головы карающий меч правосудия посёк – и побежали в разные стороны, как тараканы.
Помните, в мультике про Маугли был тигр Шерхан, а возле него постоянно вертелся шакал Табаки? Он и заискивал, и выстилался, и поддакивал, и грозил другим, прячась за своего покровителя. Так и в некоторых коллективах Были-были свои шерханы, крутились возле них стаи табаки – и всё вдруг кончилось. Теперь-то чё, к кому прислониться, перед кем заискивать? Видать, не тех шерханов выбирали…
Но ведь часто случается, что человек вроде бы и честный, и порядочный, и добросовестный, и полон желания работать, а вокруг него – интриганы. Что делать?
Психологи советуют поступать так. Если вы поняли, что против вас строят козни и о вас судачат в офисных кулуарах, то можно, конечно, создать собственный лагерь единомышленников и ответить интригой на интригу. Но все-таки лучше не принимать участия ни в каких офисных заварушках. Каждый сотрудник компании должен понимать опасность распространения интриг и не содействовать этому.
Если вы видите, что о вас распускают слухи, то постарайтесь вежливо пресечь данную деятельность. Ну, насколько можете вежливо. Если вас обижают, то не пытайтесь отомстить, ведь каждое слово и действие может обернуться против вас. По возможности, лучше всего сказать об этом начальству. Причём, как говорится, не втихаря, а заранее предупредив об этом коллег (может, после этого «последнего китайского предупреждения» и не придётся идти к начальству).
Старайтесь быть максимально открытым и понятным для окружающих человеком, не принимайте участия в офисных войнах. Что бы ни произошло, поддерживайте с коллегами нормальные отношения, относитесь к ним по-доброму – это самая действенная мера и лучшее средство обороны. Можете еще делать им искренние комплименты. Постарайтесь просто-напросто не принимать близко к сердцу возникшие о вас слухи и сплетни. Ведь нервные клетки не восстанавливаются – это всем известно.
Мой приятель человек довольно молодой и весьма переживающий. Его самолюбие бывает часто и безосновательно уязвлено. И хоть интриг в его небольшом рабочем коллективе нет, всякое негативное проявление по отношению к себе со стороны начальства человек воспринимает маниакально болезненно.
Я его успокаиваю: здоров, руки-ноги есть, не голодаешь, в тепле, дома жена, скоро ребёночек родится. Чего ещё нужно? Завтра всё будет по-другому. И даже если на работе какие-то очень серьёзные проблемы, главное – чтобы дома было хорошо. Разве не так?
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.