Просим не всех педагогов принимать это на свой счёт. Мы знаем, что есть ещё часть, что называется, учителей от Бога, которые пришли работать в школу по призванию и учат и воспитывают настоящих людей, - честь и хвала таким педагогам!
Но речь сегодня о других – о тех, кто, как и многие, борется с зимней депрессией, с периодически наползающим безденежьем, с повседневной рутиной, отсутствием жизненных целей и нелюбимой работой. Последнее – страшнее всего. Потому как в образовании это сопряжено с тем, что нелюбовь к работе переносится на нелюбовь к детям, подсознательным становится стремление сделать что-то нехорошее, досадить, принизить, а то и унизить растущего человека – зачастую на взлёте своих творческих и поведенческих амбиций.
В школьном возрасте растущему человеку можно помочь расправить крылья, а можно подрезать эти крылья, чтобы он не смог летать никогда.
Впрочем, хватит высокопарных фраз – скажем проще: уже не первый день каждое утро в редакции нашего сайта начинается со стенаний: дети и внуки вышли в школу. Причём школы разные, а результат что-то так прямо одинаков.
Оговоримся сразу: эти самые наши дети и у кого-то внуки – не хулиганы и не лоботрясы: хорошист есть, есть почти отличник, а трое – середнячки с перспективой и возможностями учиться гораздо лучше – к сожалению, если позволят учителя :(
Так вот. Только вышли с новогодних каникул – и уже обросли двойками. Причём это первые уроки. Кто-то не записал задание на каникулы (так бывает у детей), кто-то что-то не совсем правильно сделал, кто-то помладше и вовсе забыл – два, два, два! Причём, если помните, министр просвещения Васильева накануне нового года просила педагогов не задавать задания на каникулы. Но кто там министров сейчас слушает!
Коллега рассказал, что в классе его дочери по одному из предметов на каникулы задали выучить пять параграфов, два стихотворения, составить несколько таблиц, провести и описать лабораторную работу и выучить две страницы текста на иностранном языке. Вот так каникулы! И что? Сидела, учила. Всё не успела. В результате – двойка!
А у одного из членов нашего коллектива пострадал внук: там на первом в этой четверти уроке всему классу учительница поставила двойки – даже тем, кого не было :) То ли дети опоздали на урок, то ли просто плохое настроение или физическое состояние у педагога после праздников…
Со слезами на глазах коллега рассказывает, как девочка её старалась по одному предмету целую четверть – хотела выйти на четвёрку. Учила этот предмет дольше всех, вызывалась отвечать, но учительница как будто «подлавливала», а иногда спрашивала то, что не задавала со словами «Ты это должна знать!». В результате всё равно поставила тройку, несмотря на прилежание и явное старание ученицы.
Мать уже думает, что зря когда-то сказали учительнице, что девочка ходит заниматься в секцию и у неё там успехи. Учительница тогда усмехнулась и сказала, что если учиться, то учиться, надо всё остальное бросать. А они-то не бросили – и вот результат.
Девочка несколько дней проплакала, а потом сказала: «Не буду я учить больше этот предмет! Так, только чтоб отстала. Двойку в четверти не поставит, а выше тройки – тоже. Смысл учить?!»
Вот это, пожалуй, самое страшное. Ведь раньше даже просто за прилежание хвалили, повышали оценки. Видишь, что ребёнок старается – просто поддержи его, не будь же ты бессердечным! Разве это тяжело? Разве это не одна из методик в педагогике?
А впечатление такое, что детей сознательно стремятся принизить, запугать, сделать болванчиками бессловесными.
Помните, раньше были любимые учителя и предметы? Спросите сейчас у своих детей – есть такие? Скорее всего, это будет у очень малого количества детей или у хорошего педагога, коих теперь, повторимся, немного, к сожалению.
Школа призвана развивать, а не убивать способности ученика. Отчего же двойка стала самой популярной оценкой?
Она рождает только протест, а не любовь к предмету и желание его изучать, особенно если поставлена несправедливо, а уж тем более если ставится часто.
Мы уже не говорим о воспитании гармонически развитой личности, что было главным в школе несколько десятилетий назад, - школа сейчас является уже и тормозом для познания.
Практически с первого класса ростовчане уже нанимают репетиторов по ряду предметов – слыханное ли дело! Не только по иностранному языку, но и по математике, русскому, истории… А уж про средние и тем более старшие классы и говорить не приходится!
В десятом-одиннадцатом классе практически каждый вечер у школьников занятия с репетиторами. А если учитель задаёт к тому же с целью устрашения, грубо говоря, пятьсот примеров или большую письменную. Лабораторную работу да ещё кучу параграфов и текстов на иностранном языке, естественно, ученик не сможет выполнить всё, что задали, - просто не в состоянии.
Ну, а что же вы тогда хотели, скажет кто-то? Надо, мол, выбирать: или репетиторы, или хорошая подготовка к урокам.
Но проблема в том, что школа в современном своём состоянии не может дать достаточного количества знаний, которые помогут не то что успешно сдать ЕГЭ, но зачастую – и вообще просто сдать, хоть на дохленькую, как говорится, троечку.
Конечно, мы заложники времени и данной системы оценки знаний на выходе из школы. Эта система строже, чем раньше, поскольку выпускной экзамен является и вступительным. Понятно, что и на детей, и на педагогов ложится особенная нагрузка. Но у детей просто физически не хватает времени на огромное количество материала, который задают некоторые учителя.
Уже на всех уровнях говорится о снижении количества домашних заданий – это делает детей к концу обучения инвалидами. Не всех, конечно, а наиболее прилежных и ответственных. И при этом как раз на них ещё и оказывается дополнительное психологическое давление в виде щедро раздаваемых учителями двоек.
Двойка, особенно несправедливая, это как пулемёт в концлагере: бьёт наповал и лишает школьника надежды. В том числе и на справедливость.
Двойка рождает ненависть и неприятие. Разве этого хотят учителя?
Нет, конечно, без двоек нельзя. И если школьник не делает задания, его надо таким образом наказывать. И неумение, плохое прилежание тоже должны наказываться плохой отметкой. Но нельзя эту плохую отметку делать основной в своей работе! Нельзя лишать детей шанса на успех!
Очень хочется обратиться к руководству школ, к завучам. К руководителям образования города: проанализируйте частотность выставления двоек, посмотрите – не слишком ли велик их процент? Или это уже осталось единственной формой воздействия на ученика и единственным развлечением педагога?
Дорогие учителя, если вы читаете этот материал, вспомните себя маленькими, вспомните своих детей, внуков. Есть дети толстокожие, а есть те, которым вы этими двойками наносите незаживающие раны.
Конечно, нельзя заставить педагога любить детей, если это не дано от рождения и по призванию. Но хотя бы иногда, хотя бы изредка – ставьте себя на их место…
Не хочется опять же противопоставлять родителей, учеников и педагогов. Они и многие детки сейчас не подарок. Но у всех ведь своя работа. У каждого в работе свои сложности. И за эту работу каждому платят деньги.
Стоит сказать, что многие педагоги давно перестали быть самыми низкооплачиваемыми. Мы не станем считать деньги в чужих карманах – просто хотим сказать, что, раз человек работает, он должен выполнять эту работу качественно.
Когда-то на одном из педсоветов известный в своё время директор московской школы сказал учителям: «Ставя двойку ученику, вы ставите её себе!»
Простите, что вроде как пытаемся учить учителей работать, - мы не специалисты, а потому не обижайтесь, если что не так. Но мы родители учеников, и не хочется быть по разные стороны баррикад. Не хочется, чтоб вообще эти баррикады были…
Несколько лет назад мы на нашем сайте публиковали подобное открытое письмо с подобным же призывом. Оно тогда наделало много шуму в городе и вызвало десятки, если не сотни откликов. И что? Время прошло, а мало что изменилось.
Изменится ли теперь? Очень хочется надеяться на это…
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.
17 комментариев
Когда я училась в 9 и 10 классах (1974 год), то у нас была учительница по математике Надежда Ивановна. Она заходила в класс и говорила, какое количество двоек она должна сегодня поставить. На первых трёх партах сидели шесть учеников, с которыми она занималась отдельно. Остальных учеников она вызывала к доске и спрашивала теорию.
У меня сложилось впечатление, что мы с вами учились в одном классе. Учителя математики звали Надеждой Ивановной и работала она с учениками, сидящими за первыми партами, до остальных дела не было.
Судя по всему уровень дебилизации народонаселения не устраивает редакцию?
Правильно!
Даёшь побольше "недораслей" с отличными аттестатами и дипломами.
Мы победим!
Ура, товарисчи!
Ну да. Вы с товарисчами читали и ничего на понЯли. Речь-то тут совсем не об этом! Автора - поддерживаю!
Детей принижают специально,чтобы содрать с родителей побольше денег за дополнительные занятия.
У нас в МБОУСОШ (...) с первого класса кл.руководитель уже после 1 четверти выявила бездарных по ее мнению детей и предложила свои услуги по подготовке за доп.плату на дому,а сама тем временем занималась домашними делами,а дети смотрели мультфильмы.
Всегда наша школа была на хорошем счету очень сильная была начальная школа,а с этого учебного года много хороших добросовестных преподавателей уволились и на их место явились ДАМОЧКИ, которые кроме СЕБЯ и ПОДАРКОВ В КОНВЕРТИКАХ больше никого не ЛЮБЯТ, а своих учеников просто ненавидят.И подобное выявлено ни только в нашей школе-это везде,только отчаявшиеся родители боятся что-то сказать поперек тк будет еще хуже и ребенка вообще заклеймят.Я считаю всех педагогов нужно регулярно проверять на проф.пригодность и самое главное у специалистов узкого профиля.Сейчас все педагоги безответственные неуравновешенные с не стабильной психикой и если сейчас не обратить на это серьезное внимание,в дальнейшем будет только хуже нашим деткам.
(...)? Обучайте своего ребёнка семейно, не будете общаться «с такими учителями»! Всегда человеческое общение лучше, чем получение информации в одностороннем порядке от ребёнка !
А родителей на пригодность и детей на воспитанность проверять не надо!
А если непригодны и невоспитанны, что тогда? В крематорий?
Все направлено на вымогательство денег из родителей за доп. занятия. При том это поставлено на поток с 1го класса. У нас в классе отличники только те кто ходит на доп. занятия.
Проверка на проф.пригодность мало что решит! У нас была учительница как педагог неплохая,а как человек (...). Поощряла стукачество в классе, унижения и т п
А все жалобы были бесполезны- у руководства на хорошем счету,да и работать некому...
Внучке учитель английского языка поставила двойку за то, что та не подошла во внеурочное(!) время и не сдала слова для запоминания! " Ты должна была найти меня и сдать эти слова! А на уроке у меня нет времени тебя спрашивать!"
Внучка отличница (начальная школа) - нет не отличница, просто по всем предметам пятерки, а по английскому 3. Самое страшное, что учитель обзывает всех детей "дебилами", что совсем недопустимо, администрация школы не реагирует - учитель на хорошем счету. Телефоны запрещены в школе - записать неадекватное поведение учителя невозможно. А дети могут врать.... вся группа!?!???? Уже с начальной школы "воспитывается" отвращение к предмету. Пока ещё родители убеждают - не всё выучила, надо лучше слушать, запоминать, зубрить, но долго это не продлится... скоро переходный возраст наступит....
Сын учится в 8 классе и к сожалению в школе нет учителей от бога,а есть люди которые оказывают услуги по обучению. Такова сейчас политика образования,школы и детсады оказывают услуги по образованию,проще говоря ,предоставляют место за партой,а учат тебя или нет никого не интересует. Родители которым не все равно ищут репетиторов, а остальные так и растут не зная элементарного. В 8 классе дети по литературе пересказвают тексты,учитель не учит делать анализ прочитанного,не пишут сочинения по прочитанной теме. В других предметах еще хуже,но система образования так устроена
У нас с начала года по русскому ни разу не проверяли тетради. По литературе каждый день письменные домашние задания - большие. Проходит мимо парт, проверяет наличие. Не сделал - 2. Сделал - ничего. И смысл делать?
Надо запретить дополнительные занятия за наличку, только через кассу. А учителей, которые не могут обучать, наказывать рублём. Если много двоек, значит не может обучать.
У нас в школе допы через кассу официально с договором,а толку? Если учитель который на уроке ничего не дал ведёт этот платный доп.урок,то все сразу поняли его объяснения? Если бы еще делили на группы,где дети которые ничего не знают и дети которые поняли что то,тогда толк был бы. А так сидят все в куче и те,кто понял тему просто дурака валяются за деньги родителей.
Такое впечатление, что это маму заставляют выполнять домашнее задание, а она не хочет и поводы ищет, чтобы не делать с ребенком уроки. Когда я учился в школе у нас самая плохая отметка была тройка: "знаю понимаю объяснить не могу", ведь это хуже, чем если не учил или учил, но не знаю. А по количеству двоечников судили о квалификации учителя.