Новости Ростова-на-Дону, страны и мира
> в России Ростов: сумерки образования

Ростов: сумерки образования

Ещё в начале прошлого века замечательный русский философ, публицист, эссеист Василий Розанов, ныне незаслуженно не то что забытый, а мало упоминаемый в связи с падением интереса к науке и литературе вообще, выступил с циклом статей по названием "Сумерки просвещения".

Уже тогда, когда из гимназий и военных училищ выходили высокообразованные фактически энциклопедисты, высококультурные люди, Розанов считал, что российское просвещение падает в ночь.

По мнению философа, есть три главных принципа образования. Позволю себе привести здесь три пространные цитаты из Розанова, характеризующие эти принципы:

"Принцип индивидуальности. Он требует, чтобы как в образуемом (ученик), так и в образующем (учебный матерьял) была по возможности сохранена индивидуальность, это драгоценнейшее в человеке и в его творчестве. Это лучшее в них, чрез соприкосновение чего (их обоюдное влияние) и совершается именно образование. Где она не сохранена, подавлена или в пренебрежении, там образования совершенно не происходит - вот моя мысль; только как личность, как этот определенный человек, а не "человек вообще", я могу быть наиболее изобретателен в мыслях, свеж в своих чувствованиях, упорен, тверд в стремлениях. Оставьте во мне "человека вообще", действуйте только на него и только общими же своими сторонами, и вы, наверное, сделаете меня во всем недалеким, ко всему вялым, ни в чем не ярким; незаметно для себя, вы сделаетесь и сами такими же; вы многого еще не забудете, но лучшее в себе потеряете; многому меня обучите, но не пробудите никогда самого во мне лучшего, что уже есть, дремлет, заложено в особенностях моего душевного склада. В противоположность животному, которое всегда есть род, вид, разновидность, - человек есть всегда особенное. "Личность" - вот его высшее, глубочайшее определение; и отвечая этому определению, каков бы ни был тип школы, система образования только та одна будет образовательною, где не будет нарушен этот принцип индивидуальности. 

(...)

Принцип целости. Он требует, чтобы всякое входящее в душу впечатление не прерывалось до тех пор другим впечатлением, пока оно не внедрилось, не окончило своего взаимодействия с нею, потому что лишь успокоенный в себе, незанятый ум может начать воспринимать плодотворно новые серии впечатлений. Отсутствие разорванности в группах знаний, в художественном чувстве, в волевом стремлении - вот требование этого принципа; он указывает, что нельзя дробить очень сильно знаний, ощущений; что так раздробленные, будучи и вполне приняты, они уже вовсе не оказываются тем, чем были в начале, что они суть в себе самих, в своей целости. Именно культурного, образующего, воспитывающего значения они не удерживают в себе при этом.

(...)

Принцип единства типа - есть третий и последний, на котором может быть построено истинное образование. Он состоит в требовании, чтобы все образующие впечатления, падающие на данную единичную душу, или, что то же, исходящие из данной единичной школы, были непременно одного типа, а не разнородных или не противоположных. Иными словами: они должны идти из источника одной какой-нибудь исторической культуры, где они все развились (как факты, сведения, воззрения и т.д.) друг из друга, а не друг против друга, или подле друга, как это было в смежных, сменявшихся во времени, цивилизациях. Нужно оставить попытки соединить христианство с классическою древностью, или жития святых с алгеброй, думая, что все это также удобно совмещается в душе ребенка, как учебник алгебры и катехизис совмещаются в его сумке. Никогда этою индифферентною сумкой не станет человек - напрасны на это надежды: тайком, с непреодолимым отвращением, он выкинет из себя и катехизис, и алгебру, и останется пустым, открытым для всех влияний, - как это и есть, как это мы наблюдаем с ужасом, не понимая, что своими руками подготовляем этот ужас".

Можете применить это к своему ребёнку, если он учится в школе. И погрустить...

Советская школа, советское образование образца 60-80-х годов прошлого века признаны лучшими в мире. Образование и воспитание были неразрывно связаны, именно поэтому старшие поколения с такой теплотой вспоминают своих педагогов. Нынешние же дети в лучшем случае и не вспомнят учителей после выхода из школы, а если вспомнят, то чаще с неприязнью. 

Что поделать, такова система.

Школа перестала давно не только воспитывать, но и обучать. Многие предметы из разряда основополагающих в плане не столько образования, сколько воспитания личности, перешли в разряд прикладных и второстепенных. 

Обратите внимание на то, что на учащихся, особенно старшеклассниках, двойная нагрузка. После школы они идут во вторую школу - к репетиторам. Но и мозгу, и вообще организму свойственно сбрасывать лишнее, мешающее. А что в этом случае мешает? Естественно, занятия в школе. Потому что большинство предметов никак не работают на конечную цель - поступление в вуз.

Кто-то скажет: мол, раньше мы готовились к поступлению в институт и поступали без репетиторов, нам хватало тех знаний, которые давали нам в школе. Да, это правда. Как правда и то, что в Ростове, например, и во времена СССР дети по выходным занимались с вузовскими преподавателями, что зачастую гарантировало поступление. 

Но вот ещё о чём нельзя забывать. Способности у разных детей разные. Один схватывает на лету, а другому нужно вдалбливать долго, особенно если лентяй.

Каков был процент поступления в вузы при СССР? Ну, процентов 10-15 из класса. То есть из 40 человек поступали в институт 4-4. И этим самым талантливым, которые хотели и умели учиться, конечно, хватало школьных знаний.

Каков процент поступления в вузы сейчас? Приближается к 100. Понятно, что и высшее образование измельчало. Однако стоит помнить, что ЕГЭ - это не только выпускной экзамен, но и вступительный в вуз. Он сложнее, серьёзнее, чем раньше. К нему нужно дополнительно готовиться, если выбрал вуз престижный. Так что аргумент старших поколений здесь, как говорят молодые, не прокатывает.

Ну, ладно, можно было бы такую ситуацию в образовании объяснить тем, что старшеклассники готовятся к поступлению. Так ведь проблема в том, что репетиторы требуются ещё в начальной школе! 

Одна учительница из началки рассказывала, что она ездила на курсы, где их учили не помогать детям, а предоставлять это им самим на откуп. С тех пор она заняла очень выгодную позицию, на всё отвечала: "Это твои проблемы!"

Ростовчанин в соцсетях сегодня пишет:

"Родители учеников начальной школы, неужели сейчас дела настолько плохи и нагрузка такая, что требуются репетиторы уже с этого возраста?) Увидел объявление, где человек предлагает услуги, оччень удивился, мы как-то сами раньше учились)"

И вот это - правда. Педагоги советской школы воспитывали детей, жалели их, стремились научить. Это было делом чести учителя.

Последние 30 лет проехали по всей системе образования, они изменили педагогов, заставили их выживать - разными способами. Учитель тоже человек. И тоже страдает от того, что такова сейчас система, где совершенно неважен и никому не интересен человек, личность. Ни учителя, ни ученика. 

В последние годы по всей стране и у нас в городе отмечается резкое увеличение количества детей, которых родители перевели на домашнее обучение и даже на домашнее образование. Потому что школа в том виде, в каком она сейчас существует, начала МЕШАТЬ и образованию ученика, и воспитанию.

В стране уже давно наступили сумерки образования. Деревня в этом плане пока ещё держится, а в крупных городах, в том числе в Ростове, в образовании уже наступила ночь...

Игорь Северный

 

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

13 комментариев

  • Ворчун Неворов:

    Это не та проблема, которую надо обсуждать. Давайте обсудим платность образования начиная с нулевого класса!

  • Роман:

    "Нам хватало знаний для поступления без репетиторов"
    Затем нам хватило, этих же "знаний", для зарядки воды возле телевизора и ваучерного бума ммм.
    Не было никакого великого образования, была дрессировка персонала фабрик и заводов.

    • Юрий:

      Роман,Вы путаете мягкое с кислым.
      Одно дело-образование,другое дело-халява наша любимая. Одно с другим вполне уживаются в каждом отдельно взятом индивидууме.

  • Ник:

    Я думаю, что вина в падении уровня образования бесконечные реформы, слом советской системы образования и законы согласно которым учитель потерял все свои права, остались обязанности, а у учеников наоборот обязанностей не стало - вот они и не учатся в школе, ничего не делают (потому что заставить не имеете права, а добровольно никто не хочет даже доску вытереть). И массовая пропаганда, что во всём виновата школа, а не родители и окружение. Возьмите хоть последний случай когда малолетние негодяи обидели юного певца, что прозвучало на первом канале директор уволился, классного руководителя травить начали, виновата школа - не доглядели и т.д.

    • Валентина:

      Во-первых, директора уволили. Во-вторых, классный руководитель странно себя повела. В-третьих, никто не извинился перед мальчиком. Мальчик в 7 классе, а топили его в унитазе - мальчики 8 класса. Конечно, всё, что происходит в школе - отвечает школа. Родители мальчика ничего не сделали плохого. А родители хулиганов даже не извинились. Хорошо об учителе рассказала Яна Поплавская. Как над ней издевались в школе, а учительница тупица. Но это в этой школе. Директор другой школы сразу разбирается с хулиганами и выгоняет из школы.

      • Ник:

        А Вы попробуйте выгнать кого-нибудь из школы, а не знаете всех препонов - не говорите. Даже если он выгнал кого-то то этот хулиган идёт в другую школу и там продолжает творить чудеса, так что это не решение проблемы, до тех пор пока не будут нести реальную ответственность как дети так и их родители. И всё что Вы написали Вы знаете откуда? - Из передачи первого канала. А ответственными за всё сделать школу и учителей - это и есть современная политика в образовании. Полиция не может принять меры - они несовершеннолетние, административные комиссии не хотят портить статистику, легче всего обвинять школу.

        • Валентина:

          Директор сказал, что выгнал хулиганов из школы. И конечно, они пошли в другую школу. Этим он наказал хулиганов, а не того, кого они обидели. А в этой школе, о которой вы говорите, все ополчились на мальчика-певца, поэтому и уволили директора (на момент выхода передачи он был и.о.).

          • Ник:

            На момент выхода передачи был ИО другой человек. Но интересно, почему за действия малолетних негодяев понёс ответственность директор, а не их родители? А Вам директор другой школы не сказал как он это сделал (выгнал), у него нет таких прав по закону чтобы кого-то выгнать, нужно столько кругов пройти, что это практически не реально, а говорить можно, как и на заборе писать. Скорее всего родителям предложили сменить школу, а потом заявляют "выгнали".

            • Валентина:

              Директор школы рассказывал всей стране. Это их дело, как он избавился от хулиганов. Важно, что этих негодяев нет в его школе, а невиновный мальчик продолжает учиться и видит в директоре школы и учителях защиту.

  • Ник:

    ps. И специально на каналах приглашают тех кто побольше грязи нальёт на школу, вот отсюда и результат - неуважение к школе.

  • Елена:

    раньше знали - натворили дел -дорога в колонию через комнату милиции!

  • Владимир:

    Этой стране нужны не образованные люди, а исполнительные рабы, работающие за МРОТ.

  • Dмитрий:

    Что-то я ничего не понял из этого опуса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий» Вы соглашаетесь с Правилами.
Если не работают лайки-дизлайки, читайте здесь

Материалы с лучшими фото

Счетчики, соцсети

  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru