Сегодня в соцсетях и ряде СМИ Ростова было опубликовано фото странички школьного учебника русского языка с заданием повышенной сложности (см. на фото).
Ростовчанка, выложившая фото, возмутилась: "Вот такое домашнее задание задали моей племяннице, это новая программа обучения, а не слишком ли всё круто сделано?"
Знаете, что поражает? То, что у нас все знают, как надо учить, лечить, руководить страной. И все возмущаются, советуют, все прекрасные специалисты - чаще всего, правда, не в той отрасли, где работают.
А между тем это замечательное филологическое задание-игра, оно, в принципе, довольно лёгкое - в том плане, что части речи здесь все узнаваемы, все грамматические пометы их присутствуют. Задание рассчитано на развитие логического, а не конкретного мышления. И никакой глупости в этом нет.
Кстати, самая известная подобная фраза - «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка». Это искусственная фраза на основе русского языка, в которой все корневые морфемы заменены на бессмысленные сочетания звуков. Пример был предложен академиком Л.В.Щербой в 1930-е годы и использовался на вводных лекциях к курсу «Основы языкознания». Широкую известность эта фраза приобрела после публикации научно-популярной книги Льва Успенского «Слово о словах».
Общий смысл фразы понятен, она создана для иллюстрации того, что многие семантические признаки слова можно понять из его морфологии.
И то, что даётся такое задание в школьном учебнике, должно радовать. Ребята часто встречаются с неизвестными, непонятными ещё словами - и такого рода упражнения помогут им уяснить общий смысл фразы, в том числе и при изучении иностранных языков.
Стоит сказать, что подобные предложения и фразы встречались в школьной программе и раньше - в курсе факультативных занятий по русскому языку, на олимпиадах.
Видимо, ростовчанка, которая так раскритиковала школу, не видела подобных заданий ранее. Ну, а покритиковать у нас любит каждый.
Жаль, что ругают школу и учителей чаще всего в присутствии детей, формируя тем самым негативный образ педагога и школы. А потом хватаются за голову: что делать - не хотят дети учиться!
Завтра - Международный день учителя. Хочется сказать педагогам спасибо за работу. Спасибо, что учите наших детей не только примитивным знаниям, но и стремитесь развить образное мышление, в том числе и через такие задания!
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.
23 комментария
"А между тем это замечательное филологическое задание-игра, оно, в принципе, довольно лёгкое - в том плане, что части речи здесь все узнаваемы, все грамматические пометы их присутствуют. Задание рассчитано на развитие логического, а не конкретного мышления". В чем же замечательность такого дебильного задания? Где тут русский литературный язык? Мало того, что современные школьники пишут в тетради как СМС-ки в телефоне без знаков препинания, с сокращениями и со смайликами,так еще и белеберду задают. Как же надо не любить свою Родину и свой язык, что бы так его коверкать! Не зря Украина , прибалты говорят и обучаются только на своих языках, наш-то уже испоганили дальше некуда!
Не позорьтесь, Татьяна! Вот из-за таких, как Вы, русский язык и беднеет. Или Вы считаете, что академик Лев Щерба выдумывал дебильные задания? Он гордость отечественной филологии, а не Вы со своими суждениями
Илья, не требуйте многого от человека, пишущего "белеберду".
Наверняка академик Лев Щерба достойный ученый, но судя по этому казусу ему не мешало бы посетить психиатра, после чего уйти на пенсию. Все это напоминает прогрессирующий маразм.
Он не сможет посетить психиатра: академик Щерба давно уже умер. А вот за тех, кто по любому недоступному для собственного понимания поводу отправляет людей к психиатру, действительно стыдно. Вот оно - воинствующее невежество!
"В чем же замечательность такого дебильного задания?" - А в том, что у (...) оно вызывает вопросы, а не стремление выполнить. "Где тут русский литературный язык?" - а нет тут русского языка. Тут ПРОСТО язык, построенный по правилам русского. - "Как же надо не любить свою Родину и свой язык" - удивительно заявление. Ты ему про Фому, а он - Ерёму! "так его коверкать!" - ни одного русского слова тут не исковеркано.
Я вот не совсем глупый человек, но уже подзабываю термины ----- первую часть статьи там по русски разговаривали??????
"первую часть статьи там по русски разговаривали?" - исключительно по-русски. Только цитата на выдуманном языке.
Есть недочет - слово "увазила" не совсем коверканое, тут детям уже реально ломают голову. Запомнят,так и будут писать.
Дети ломать тут голову не должны вообще. Это задание на логическое мышление, а не осмысленное восприятие текста. В задании вообще не предполагается, чтоб школьник что-то понял. Но игра замечательная! Ученик вполне может придумать свой перевод!
Надо вернуть советские учебники, там всё было просто и понятно и учили они именно правописанию, а не логическим загадкам. Сейчас в учебниках такое наплели, что без родителей уроки не делают. А раньше дети сами делали уроки. Учителя заинтересованы в новых учебниках потому, что без репетиторства их трудно одолеть, а это приработок.
Содержание учебников к учителям не имеет никакого отношения, учителя учебники не пишут. Утверждает учебники министерство. И не надо валить с больной головы на здоровую.
И второе, насчет приработка. Желаю вам получать реальную учительскую зарплату, тогда вы по другому запоете.
А Вы поживите в шкуре родителей, которых и так везде обдирают. Сейчас иметь детей- это большая роскошь. Поэтому и большая убыль населения.
Полностью согласна с вами Геннадий. Как же раньше мы учились без этих усложненных заданий. Все было намного просто. Зачем детям этот каверканный язык? Он им в жизни пригодиться?
А я помню такие задания в школе. Я учился хорошо, участвовал в олимпиадах и конкурсах. И, конечно, обращения выделяю запятыми, -ТЬСЯ и ТСЯ пишу правильно, как и слово "коверканный". И никогда не скажу "намного просто". В маленькой фразе Вы допустили кучу ошибок и ещё смеете кого-то учить и осуждать! Вам правильный русский язык точно не пригодится в жизни!
Ваше настойчивое сопротивление выверенной методике обучения детей с повышенными способностями, мягко говоря, удивляет! Может это говорит о Вашем прежнем нежелании учиться в школе? :) В статье же вполне толково и понятно дано разъяснение: для чего такие задания, какую имеют цель и на кого рассчитаны. Думаю, если Вам предложить учебник по квантовой механике или какой либо другой спец. дисциплине - реакция будет такой же. Это же не говорит о том, что это "дебильные" предметы? Просто Вы не готовы их воспринимать сейчас, нужно время для осознания и осмысления основ предмета.
Эти инновации уже развалили наше образование. Ознакомьтесь с фильмом «Последний звонок» . Он о крахе нашего образования. Снимается на народные деньги, уже снято 2 серии. Критическая мыслительная деятельность человека – это нахождение здравого смысла. Ребёнок не способен Мыслить критически, не будучи развит логически.
Из Вашей тирады не ясно - Вы "за" или "против"? Считаете инновациями разработки 30-х годов прошлого столетия? или за то, что бы дети развивали логику посредством подобных упражнений?
Сейчас вообще молчат о том , что одно издательство монополизировало весь рынок школьных учебников(80 процентов). Это подают под видом того, чтобы образование было "единообразно" на всей территории страны. А то, что там программа для начальной школы ,совсем как 50 лет назад, когда я училась?! Сейчас дети, не такие ,они не будут "с интересом " считать до 10 целый год и читать по "русской азбуке" по слогам весь учебный год.
Какое отношение этот Ваш пост имеет к теме разговора?
Странно, что это в общем-то простое задание вызывает не вопросы, а протест. Ну, не понимает человек чего-то, так не позориться надо, а задуматься: а зачем этому заданию придана такая смешная форма?
Прочитала - аж затошнило от этих "узнаваемых частей речи".
Самые правильные русские слова произносятся после того, как уронишь кувалду на ногу.