С Новым годом!

Новости города Ростова-на-Дону и юга России
> в России Процесс пошёл, или Почему начали падать СМИ

Подавляющее большинство СМИ, в том числе ростовских, сейчас переживают далеко не самые лучшие времена. Причём времена эти длятся уже настолько долго, что привели многие издания, особенно бумажные, на грань банкротства. 

Так, например, около трёх лет назад донской столице был прекращен выпуск бумажной версии журнала «Деловой квартал». Издание стало полностью электронным. Та же судьба, хотим мы того или не хотим, ожидает в ближайшие годы и районные газеты, особенно если их прекратят поддерживать из бюджета. Однако уход изданий в Интернет совершенно не гарантирует прибыльности и даже самоокупаемости.

Для того чтобы существовать, издание, даже электронное, должно нести серьёзные затраты. Это, прежде всего, содержание сотрудников редакции. Вторая статья расходов - это необходимая техника, оплата аренды помещения, налоги, хостинг и т.п. Всё выливается в серьёзную копеечку. Минимизировать расходы и даже почти исключить их можно только в одном случае - если содержание сайта является неким хобби, когда люди, работающие в конкретном СМИ, не получают доходов, а то, что иногда приходит в качестве рекламы, тратится на текущие расходы. Но такое трудно предположить: где найти столько альтруистов, чтобы отказались от денег, причём без особых перспектив.

Почему без перспектив? Потому что одним из способов существования СМИ является наличие рекламы. Но рынок рекламы за последние годы упал чуть ли не до нуля. И чтобы привлечь хоть каких-то рекламодателей, администрации СМИ и пабликов решаются демпинговать: предлагают публикации по бросовым ценам, соглашаясь на условия прижимистых рекламодателей. Это, как говорится. всё равно не спасёт русскую демократию, не поможет выйти изданию в плюс, но весьма засоряет информационное пространство и отталкивает читателей. Это сейчас наблюдается на ряде ростовских сайтов и особенно в пабликах. Все переписывают, а то и просто воруют новости друг у друга, теряют своё лицо, а назойливая реклама уводит читателя. Трудно здесь найти золотую середину. 

Раньше электронные СМИ и сайты могли зарабатывать на тизерной рекламе, продавая ссылки, однако с введением агрегатором-монополистом (Яндексом) программы "Минусинск", которая обнуляет тИЦ сайтов, а это в конечном итоге обнуляет многолетние усилия коллективов по выведению сайта в лидеры рейтингов. Правда, в последнее время Яндекс изменил принцип ранжирования новостей, но тИЦ всё-таки ещё играет заметную роль в успешности сайта.

Администрации и коллективы многих электронных СМИ всё ещё надеются, что рекламный рынок поднимется и наступит расцвет, однако надежда всё призрачнее. И надо признать вот что. Если даже жизнь вокруг начнёт налаживаться, на возрождение рынка рекламы нужны ещё многие годы. А кушать нужно сейчас. Вот и происходит то, что происходит.

И это касается не только региональных СМИ, но и прежде весьма успешных федеральных.

Так, на днях стало известно, что с 1 декабря прекращает вещание весьма популярный телеканал «ЦарьГрад».

А холдинг «Пронто медиа», который владеет сайтами «Из рук в руки» и Jobru, объявил о закрытии своего российского подразделения.

Голландская компания Trader Media East, которая владеет холдингом, приняла решение о ликвидации российского бизнеса из-за его убыточности, сообщают "Известия".

Обратите внимание на то, как лихорадило минувшим летом Первый канал. И то, что сейчас осталось здесь, свидетельствует об угасании прежнего гиганта отечественной телеиндустрии.

Ещё один способ содержания СМИ, это выполнение некоего политического заказа. Многие сайты создаются под выборы. Но сейчас интриги нет, и российские власти уже давно приняли превентивные меры к тому, чтобы никто, кроме самих граждан страны, не мог повлиять на исход выборов.

Сначала был реализован запрет на чрезмерное участие иностранного присутствия в СМИ (до 20%). Затем, обязав Яндекс зарегистрироваться в качестве СМИ, власти подчинили агрегатор нормам российского законодательства, что вполне логично и правильно. Яндекс, в свою очередь, теперь индексирует только те сайты, которые также зарегистрировались в качестве СМИ. И прежний беспредел и безответственность отдельных крикливых сайтов, чьи авторы могли делать что хотели и не быть при этом наказанными, теперь поутихли и начали работать спокойно. Или ушли, иногда "с помощью" Роскомнадзора.

Таким образом, политическая реклама в данной ситуации бессмысленна. А это значит, что смысл содержать сайты, имеющие целью приведение в разные органы власти своих кандидатов, практически утрачен.

И последняя надежда тех, кто пытается заработать на СМИ, это получение государственных и муниципальных контрактов на освещение деятельности органов власти. Но здесь тоже палка о двух концах. Во-первых, с каждым годом на эти цели выделяется всё меньше и меньше. Во-вторых, часто даже те деньги, которые выделяются, не доходят в полном объёме до исполнителей заказа. В-третьих, условием направление средств в СМИ является хотя бы относительная лояльность, что естественно. Но в этом случае СМИ теряет своего читателя. 

Даже в Ростове немало сайтов, журналов и другого рода изданий, которые читают только те, кто публикации оплатил. Для чего нужна такая форма обмана и самообмана, трудно понять. Видимо, на это всё-таки есть у нас в стране лишние деньги.

Подкашивает региональные СМИ и активная федеральная повестка. Время тревожное, и каждый день на уровне страны происходит многое из того, что отвлекает читателя, заставляет его обращаться к новостям глобального плана. Некоторые пытаются для привлечения читателями использовать кликбейт, но многие уже давно вполне поняли цену такого рода подачи материалов.

Впереди для СМИ очень трудные времена. Видимо, уже в ближайшие годы, если не месяцы, мы увидим падение многих, в том числе и прежних гигантов. Очень хочется, чтобы остались те, кто может донести до читателей качественные материалы. Спрос на такие материалы восстанавливается. Просто происходит всё это очень медленно. 

Так что усаживаемся поудобнее и смотрим, что будет дальше...

Редактор сайта Сергей Соколов


____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

Комментарии

  • (10)(0)

    "Прижимистые рекламодатели", наверно, тоже испытывают не лучший период в своей деятельности. А первый канал и второй канал ТВ вообще перестала смотреть из-за бесконечных ток-шоу.

  • (5)(11)

    Да уж, бедные СМИ. Да если вас погибнет более 95%, то это только на пользу пойдет рынку и миру в целом. Большинство изданий читать невозможно, там постоянный совок, советы от "учителей жизни", квасной патриотизм, псевдоаналитика, грязь. Я когда к родственникам в станицу приезжаю, вижу эти газетки, вроде АИФа. Больше одной страницы прочитать нельзя, слишком тошнить начинает. Все это отнимает время людей, заставляет воспринимать бесполезную информацию. Так что я от всей души желаю 95% (99%?) так называемых "СМИ" скорейшего закрытия.

  • (4)(0)

    Копирующие друг друга СМИ и навязчивая реклама - ПАРАЗИТЫ, и уменьшение их количества можно только приветствовать!

  • (3)(1)

    Будете писать всякую ерунду, и Вас читать перестанут.

    • (2)(1)

      Дело в том, что СМИ не может подстраиваться под интересы какого-то конкретного человека, хоть даже и такого активного комментатора, как Вы 🙂 То, что неинтересно Вам, может быть интересно другим, не допускаете? Этот материал, к примеру, посмотрели очень многие люди, обсуждают его. То есть интерес есть. А Вам пожелаем терпимости в суждениях 🙂

      • (1)(0)

        Нет, ну некоторые Ваши авторы неплохи. Карпов пишет так, что я чуть со стула не падаю от смеха. Довольно тонкий тролль.

  • (3)(0)

    Согласен с автором. Все верно. Но дело в том, что сейчас рекламное финансирование идет в ютуб и в инстаграмм. Посмотрите сколько там рекламы. А вот эта фраза - "ставьте лайки и подписывайтесь на канал". Ведь кто-то же платит деньги за рекламу на этом канале. А это могли быть ваши деньги. Но стоит зайти на этот канал и сразу видно что там одни "сиськи-письки" и все. И больше ничего. И это пользуется спросом. И на этом делаются деньги. Развал СМИ - это проблема. Но есть проблема посерьезнее - население тупеет в геометрической прогрессии. И, похоже, что процесс необратим. Не хочется этого говорить, но вряд ли такие как вы проживут еще хотябы лет пять. Дети-гаджетоносцы выросли. Их все больше. У них уже свое твердое мнение и, вряд ли его можно поменять. Им не нужны серьезные новости, в которых говорят о серьезных проблемах, потому что им страшно от этого. Они к этому не готовы. Им это не преподавали и их этому не учили. Им проще поржать и забыть. Пришла эпоха вымирания качественных СМИ. Очень жаль, что такие как вы становятся "динозаврами" прям на глазах

  • (2)(3)

    В большинстве своем любое СМИ - газета, журнал, передача - имеют свою целевую аудиторию. Это было, есть и будет..
    Попытка относиться к ним, как к универсальной таблетке - и от запора и от диареи одновременно - наивна и глупа..

  • (0)(0)

    Из 20 цифровых каналов смотрю только "Культуру". Остальное - ни уму ни сердцу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики