Постановка «Царской невесты» Римского-Корсакова в нашем Музтеатре – это фактически «третий заход», и он оказался настолько удачным, что спектакль встал в один ряд с лучшими за всё время существования театра.
Ростовский музыкальный, несмотря на камерность, это всё-таки театр живой, развивающийся, театр экспериментов. Как и везде, случаются неудачи, но чаще всего, особенно в последние годы, это какая-то просто феерия и наслаждение для души.
Давно мы не видели столь русской оперы – и в плане музыки, и сценического оформления, и костюмов, и света.
Конечно, это Русь стилизованная, но мы же другой не знаем! Это Русь Карамзина, Лермонтова, Тарковского… Мы видим её глазами авторов – и восхищаемся ею.
О свете хочется сказать особо. Мы уже давали на сайте похвалу Мастеру Света. И в этот раз свет тоже являлся отдельным действующим лицом, важнейшим элементом декорации и передавал настроения героев, готовил зрителя к восприятию дальнейших событий.
Сама эта опера в творчестве Н.А.Римского-Корсакова занимает особое место. Те, кто знает его «Псковитянку», всегда сравнивает. Понятно, что «Псковитянка» - это раннее. Но «Царская невеста», конечно, шедевр.
Нашему театру удалось передать не только глубину композиторского замысла, но и создать у зрителя ощущение эпохи, её трагедийности и вместе с тем неповторимой яркости.
Вообще, много лет ростовская оперная школа несколько, так сказать, недотягивала. Балет получался лучше, а оперные постановки в плане вокального решения не всегда были удачными. В последние годы мы видим мощное развитие нашей оперы.
Можно много говорить об исполнителях. Но вот хотя бы стоит напомнить, что недавно ростовскую певицу забрал Большой театр. А ещё в наших «пенатах», например, вырос тенор мирового уровня.
На премьеры Музтеатр приглашает артистов из крупных театров страны (раньше, до всего вот этого – и мира). И это очень здорово! В этот раз тоже были приглашённые. Александра Краснова из Большого мы уже слышали недавно во «Франческа да Римини» Рахманинова. Но в роли Грязнова талант певца раскрылся более ярко, что ли. Перед нами был не просто баритон, а драматический баритон, что сразу захватывает зрителя и заставляет сопереживать герою.
Кстати, Краснов дебютировал несколько лет назад в Большом именно в «Царской невесте», а потому эта роль для него особая. Возможно, поэтому так удачен созданный артистом образ.
Замечательной была Наталья Дмитриевская в Роли Марфы. Оркестр, как всегда, был на высоте – это тоже отдельное и в то же время органично переплетённое с другими действующее лицо спектакля. Наш оркестр, иногда жёсткий, иногда мягкий, не только способствует созданию образов, но и сам есть целый и цельный образ.
Но было и ещё одно открытие. Мы знаем Любашу Тамары Синявской. Но здесь увидели совершенно другой образ – по-настоящему трагедийный и богатый и глубокий в вокальном исполнении. Это Ольга Земскова. Присмотритесь к этой певице – нам кажется, у неё блестящее будущее.
Что ещё необычного и интересного? Стоит отметить, что за час до начала спектакля в специальном концертном зале на балконном этаже театра (многие даже не догадываются, что он там есть) прозвучала лекция «Римский-Корсаков. Между страстями, иллюзиями и историей». Провёл её музыковед и концертирующий пианист Сергей Хохлов.
Это тоже стало частью спектакля – своеобразным прологом, который помог расставить акценты и обратить внимание зрителей на особенные моменты, которые мы могли бы и не заметить.
Впечатления после этого спектакля остались очень яркими.
Горжусь, что в Ростове есть такой театр.
Хочется сказать: браво, Вячеслав Кущёв! Созданный Вами театр – это грандиозный подарок Ростову и всей стране!
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.
4 комментария
Интересно, автор перед тем, как восхищаться спектаклем, клавир оперы открывала? Да. Оркестр, солисты… выше всяких похвал! Но работа режиссёра отвратительна и иначе, как диверсией её не назовёшь. В каждой русской опере обязательно «собственное видение» режиссёра расходится с замыслом авторов (либретто и музыка) оперы, причём искажаются замыслы композиторов всегда в сторону оскорбления русского народа.
В частности в «Царской невесте» поведение опричников во время исполнения песни, величающей царя. Разве могло такое быть на Руси?!? Если уж режиссёру нетерпелось внедрить в постановку оперы похабщину, то можно было воспользоваться для этого плясовой «яр хмель», но нет! Хотелось же унизить русский народ в его лучших чувствах!
Тут даже и не знаешь, что сказать.
Иногда так высказываются люди злобные, ничего в своей жизни не создавшие, но специально приходящие на спектакли с определённой установкой. Но скорее всего, это, конечно, болезнь говорит в человеке.
Так что просто прочитаем и пожмём плечами...
В каждой русской опере добавляется какая-нибудь оскверняющая русских людей деталь. Полное безобразие «князь Игорь». Там полностью извращён смысл произведения о непоколебимости русского народа в борьбе с врагами. Ведь опера на самом деле заканчивается сценой радостной встречи князя народом и началом сбора нового ополчения против половцев. А что у Ростовского режиссёра? Покаяние. То самое покаяние, к которому нас сейчас так призывают сторонники англоговорящего мира! Извиниться за «агрессию» и отдать на разграбление страну в качестве извинения.
«Евгений Онегин» . Откуда на балу у Лариных взялся персонаж православный священник? Нет такого ни у Пушкина, ни у Чайковского. И не могло быть. Да, священнослужитель может присутствовать на званном обеде (и даже откушать лишнего), но абсолютно невозможно присутствие попа на балу. Там где танцы - там нет людей в рясах. Но режиссёр вводит абсурдной образ попа только для того, чтобы показать его пьяным, унизив тем самым Православие.
«Пиковая дама». Как Лиза могла оказаться беременной? Ни у Пушкина, ни у Чайковского нет даже намёка на физическую близость Германа и Лизы. Откуда эта тяга к пошлости у режиссёра и почему ему позволяют осквернять лучшие произведения русских авторов окружающие ростовчане??