Новости Ростова-на-Дону, страны и мира
> в России О подлинном стихотворчестве и значимости поэтического слова (к выходу нового альманаха российской поэзии)

О подлинном стихотворчестве и значимости поэтического слова (к выходу нового альманаха российской поэзии)

Вышел в свет альманах «День поэзии – ХХI век». 

Ростовский поэт, главный редактор журнала «Дон» Виктор Петров хорошо известен в литературном мире. «Большой Ростов» и ранее рассказывал о его творчестве.

Сегодня мы говорим с Виктором Петровым о новом альманахе «День поэзии – ХХI век», презентация которого прошла в Москве. Поскольку к его выпуску Виктор Петров имеет непосредственное отношение, то корреспондент «Большого Ростова» взяла у него интервью.

– Виктор Сергеевич, каково Ваше мнение о состоянии современной русской поэзии?

– Если представить отечественную поэзию в целом как древо, то за годовые кольца вполне сойдут выпуски «Дня поэзии» счётом с 1956 года. Благословенные же для подлинного стихотворчества времена невозвратно ушли - вернее, значимость поэтического слова девальвировалась. Ранее ведь существовало единое литературное пространство, образованное немыслимыми ныне тиражами журналов и иных периодических изданий. Нынешняя соцсеть всё-таки тому не замена.

Но какой смысл посыпать голову пеплом? Не лучше ли обратиться к свежему альманаху «День поэзии – ХХI век. 2022–2023 год». Рекомендую имярек – как один из главных редакторов его выпуска наряду с Максимом Замшевым и Андреем Шацковым. Идейно альманах поверяется русской классикой. Эссе о Фёдоре Тютчеве, Алексее Толстом, Аполлоне Григорьеве и Валерии Брюсове идут в разделе «Поэтический мемориал», открывая объёмистое издание. К ним примыкают статьи о Маяковском, Цветаевой, Заболоцком, Светлове, Корнилове, Асадове, Гамзатове и Межирове, кому исполнилось 100 и более юбилейных лет. Далее творческими портретами и стихами подаются известные авторы - как уже ушедшие, так и ныне здравствующие.

– Есть ли главная тема у «Дня поэзии»?

– Алфавитный порядок уравнивает поэтов. Но должно отдать дань болевой теме. Она звучит вполне определённо на страницах издания. Анна Ревякина (Донецк) на щемящей ноте пишет хронику мужества:

Мариуполь мой, на два берега поделённый,
принимавший в себя смертельные батальоны,
отдававший людей через узкие коридоры.

О штурмовиках достоверно повествует, словно бы вживаясь в тяжкие и героические судьбы тех, кто на самом «передке», Семён Пегов (Донецк):

Их давно не обманешь, не запутаешь байкой-чуйкой,
Каждый из них упрям в доле своей штрафбатской,
Осознавая, что нет воздушнее и летучей
Обретённой в бою свободы степей Донбасса.

Дмитрий Артис (Москва), выбравший лично для себя ратную долю и издавший книгу «Дневник добровольца», с полным правом свидетельствует:

Сгущались над равниной тучи,
Но верен был и был суров,
Как Божий суд, отряд летучий
Безбашенных штурмовиков.

Юрий Кублановский (Москва) в «Донбасском триптихе» высказывает заветное желание – дождаться,

как польётся благовест над округой,
отпоют живые погибших,
прирастёт своим же Отчизна.

Ему вторит Олеся Николаева (Москва), рассуждая вначале вроде бы о рифме, а далее выходя на запредельность чувств, когда уже нет слов, но есть нечто высшее:

Война рифмуется с виной,
и со страной, и со струной,
когда с надрывной скрипкой
встречается смычок больной…
Война рифмуется со мной...

Отличительная черта альманаха в том, что под одной обложкой собраны стихи разных, по мнению составителей, и в то же время хороших, если не сказать – значительных поэтов, отличаемых в разливанном море стихотворцев уже хотя бы стремлением следовать в фарватере заявленных великих имён. Обширна география: от самых от окраин до Москвы. И если вся страна участвует в спецоперации напрямую или опосредованно, то поэтическое эхо общего дела явственно слышится со страниц альманаха.

Мой век – не глашатай, но в чём-то – предтеча.
В армейском бушлате шагнул нам навстречу.
На плечи саженьи примерил тельняшку:
Готова к сраженью душа нараспашку.

Так по-военному чётко характеризует наше время Иван Щёлоков (Воронеж). И понимается, как завещание нам или пророчество, последняя прижизненная публикация Натальи Гранцевой (Санкт-Петербург):

Заходит вновь за разум ум,
И вновь с грядущим нету сладу.
И город маленький Изюм
Вот-вот продолжит Россияду!

Посылом для Ольги Ермолаевой (Москва) стал факт закрытия – день в день с началом спецоперации – посольства России в Киеве на Воздухофлотском проспекте, что переименован совсем недавно. Да только по утверждению в ранее созданном стихотворении «Советник»: Москве «никто не указ!

И потому, как у Евгения Юшина (Москва): «Гудит эфир, летит – в эфир: / «Zа Родину, zа Русь!»

– Листая альманах, обращаешь внимание на стихи духовного склада.

– Например, обжигают душу строки священника Дмитрия Трибушного из Донецка, когда после обстрела:

Так тихо, словно о Руси
Отдельный замысел у Бога.

И ещё из Донецка от Инны Кучеровой, у которой священник, еле сдерживая в горле ком слёз, исповедует освободившего Мариуполь бойца и сознаёт: «Лишь Творец знает боль и лишения...»

Тема веры довольно заметно звучит и у ряда других авторов «Дня поэзии». Хотя порой переплетается с иными мотивами, но и тогда остаётся первостепенной. Как, например, в стихотворной подборке Дмитрия Мизгулина (Санкт-Петербург). Автор чёток в определении: «Ведём извечный русский бой / С заокеанским злом». И эти гражданского звучания строки продолжены пониманием, что,

Кружась в кровавом вираже,
Земля пошла в разнос,
Но путь спасения душе
Определил Христос

Светлана Кекова (Саратов), сплавляя воедино сиюминутное и вечное, ищет и находит ответы на, казалось бы, неразрешимые вопросы бытия. Незримо перед автором возникает образ Христа, что стоит «у входа в вечность, / крестной мукой побеждая смерть». И разве не с явлением Спасителя приходит осознание:

предчувствия и сны откроют тайны,
мы вникнем в мятежи и Польши, и Украйны,
в их безобразный бунт и злое бесовство
и собственных страстей познаем естество.

Александр Орлов (Москва) ведёт читателя в храм, где мир обретает силы «в объятьях многоликих свеч и предстаёт – широкоплеч...» Только здесь, где место свято: «И слышно, как над всеми нами / Царит Желающий сберечь».

– Вам пришлось работать с авторами, отбирать лучшие стихи для подборок в альманах. Что бы можно выделить?

– Сколько уже всего написано о летящем снеге! Карина Сейдаметова (Москва) находит своё – сокровенное. Для неё это теперь и отец, что стал белым снегом, уйдя «далече, / Смертью смерть поправ». Боль утраты не исчезнет, станет отзываться снегом:

Какой снегопад!.. Как с холста
крахмальной небесной простынки,
на жизнь от креста до креста –
на землю слетают снежинки.

Поэт не может не писать о том, что – здесь и сейчас. И поскольку для Евгения Степанова (Москва): «Мои врачи – лучи, и Боженька, и стихотворчества ручей», то он не только фиксирует увиденное, но и находит во всём этом своё место.

И колюч репейник, как задира,
И живуч вечнозелёный мирт
Я стою посередине мира,
Я смотрю восторженно на мир.

Удивительно цельной и по духу русской натурой явлен в своих стихах Павел Широглазов (Череповец, Вологодская обл.). Там есть присутствие Бога, связуемость времён от первопроходцев до наших дней, образность символа и северный колорит, совестливость...

Деревень на реке, точно пальцев на каждой руке,
И покинутый мост коченеет на русских изломах.
Я давно бы исчез, растворившись в ночном сквозняке,
Да хранит меня Бог на цветущих ладонях черёмух.
В каждой заспанке туч ощущаю невидимый взор.
Каждой каплей дождя становлюсь невесомей и чище.
Звёзды ладят покой и уходят в далёкий дозор,
Приглашая меня на ночное своё толковище.

Стоит выделить два имени, признанных и не требующих никакой аттестации. Поразительна творческая состоятельность Юрия Ряшенцева и Геннадия Русакова при их серьёзном возрасте. Ряшенцев (автор знаменитых строк «Пора, пора порадуемся на своём веку / Красавице и кубку, счастливому клинку…») в стихотворной подборке блистает мастерством, а ещё талантливо публицистичен:

Что ж нам жить так печально и сложно?
Здесь же Родина, где невозможна
Жижа лжи меж тобою и мной.
Как же столь уважительный к силе
Русский мир, о котором твердили,
Обернулся такою войной?

Русакову посвящено эссе Павла Крючкова, оказавшегося «преданным читателем поэта». Автор находит верное определение стихам Геннадия Русакова, они «ранящие и заживляющие». Выберу пару строк из цитат разных лет:

О жизнь! Продлись хоть на длину дыханья:
Ещё не кончен воздуха глоток!

Валентин Сорокин также давно вошёл в русскую поэзию, поражаешься его творческой активности. Стихи из сегодня и о сегодня: «Украинка ты и белоруска, / Русь моя, красавица моя!»

Есть смысл к этим авторам добавить ещё одно известное имя – Владимир Алейников (Коктебель, Крым). Это он вместе с Леонидом Губановым затевал легендарный СМОГ. Приверженец классической музы, описавший литературные нравы в ряде эссе.

Поистине ржавой спирали виток
Бесовские силы замкнули,
Мне речь уберечь бы да воли глоток,
Чтоб выжить в развале и гуле.

Крым (Щёлкино) также место пребывания Ирины Силецкой, чьими стараниями вот уже 25-й год существует Международный фестиваль литературы «Славянские традиции», к которому причастна и «Литературная газета», а также как член жюри имеет отношение ваш покорный слуга. В заглавном стихотворении подборки органичным рефреном звучит: «...Я роду-племени / Земли русской, дитя славянское!» На фестивале не раз бывал член его жюри Владимир Шемшученко (Всеволжск, Ленинградская обл.). Вот уж кто откровенен в «Письме небратьям» на Украину: «Мы ближе и ближе к Богу, / А вы уже не нужны...»

Братскую Беларусь традиционно обозначил Анатолий Аврутин (Минск), причём в трёх ипостасях – как поэт, переводчик и автор предисловия к исповедальной поэме Расула Гамзатова «Патимат» в собственном переводе. О мировосприятии самого же поэта размышляет в своей статье «Одиночество свидетеля» критик Вячеслав Лютый (Воронеж).

– Вы вначале сказали о том, что, кроме стихов, в альманах включены и рассказы о поэтах прошлого и настоящего. Как охарактеризуете эти материалы?

– Среди авторов портретных эссе – как сами поэты, так и литературные критики. Например, Максим Замшев рассказывает о Владимире Бояринове под рубрикой «Память», а в стихотворной подборке, пройдясь по Питеру как коренной москвич, не упускает случая афористично заметить:

В Петербурге есть станция «Автово»,
Не имеющая отношения ни к какому авто.
Жизнь – это литература без автора,
А мы всё думаем, автор кто?

Андрей Шацков отметил на страницах альманаха личный юбилей не только новыми стихами и интервью «Я – потомок рязанских воев», а также написал реквием по ушедшему другу Сергею Мнацаканяну. Сам поэт отвечает на вызов времени:

И нам судьба дорушить Рейха иго,
За нами – Бог, а впереди князь Игорь –
Добрался до заветного Донца,
Чтоб на скрижалях вечности героям,
Застыть единым нерушимым строем
И досягнуть до звёздного венца!

И в заключение…

– На обложку «Дня поэзии – ХХI» вынесены фотоснимки авторов числом более ста. Поименовать всех в одном интервью затруднительно. Да простят меня не названные, но избранные в состав тома русской современной поэзии!

Добавить следует, что издание осуществлено при содействии Ассоциации «Лермонтовское наследие» (президент Михаил Лермонтов), Литературного фонда «Дорога жизни» (президент Дмитрий Мизгулин) и Международного славянского литературного форума «Золотой Витязь» (президент Николай Бурляев).

Беседу вела Светлана Куприна

Сам же Виктор Петров представлен в альманахе «День поэзии» (ссылка) эссе о Фёдоре Тютчеве «Мирозданью современный» (стр. 7) и стихотворной подборкой (стр. 250). 

С новым альманахом можно ознакомиться здесь: сборник День поэзии – ХХI век

Подготовила

Светлана Куприна

 

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

Один комментарий

  • Олег:

    Хорошо, когда идёт профессиональный разговор о литературе. Понимаешь, что не хлебом единым жив человек.
    Правильно делает "Большой Ростов", спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий» Вы соглашаетесь с Правилами.
Если не работают лайки-дизлайки, читайте здесь

Материалы с лучшими фото

Счетчики, соцсети

  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru