Новости Ростова-на-Дону, страны и мира
> в России Нужно ли думать над возвращением советской литературы в школы, или Как воспитать патриотов на Солженицыне?

Нужно ли думать над возвращением советской литературы в школы, или Как воспитать патриотов на Солженицыне?

Вчера в разговоре на встрече с ветеранами – жителями блокадного Ленинграда один из участников беседы предложил, чтобы в наших школах изучали  романы «Молодая гвардия» Александра Фадеева, «Как закалялась сталь» Николая Островского и «Горячий снег» Юрия Бондарева, стихи Константина Симонова… И наш президент ответил: «Переговорю с министром просвещения по поводу необходимости вернуть в школьную программу произведения наших советских классиков, которые формируют общественное историческое сознание целых поколений. Безусловно, над этим нужно подумать» …  

Лично меня этот разговор поразил до глубины души. Простите, над чем тут думать??? И разве дело президента думать о школьной программе? Чем занимается министр просвещения? Думаете, ему не говорили, что уроки школьной литературы не соответствуют запросам времени? Что сейчас делают с детьми в наших школах Солженицын, Булгаков, Цветаева? Воспитывают желание свалить отсюда – и мы имеем то, что имеем.

Современные школьники не знают, кто такой Павка Корчагин и Олег Кошевой. И мы удивляемся, откуда в наших парнях на фронте ещё берётся патриотизм! Сколько критических статей в последние годы написано об ужасном преподавании литературы и истории в наших школах, о «вражеской» (американской) программе преподавания! Весной 2023 года ВДРУГ оказалось, что в наших школьных учебниках очень мало говорится о Великой Отечественной… В.В.Путин сказал, что нужно пересмотреть преподавание истории в школе – министр просвещения взял под козырёк, и уже учёные изобретают учебники истории в соответствии с пожеланиями президента. Теперь министру нужно говорить про преподавание литературы? Простите, а он точно министр просвещения

Патриотами не рождаются – ими становятся. Русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России Константин Ушинский считал, что патриотизм является важной задачей воспитания: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». А великий Герцен говорил: «Книга – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место».

Как воспитать ребёнка патриотом? Изобретать ничего не нужно – педагоги давно всё изобрели и не раз доказали опытом. Именно художественная литература призвана воспитывать личность, оказывать влияние на её духовный мир, на выбор ею нравственных ориентиров. Литература – а не торжественное поднятие государственного флага по утрам сонными первоклассниками! Мы, советские дети, воспитывались на Гайдаре, Островском, Шолохове и – мечтали быть похожими на Тимура, Павку Корчагина или Олега Кошевого, стать героями и прославить свою страну. Кто и когда выкинул целый пласт советской литературы из наших школ? Как его вернуть? Официальным указом президента? Или его окриком для тех, у кого «всё свёрстано»?

Если верить социологическим опросам, самыми популярными современными российскими писателями сейчас считаются Дарья Донцова, Борис Акунин, Захар Прилепин и Виктор Пелевин. Кто-то из них пишет (псевдо)историческую прозу, кто-то занимается магическим реализмом. Конечно, и это нужно. Но эта литература предназначена для отдыха взрослых после трудного рабочего дня, а не в качестве завета и учебника жизни для подрастающего поколения. Она не рассуждает о нравственности и Человеке, она какая-то сиюминутная, оказывается. И получается, что вот эта постперестроечная литература, родившаяся на обломках Советского Союза, не смогла заменить ничего нравственно воспитывающего советского, послереволюционного и послевоенного. Ведь именно тогда, в трудные годины для России, рождалась наша эпохальная литература, способная рассказать детям, как воспитать в себе героя и любить свою Родину, защищать справедливость и бороться со злом.

А потом перестройка и болонско-американская система образования вытеснили советских писателей из школы. Но если никто в наших школах не говорит о патриотизме, то откуда ему взяться у молодёжи? Вот в прошлом году решили его возрождать с помощью торжественных линеек и классных часов-бесед. Но мы, дети позднего СССР, ещё прекрасно помним, как эти мероприятия быстро формализуются и становятся нудной обязаловкой. А ещё мы помним, какое потрясение оказывали на душу прочтённые «Как закалялась сталь» и «Молодая гвардия».

Наш президент говорит, что нельзя забывать свою историю. Но, простите, а литературу – можно? В борьбе против коммунизма после перестройки взяли и выбросили из школьной программы почти всю советскую литературу на основании лживого утверждения, что советские литераторы работали с отрицанием прежних форм. Но советская литература ведь не создавалась «из ниоткуда». Никто в советское время не отрицал значимость Достоевского, Толстого, Есенина, не говорю уже о Пушкине. И советские авторы были их наследниками, они продолжали писать о том, как сделать себя и нашу страну лучше. Но вдруг по заветам американской доктрины их перестали изучать в школах и экранизировать. И вообще многие «бедагоги» (как метко обозвала их та же Дарья Донцова) сделали вид, будто того пласта культуры и писателей-фронтовиков вовсе не было.

Современные же авторы не собираются строить свою страну, и это очень видно по произведениям. Их цель – побыстрее раскрутиться, сделать себе имя, заработать денег и свалить отсюда. Да, Есенин, сидя в Америке, писал о берёзах. Он вообще объездил весь свет – но нигде в его стихах нет ничего о других странах, душой он всегда оставался с Россией. Есть ли сейчас такие поуехавшие поэты-писатели? Назовите, пожалуйста! И вот удивляемся мы очередям из молодых мужчин в Верхнем Ларсе, спасающих себя от армии…

Да, Советский Союз не вернуть, так же, как и царскую Россию. Но их историю и литературу нельзя выбросить в угоду политическим течениям и дружбе с Америкой. И если в СССР писатели и педагоги отлично работали с темой патриотизма, то зачем изобретать колесо и думать думы? Нужно просто использовать опыт предков, тем более что советская система образования так и осталась непревзойдённой в мире.

Отдельно хочется здесь сказать о наших министрах НЕпросвещения и НЕнашей культуры, прямо язык и руки чешутся. Отовсюду сейчас слышишь: жизнь изменилась, по-старому уже не будет. Но в области культуры и просвещения в этом плане как-то всё тихо! Наша культурная богема спокойно себе участвует во фронде, попутно «неся культуру в массы» и получая государственную зарплату. Вот одного актёра на днях уволили из государственного театра. Но ведь он уже почти год поливал грязью нашу страну и работал – и никого это не волновало! И руководители культурных учреждений преспокойно отказывают в проведении у себя культурных патриотических мероприятий по причине их декларируемой неприбыльности – и ничего им за это ни от кого не прилетает.

Ладно, министр просвещения получил от президента волшебный пендель и теперь срочно меняет преподавание истории в школах. Но вот до культуры у президента руки (или ноги для пинка) пока не дошли – и где наша министр культуры? О ней ничего не слышно даже после почти года военного времени! Бьётся-бьётся Захар Прилепин в одиночку, пробивая дорогу поэзии Донбасса на телевидение и в нашу культуру, но усилий его одного явно недостаточно. Культурная фронда слишком многочисленна и безнаказанна. И за что получают огромную зарплату из наших налогов эти наши министры? Вместо них приходится думать президенту, как вернуть отменённую культуру нам и нашим детям.

Так что ждём теперь, когда наш министр просвещения возьмёт под козырёк, и наши взрослеющие дети вместо Солженицына будут читать Катаева и Симонова! Когда мировоззрение подростка будут формировать «Два капитана» Вениамина Каверина, «Тимур и его команда» Аркадия Гайдара и «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, молодогвардейцы и Павка Корчагин – а не Бэтмен и Скайуокер…

От редакции. В отдельных моментах позиция автора не совпадает с позицией редакции

Екатерина Славская

 

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

38 комментариев

  • ВалеНТина:

    Вообще-то "царскую Россию" частично вернули, начиная с 90-х годов. Симоньян сказала, что надо изучать историю с первого класса, а то приходится ей самой учить своих детей. А вот пение и т.д. в школе не нужны и кто хочет может изучать у репетиторов. Мы в советское время впитывали патриотизм дома, в школе и строй был патриотичный (серп и молот), так как о нас заботилось государство. У нас было всё расписано наперёд, как по нотам. Сейчас мы называем патриотизмом самые обычные дела. Например: водитель автобуса довёз мальчика домой, который уснул и проехал остановку (спасибо водителю). Государство другое и мы другие стали. Как можно воспитать патриота, если такое неравенство между людьми. Ведь всегда была ненависть к буржуям. Школьная программа настроена под нынешнее время. Ведь постоянно при нынешних недостатках винят советское время. В фильмах показывают с 90-х годов коррупцию и вседозволенность "элиты".

  • chichidze:

    Отсутствие в конституции РФ статьи о идеологической политике государства говорит о воспитании молодежи, да и вообще ...
    Разочарован политикой правящей партии по отношению к своей молодежи.
    На вопрос кому это нужно, каждый ответит сам себе, кто как думает.

    • Василий:

      Правящая партия заботится о доходах олигархов и своих личных!!! На то она и демократия: власть тех, кто владеет рабами. Только нынче инструментом порабощения являются деньги! Нет денег, и ты уже никто!!! Иди и кланяйся. чтобы тебя на работу взяли!!! Да и на работе всё построено на стаде: либо ты в "команде", либо тебя выкинут!!! Посмотрите на критерии отбора кадрового резерва: важен не твой профессионализм, твоя уникальность, твои способности, а важно твоё умение работать в команде!!! Но команда - это не мозговой штурм или общая цель, а умение выполнить указание высокого начальства!!! Даже если оно некомпетентное!!! А посмотрите на шкалу зарплат: чем ты выше поднялся, тем зарплата растёт в квадратичной (примерно) зависимости!

  • Константин Шульгин:

    "От редакции. В отдельных моментах позиция автора не совпадает с позицией редакции" - Отгородились, на всякий случай...

    • Модератор Большого Ростова:

      Нет, не отгородились. В основном совпадаем. Не согласны только с неприятием Цветаевой, Булгакова и ряда других. А в остальном - очень даже согласны. Так что Вы не попали :)

      • Константин Шульгин:

        Какое от Цветаевой патриотическое воспитание? Пару лирических стихотворений можно подобрать, а что ещё из её действительно неплохой лирики включить в программу? Ведь вопрос именно об учебно-воспитательном процессе. Булгаков по своему глубок, но что, опять-таки, включить из его произведений в школьную программу - "Белую гвардию". Надо ли?

        • Елена Викторовна:

          Некультурный и малообразованный человек, Вы рассуждаете о величии и значимости тех, кого по определению понять не можете. Шариковых нельзя допускать в культуру и образование!

          • Геннадий Николаевич:

            Елена Викторовна! Вы, как обычно, переходите на личности, причём не самым тактичным образом!! По СУЩЕСТВУ опубликованной статьи у Вас есть какое либо мнение, или "по определению понять не можете"??!

            • Николай Владимирович:

              Елена Викторовна права. Зачем метать бисер перед теми, кто не необразован и не может понять очевидного?

              • Геннадий Николаевич:

                Николай Владимирович! Вы-то почему решились этот бисер метать? Вы тоже считаете, что это правильно - обсуждать не материал статьи, а автора комментария?! Тогда Вам не сюда нужно, а на базар или на завалинку вместе с ... . Вот ТАМ от души можете "перемывать косточки". А здесь-то зачем?

                • Николай Владимирович:

                  Когда человек пишет откровенную глупость и выказывает свою ну просто дикую необразованность, я считаю, что таких надо сразу бить по голове. И Вам не стоит обижаться за других. Насколько я заметил, Вы, например, не берётесь рассуждать о предметах, в которых не смыслите. А этот человек ничтоже сумняшеся выдаёт на-гора свои умозаключения. Действительно. таких Булгаков в образе Шарикова обрисовал.
                  Пожелание к таким людям одно: не беритесь судить то, что вашему восприятию недоступно. А берётесь - получите и распишитесь.

                • ВалеНТина:

                  Теперь Вы поняли, почему лучше иметь "минусы" под комментарием, чем комментарий глупого, бескультурного человека.

          • Константин Шульгин:

            Куды мене до Илены Вихторовны. Оне, небося и гемназии проходили. Итеж нам, сиволапым. Звиняйте.

            • Николай Владимирович:

              А Вы не юродствуйте. Я, например, согласен с Еленой Викторовной в оценке Ваших высказываний. Не нужно комментировать (да ещё и агрессивно!) то, в чём не смыслите. Это отличает умного человека. Вы можете быть выдающимся в какой-то своей отрасли, но здесь Елена Викторовна права. Так что правильно воспримите и просто сделайте выводы

              • Константин Шульгин:

                Николай Владимирович, а Вы - умный человек?

                • Николай Владимирович:

                  Думаю, что да. Именно поэтому так, в общем, интеллигентно с Вами разговариваю и пытаюсь увещевать :) Но и у умных в конце концов кончается терпение :)

      • Елена:

        А где там о неприятии? По-моему, говорится только о том, что они не могут воспитать патриотизм. Так что не попали именно Вы.

        • Модератор Большого Ростова:

          "Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
          И всё — равно, и всё — едино.
          Но если по дороге — куст
          Встает, особенно — рябина…"
          Не знаете, кто это написал?
          А вот это - не знаете кто? -
          "На свете существует только две силы: доллары и литература".
          "На Руси возможно только одно: вера православная, власть самодержавная!"

          • Елена:

            Но это лишь капля мёда в бочке дёгтя. Да я не против Бунина с Цветаевой. Для развития кругозора полезны и символизм, и декадентство. Но я однозначно против предателя Солженицына. И однозначно - за возвращение советской классики! Она именно учит жить ПРАВЕДНО, по-русски, по-христиански, душевно.

            • Елена Викторовна:

              Солженицына судить трудно. Миллионы репрессированных ему, например, благодарны.
              А про предательство... Чтобы такими словами бросаться, нужно точно об этом знать, причём не понаслышке.
              Ну, а что касается ценности произведений Солженицына для воспитания человека, то никаких идеологических диверсий ни в "Матрёнином дворе", ни в "Одном дне Ивана Денисовича", ни в "Раковом корпусе" я не вижу.
              Всё зависит от учителя словесности - от его манеры преподавания и профессионализма.
              Считаю, что вычёркивать Солженицына из школьной программы нельзя.

              • ВалеНТина:

                "Миллионы репрессированных ему благодарны". Хрущёв освобождал заключенных. И благодарны, конечно, ему, ведь сколько полицаев, прислужников фашистам, убийц было освобождено. Их ненависть к советскому времени передавалась из поколения в поколение.

                • Николай Владимирович:

                  Вот и еще один человек судит о том, в чем совсем ничего не понимает и вообще даже представления не имеет

              • Елена:

                Дружила с одной бабушкой, репрессированной и сосланной на Колыму. Один лишь раз она упомянула Архипелаг и сказала, что всё это и близко не описывает "настоящие" лагеря и дальневосточную каторгу. А что репрессированные были благодарны автору - подобного бреда и представить нельзя! Им от этого произведения ни жарко, ни холодно. Освобождал репрессированных Хрущев, к тому времени в печати уже вовсю развенчивали Сталина и рассказывали об осужденных. Кто благодарен Солженицыну, так это западные политики и наши антисоветчики: появились доказательства и факты для осуждения нашей страны. Именно за это ему и премию дали.

  • ЕЛЕНА:

    согласна с тем, что нужно менять в корне программу по литературе, и давно, читаю с детьми сама эти книги, и вот ,что удивительно, сказок они не знают, наших, русских народных, а комиксы и супергероев, поди ж ты, да! так что спасибо автору за статью! и очень жаль, что работать над этим начинают только по пинку, видимо, президент должен заглянуть в каждый пыльный угол...

    • НаталИя:

      "...видимо, президент должен ЗАГЛЯНУТЬ в каждый пыльный угол..." И затем... совершить нечто типа шестого подвига Геракла («Конюшни Авгия»)? Или заглянуть и "Безусловно, над этим нужно подумать» (©)?

      • Геннадий Николаевич:

        НаталИя! Вовсе не должен президент сам "ЗАГЛЯДЫВАТЬ в каждый пыльный угол". Для ЭТОГО он формирует команду!! А далее только наблюдает, по результатам работы, кто не заглядывает или плохо заглядывает в этот самый угол и потом уж ОН ЖЕ должен СВОЕВРЕМЕННО сделать кадровый вывод! Вот ТОГДА и не будет необходимости президенту самому заглядывать в каждый угол! Ну, уж если не смог сформировать команду или плохая команда - то нечего делать - сам заглядывай. И эта схема должна работать сверху до низу, вплоть до самого небольшого коллектива!

        • НаталИя:

          В углы заглядывать - предложение ЕЛЕНЫ. А я - про "команду" и оценку ИМ результатов её деятельности. Когда командир идёт в одну сторону, а команда тянет в другую - грош цена всем благим намерениям.

          • Геннадий Николаевич:

            НаталИя! Так за ходьбу ТАКИМ ОБРАЗОМ - спрос опять-таки с этого же командира! Потому что это он ТАК НАУЧИЛ свою КОМАНДУ, так требовал с неё! Или долго не хотел замечать, что ему подчинённые ходят не так, терпел или не видел, когда подчинённые неправильно учили ходить подобным образом. Значит спрос всё равно с него! Получилось сумбурно, но так оно и есть. Вы поймёте!

            • НаталИя:

              Геннадий Николаевич, а я о чём?! Может, больше завуалировала, но смысл тот же😁

  • Марат:

    Как сказал ещё один Русский классик Салтыков-Щедрин: “Ах о патриотизме заговорили ? - не иначе ещё чего хотят украсть!».

    • Ирина М.:

      А некоторые и рады выдёргивать фразы, чтобы гаденькое вставить

  • Владимир:

    Как резво все кинулись думать о воспитании молодёжи после 24 февраля 2022года. А где вы воспитатели были немного раньше. Это вообще описывается термином приспособленцы.

    • Елена:

      Это было бы так, если бы Вы научились читать до 24 февраля 2022 года! ) Обо всём этом говорили и писали уже много лет. Просто до президента дошло только сейчас. И только в этом году мы начали ломать американские правила, вставленные было в жизнь нашей страны. Так что всё это у вас называется совершенно другим термином - невежество. И описывается, как "вяканье" о том, в чём не разбираетесь. )

  • Фёдор Васильевич:

    Ха. А потом удивляемся почему из такого паиньки вырос хитроумный садист.

  • Елена:

    Ну вот. Волшебный пендель работает. Министр просвещения Сергей Кравцов уже взял под козырёк, и в этом году будут внесены необходимые изменения в школьную программу по литературе. Всё, что просил ветеран, вернут, а Солженицына уберут. ВДРУГ оказалось, что в "Архипелаге ГУЛАГ " многие факты были придуманы... А ведь уже несколько поколений школьников выросли, по идее, покалеченными этими фактами. Тут и возрадуешься, что современные школьники не читают. Но анализ им давали и сочинение спрашивали. Бедные дети!

  • Владимир:

    "Безусловно, над этим нужно подумать" И сколько ещё буду думать? А надо ли над этим думать? Включать в программу!

    • НаталИя:

      Как выразилась одна чиновница - из ГД или соответствующего министерства - не знаю, внимание привлекло только её заявление, что ЭТО (над чем "подумать нужно") - очень сложный, трудный вопрос.

      • Елена:

        Ну, для наших чиновников все трудно и сложно, пока им не дадут прямое исчерпывающее указание. И даже потом бывает не всё слава Богу. )

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий» Вы соглашаетесь с Правилами.
Если не работают лайки-дизлайки, читайте здесь

Материалы с лучшими фото

Счетчики, соцсети

  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru