Новости города Ростова-на-Дону и юга России
> в России Ну, тупыыыые!

Ну, тупыыыые!

У покойного великого сатирика Михаила Задорнова был целый концерт под названием «Ну тупые!» - о восприятии американцами действительности и о разнице нашего и их менталитетов. Нам кажется, что мы такие умные-разумные, а они – тупые.

Так ли это на самом деле, говорить сложно. Просто они – другие. У них человеку свойственно интересоваться только своей страной, вся система образования на этом построена, в отличие от нашей. Поэтому то, что для нас естественно (знать историю, географию и т.д.), для них как минимум странно. У них другие интересы.

При СССР многие россияне на выходе из школы были энциклопедистами – дети получали знания из различных отраслей науки. И были умнее, образованнее, самостоятельнее в суждениях, чем нынешние школьники. Нужно ли было такое количество знаний впихивать в головы советских учеников?

Но когда советская наука вышла на лидирующие позиции в мире, когда гражданин СССР первым полетел в космос, когда страна в кратчайшие сроки после войны восстановилась, а ВВП уступал только американскому, когда глобальные научные достижения реализовывались именно в Стране Советов (к сожалению, только глобальные – диверсификации экономики и её приспособления к нуждам рядового потребителя не было), американцы и многие другие задумались: что-то не так в их образовании. И начали перенимать лучшее из советской системы, при этом одновременно стремясь разрушить хорошее у нас. Если забежать вперёд, то можно сказать, что им это очень даже удалось. Но об этом позже.

Ну, а если отвлечься от американцев, россиян и порассуждать о человечестве вообще, то оно, конечно же, тупеет, вернее – тупеют индивиды. Это парадокс: знания множатся, технологии все совершеннее, все вместе мы могущественнее, а каждый в отдельности все слабее. Почему так происходит? Потому что легче стало жить и не нужны многие навыки, они атрофируются. Бог его знает, кто теперь сидит за каким-нибудь важным пультом или на совещании принимает судьбоносное решение. Человек сейчас самое слабое звено.

Мы стали похожи на американцев. Вся система образования и воспитания вместе с телевидением и радио выстроена под воспитание этаких тупых зомби, мыслящих категориями из мультиков и фильмов про супермена.

И тут встает вопрос: а что, собственно, сегодня должен знать современный молодой человек, чтобы не выглядеть дремучим невеждой? Что есть нынче необходимый набор знаний?

Оказывается, экнциклопедизм сейчас не в чести. В России тоже поняли, что нельзя объять необъятное. И начали рушить систему образования. Вернее – её разрушила коррупция, а на месте разрушенного пытаются создать американский вариант. Но уже много лет что-то никак не создадут.

Вы помните, зачем вводили ЕГЭ? Говорили о том, что это станет прозрачный, абсолютно честный способ поступления в вузы. Ну да, способ относительно честным и стал. В вузы многие поступают действительно благодаря набранным на ЕГЭ баллам. Однако тут с водой выплеснули ребёнка: ЕГЭ стал честным, а образования – не стало.

То есть из-за того, что наша правоохранительная система не сумела обеспечить в 90-е годы честность при проведении школьных и вузовских экзаменов, оказалось легче уничтожить фактически всю систему образования, чтобы потом отчитаться: у нас теперь всё честно! И что?..

Помнится, пару лет назад было объявлено на уровне регионального минобразования о распределении по муниципалитетам более 2 000 ноутбуков, принтеров и сканеров для организации и проведения ЕГЭ в Ростовской области.  Для чего это сделано? Опять же для ещё большей честности и прозрачности.

Уходят в прошлое времена, когда задания ЕГЭ (КИМы) доставлялись в каждый пункт сдачи накануне, и случалось, что некоторые руководители образовательных организаций под давлением влиятельных родителей или за деньги передавали тексты заданий до наступления экзамена, что ставило выпускников в неравные условия и снижало доверие к такой форме контроля знаний. Теперь задания приходят непосредственно в каждый пункт через Интернет – за 15 минут до начала. Так что все находятся в равных условиях.

Хорошо это? Конечно хорошо!

Немаловажным фактором является и то, что в большинстве аудиторий устанавливают камеры, и в режиме онлайн каждый может наблюдать за ходом ЕГЭ.

Разрешено использовать так называемые «глушилки» для подавления сигнала мобильной сети – чтобы выпускники не могли воспользоваться телефонами и получать решения и ответы извне.

И вроде бы тоже всё хорошо. Но есть и обратная сторона этого процесса.

Экзамен стал честным на выходе, но подготовка к нему превратилась в многолетнюю каторгу. В учреждениях образования ещё с начальной школы всё подчинено единственной цели – подготовке к ЕГЭ. Нагнетается обстановка тотального страха, большинство учителей в панике, поскольку не могут обеспечить качественную подготовку.  Но даже если и обеспечат, никто не гарантирует ровного психологического состояния выпускника в день ЕГЭ. И будь человек хоть семи пядей во лбу, паника сделает своё чёрное дело – экзамен может быть провален.

На этапах подготовки к итоговой работе в четвёртом классе, ОГЭ в 9-м классе и ЕГЭ в 11-м учащиеся и учителя живут в состоянии перманентного стресса.

Педагоги, стремясь обезопасить себя, начали бояться хороших оценок, безжалостно направо и налево ставят двойки даже знающим детям, убивая интерес к предмету с самого начала его изучения.  Ведь если ученик на экзамене покажет оценку выше – честь и хвала учителю, а если ниже – не научил педагог. Вот и появляется в стране тотальное поколение троечников. Ну, а часто болеющих детей (такое тоже нередко случается) подталкивают к решению перейти на домашнее обучение, не считаясь с тем, что это грозит асоциализацией и зачастую ломает судьбу ребёнку.

Добрые, человеческие отношения в школе перестают быть, всё подчинено страху – как бы сдать экзамен под прицелами камер! Этот страх педагоги внушают детям, родителям. Средняя школа становится школой страха.

В большинстве случаев о воспитательных мероприятиях нет и речи, максимум – приглашение аниматоров или походы на выставки, поездки на экскурсии, в театр. Классный час как основная форма воспитания практически утрачен.

Но школа перестала и образовывать, переложив функции образования на репетиторов. Репетиторов родители начинают нанимать уже с 1-го класса, а уж о выпускных и говорить не приходится. Без репетиторов хорошие оценки получить трудно.

Такая система не только выкачивает деньги из родительских кошельков, но и подрывает здоровье учеников, у которых отнимают детство, возможность гулять, заниматься любимым делом. После занятий в школе – ещё и репетиторы, в результате дети оказываются загруженными больше, чем взрослые. А не всякий неокрепший организм выдержит такое. Вот и увеличивается количество больных детей, стрессовых ситуаций, и некоторые из которых могут закончиться трагически.

Таким образом, школа постепенно становится лишним элементом в образовании ребёнка, отвлекающим его от фактического обучения.

Да, ЕГЭ действительно уже стал почти совсем честным. Вот теперь введут перекрёстную проверку работ – и всё. Ну, это когда работы учащихся из одного региона на проверку посылают в другой. Тогда и на уровне проверяющих нечестность будет исключена.

Но не слишком ли большую цену мы платим за эту честность?

Наши дети теперь выходят из школы недообразованными, а знания их – фрагментарны.

Недавно в СМИ прошла шокирующая информация – четверть опрошенных респондентов в России, в основном молодёжь, уверены, что Солнце движется вокруг Земли, а не наоборот. Вы скажете, организаторы опроса сгущают краски? А вот и нет.

Если у вас есть дети или внуки-школьники, попросите, чтобы они посчитали что-то в уме или в столбик, чтобы что-то начертили. Далеко не у всех это получится! А уж если говорить о гуманитарных знаниях, то их фрагментарность сейчас стала пугающей.

Если раньше история революции 1917 года и Великой Отечественной войны считались каноническими знаниями (а незнание их – почти антирежимной ересью), то сейчас иные деятели от Минобра не видят ничего ужасного в том, что молодое поколение путается при ответе на вопрос, кто там кого сверг в 17-м и почему. Сегодня успешный «манагер по продажам», молодой и хорошо одетый мажор, может легко поместить полководцев Отечественной войны 1812 года на поля сражений Великой Отечественной.

Раньше в 9-м классе по географии, чтобы получить хорошую оценку, надо было выучить все столицы мира. Сегодняшний хипстер-путешественник, в принципе, может отправиться в Будапешт (в смысле Венгрию), думая, что летит в Стамбул (в смысле в Турцию). При этом его естественной реакцией на откровение, что второй еще и бывший Константинополь, будет примерно такая: «Да ты че?!» И эти примеры почерпнуты из практического опыта общения с теми, кто уже среди нас.

И если вы ждали пришельцев из иных миров, то вот они. Иные. И готовы управлять страной, строить мосты и лечить людей.

Мол, а зачем им эти все знания: как звали лошадь Вронского, кто был членами «могучей кучки», да и даже кто такие Ленин, Троцкий и против кого воевала Россия в Первой мировой? Скоро ведь весь мир будет опутан искусственными нейронными сетями, и подсказка в нужный момент услужливо всплывет в незамутненном мозгу. Или можно будет воспользоваться очками Google, которые ответ на вопрос с подвохом оперативно «транскрибируют» прямо на сетчатку глаза. Да и сейчас можно спросить ту же Алису или – сим-салабин: «Окей, Гугл!»

При рассказе о том, что современные американские школьники не умеют писать от руки и почти не пишут, ценители культуры прописей в российской школе воскликнут: какой ужас! Хотя зачем им писать, если они все делают на компьютере? А скоро вообще будут вводить тексты голосом. Те же юные американцы не умеют — и не пытаются научиться — складывать столбиком. Да уже не умеют этого делать и юные россияне.

«А если после ядерной войны сгинет вся электроника, как они будут обходиться?» — позлорадствует какой-нибудь воспитанник старой советской школы, который всегда готов к Апокалипсису.

И пока мы так злорадствуем под юморески Задорнова над «тупыми пиндосами», в западном высшем инженерном образовании напрочь исчез за практической ненадобностью сопромат, а предмет «черчение», который был в советской школе, заменен соответствующим софтом. Соответственно, где мы, умеющие складывать и вычитать столбиком, сейчас по уровню технологического отставания и где «тупые пиндосы»?

Но тогда вообще – что нужно давать в школе нынешнему молодому поколению? Может, прав был один наш экс-министр образования, когда говорил, что школа должна растить потребителей? Может, правы и те, кто выступает за отмену в школе предметов по отдельным дисциплинам в пользу «междисциплинарного подхода»?

Нужно ли изучать те же произведения русской литературы, что и ранее – до эпохи Интернета? Ведь после нее ничего лучше не создано. Не Акунина же с Пелевиным в школе изучать!

И почему до сих пор русская история изучается в отрыве от общемировой? И какой набор естественнонаучных знаний необходим?

Достаточно ли сведений о ненадобности совать два пальца в розетку и о предосторожности, если уж приспичило лить воду в кислоту, а не наоборот?

Некоторые спекулируют на наивных вопросах типа «А зачем это ребенку в жизни?». Такие вопросы дискредитируют любые знания и оправдывают невежество.

С точки зрения разумного прагматизма очень многое не нужно. Особенно «мешает», конечно, литература: практической пользы тут нет никакой. Да и русский язык не нужен: текстовый редактор ошибки подчеркнёт и исправит, а уж тем более Т9.

Действительно, техслужащей нужно лишь уметь считать до семи (тысяч) – чтобы не обманули с зарплатой, и уметь расписываться. Токарь может знать что-то из электромеханики и основ построения примитивного чертежа, а также нехитрых математических вычислений. Доктору совсем необязательно читать что-то, кроме медицинской литературы…

Мы идем своим путем, и он ведет пока лишь к тому, что быть безграмотным, невежественным, но притом оптимистично смотрящим в будущее полудебилом – это уже не стыдно. Ну да: меньше знаешь – крепче спишь.

Только вот теперь люди, выходящие из школ, университетов, дольше остаются инфантильными, не умеющими принимать решения, брать ответственность на себя. Любые мало-мальские трудности вгоняют их в депрессию. Потому что усвоены лишь несколько алгоритмов, а умение анализировать зачастую отсутствует напрочь. Надо что-то делать…

Игорь Северный

При подготовке материала использованы фрагменты статьи Георгия Бовта «Это должен знать каждый»

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

Один комментарий

  • Старик Поктобыч:

    Они тупые, а у нас всё через пень колоду получается

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий» Вы соглашаетесь с Правилами.
Если не работают лайки-дизлайки, читайте здесь

Материалы с лучшими фото

Счетчики, соцсети (подписчики)

  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru