В минувший предпасхальный вечер мы ходили в наш Музтеатр на премьеру. В афише было заявлено, что это - мировая премьера. Ну да. Так и есть. Мюзикл «Есенин» впервые поставлен именно на сцене Ростовской оперы.
Билеты брали чуть ли не за три месяца, в зале, естественно, аншлаг.
Обычно пишу свои заметки-впечатления сразу по возвращении со спектакля. Здесь решила повременить, чтобы не быть слишком субъективной.
Понятно, что в зале сидели и люди подготовленные, знакомые с творчеством и биографией Сергей Есенина, и те, кто о поэте слышал только побасенки да читал, возможно, несколько стихотворений, кому приятно, что этот «российский хулиган» такой же, как многие…
Что сказать… Я филолог - и это наложило свою тень на восприятие происходящего на сцене. Нет, это не из разряда «Ленин не похож» - никто из ныне живущих не знал Есенина лично, а потому художественная интерпретация вполне допустима: «Я художник - я так вижу».
Я сидела в зале и не могла понять, что в спектакле не то.
Здесь прекрасные декорации, множество массовых сцен - весьма синхронных и интересных, замечательные костюмы, хорошие пение, движения, игра света и тени, яркие образы… Что не то?
Сначала я подумала, что мюзикл всё-таки не мой жанр. Но я же с удовольствием смотрю и слушаю и «Мулен Руж», и «Призрак оперы», и «Мою прекрасную леди», и «Шербурские зонтики», и «Кошек», и «Юнону и Авось», и «Свадьбу Кречинского»…
Нет, не то. Что-то всё-таки заставило значительную часть зрителей выйти из зала ещё до окончания спектакля, а ещё более значительную - буквально выскочить после закрытия занавеса. При этом другая часть бурно реагировала и устроила овации.
Были и крики «браво» во время выступления - и это вполне объяснимо, о чём позже.
Каждый, кому не понравилось (а таких было очень много!), не стесняясь возмущался в рекреациях театра и на улице, причём у всех было что-то разное.
Главное - искусство должно возвышать, вести зрителя вверх, к свету. А тут…
Когда-то Пушкин в письме к Вяземскому по какому-то поводу говорил: «Толпа в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок как мы! Врёте, подлецы! Он мал и мерзок – не так, как вы – иначе».
Пожалуй, эти слова можно было бы поставить эпиграфом к спектаклю «Есенин».
Мы не будем много говорить о странном подборе биографических данных, когда одни выпячиваются, другие, весьма значимые и необходимые для понимания личности Сергей Есенина (те же взаимоотношения с Зинаидой Райх), по каким-то непонятным причинам опускаются. Скажете, у Галины Бениславской, воспоминания которой легли в основу либретто спектакля, нет упоминаний об этих отношениях? В своё время Бениславская заявила прямо: «Я знала, что так, как Зинаиду, он никого никогда не будет любить». И эта линия в мюзикле не проявилась вообще никак.
Интересно то, что в анонсе спектакля на сайте Музтеатра сказано вот что:
«Очень долго наша творческая команда пытались найти подход к созданию сюжета спектакля. Как сделать из биографии художественное полотно? Что важно, а какие моменты можно пропустить?..
Копая всё глубже, мы поняли, что без истории России рассказать о поэте невозможно, ведь основной темой творчества Сергея Есенина была именно она. И любил он больше, чем любую из своих женщин, сильнее, чем мать, одну ее – Родину!»
Если честно, то всё, что касается России в спектакле, очень напоминает лубок. И мелодраматические причитания никак не показывают искренность этой любви. Разве что яркий эпизод с мальчиком и матерью на фоне «Разбуди меня завтра рано».
А эта линия ВЧК-ОГПУ... О какой Родине в таком случае авторы спектакля ведут речь?!
Вообще, в этом мюзикле немало моментов, наполненных излишним пошловатым мелодраматизмом. Так, например, главной героине дали петь какие-то громкие причитания с заклинаниями: «Серёооооожа! Серёооооооженька!» А что сказать о сцене с памятником Пушкину, к которому Есенин обращается запанибратски, называя попросту «Сашей»… Хотя у поэта на самом деле так: «О Александр! Ты был повеса, Как я сегодня хулиган».
Вообще, спектакль построен на принижении образа Есенина, стремлении опустить его до уровня обывателя, чтобы поставить его с этим обывателем на одну доску и тем самым сделать своим в доску. Ну, чтобы следующим было лобзание в пьяную щёку и традиционное - «А «Мурку» можешь?»
Перечитайте ещё раз фрагмент письма Пушкина Вяземскому. Здесь как раз авторов спектакля и постигла неудача.
Понятно, что Божий дар бывает гораздо больше личности человека. Понятно, что, наверное, так и было с Есениным, если собрать многие воспоминания о нём. Все мы несовершенны, все мелочны, иногда трусливы и подлы. Но если говорить о Есенине, мы всё-таки воспринимаем его как Поэта, а не как хулигана и повесу.
«Если черти в душе гнездились, значит, ангелы жили в ней»… Вот мимо этих самых ангелов и прошли авторы, которые, как в своё время и Сергей Есенин, хотели повенчать «розу белую с чёрной жабой». Не получилось. Надорвались где-то, спустились в пошлость и крик, который не прекращался весь спектакль и от которого болела голова…
Впрочем, это субъективное мнение. Многим - нравилось! Однако в своё время люди ходили смотреть на казни, как на спектакль, - даже места продавали, как в театре. И большинству тоже - нравилось!
Но разве в этом сила искусства? Разве оно должно тянуть человека вниз? Хотя…
«И должен ли прочесть я эти сотни книг, Чтоб убедиться в том, что в мире всё страдало Всегда, как и теперь, и что счастливых мало?»
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.