Вообще, в последние десятилетия с литературой у нас проблемы. Серьёзные.
Кто-то скажет: ну нет вообще современной литературы - измельчали писатели! А что - возможно и так.
Не будем брать авторов популярных романов, пишущих со скоростью Агаты Кристи, но угождающих лишь вкусу непритязательного читателя - того, который довольствуется примитивным языком и «мыльными» чувствами героев, где всё построено на традиционных поворотах хоррора, детектива или сентиментального романа для домохозяек. Это чтиво было востребованно во все времена среди определённого рода публики. Писатели не в претензии - лишь бы платили. Да плюс ко всему ещё и искусственный интеллект начал помогать. Дай задание - за две минуты напишет главу.
Речь тут, конечно, о серьёзной литературе, которая, так сказать, не для всех, которая побуждает к раздумьям о вечном, о смысле жизни, о государственном устройстве и о глобальных человеческих проблемах.
Вот если честно, читал я в своё время и Пелевина, и Петрушевскую, и Улицкую, и Акунина - кого там ещё? Быкова даже почитывал. Глуховского опять же. Последние трое, кстати, признаны иноагентами, и, надо сказать, небезосновательно.
Знаете, авторы эти интересные. Много находок, от которых аж дух захватывает. Со словом некоторые управляются просто потрясающе. Я вот читал и слушал несколько раз «Медею и её детей». Такая яркая языковая вязь - вот как будто тебя обволакивает и убаюкивает. Тонко чувствует человек язык!
Не стану перечислять всех произведений указанных выше авторов, чтобы не рекламировать. Хотя большинству они вряд ли понравятся. Скорее так - специалистам да ценителям.
Но положа руку на сердце, скажу так: имея первое филологическое образование и богатый читательский опыт, через который приходит право давать оценку литературным произведениям и именам в литературе, ни одного из указанных авторов я даже рядом не поставил бы ни с любым из Толстых, ни с Достоевским, ни с Тургеневым, ни с Буниным, ни с Куприным.
Вообще, литература вырождается, причём во всём мире и по объективным причинам. В своё время В.И.Ленин в знаменитой статье, которую приходилось в институтские годы почти что наизусть заучивать, дал верную формулу существования массовой литературы: писатель пописывает - читатель почитывает. Кончаются читатели - кончаются и писатели. Остаются разве те, что в стол пишут, чтобы потом пройти сквозь десятилетия и, возможно, века. Быть может, мы о них даже не знаем пока, а они есть. Но те, что присутствуют, явно до гениев недотягивают.
Проблема лишь в том, что, недотягивая до гениев, многие возомнили себя гуру и чуть ли не российскими джавахарлалами неру. Дают оценку происходящему, ставят себя выше всего народа, выступают против него, мало того - некоторые даже финансируют за счёт гонораров армию, которая убивает наших.
Иногда кажется, что эти люди настолько оторваны от действительности, что возомнили себя учителями жизни, бросают сентенции, судят-рядят направо и налево.
Что интересно, многие давно дожили до седин и так бесславно заканчивают свой жизненный путь.
Есть очевидные вещи, против которых идти - значит быть врагом своей страны и своего народа.
Даже если ты не согласен со внутренней и внешней политикой государства, даже если ты против власти, ты всё-таки не должен желать погибели своей стране и своим людям.
Мне хочется напомнить высказывания некоторых настоящих литераторов, которым нынешние и в подмётки не годятся.
А.С.Пушкин в письме Вяземскому писал: «Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног – но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство».
Интересно, что многим нынешним - не досадно! Они и рады плясать под чужую дудку. Камрад, камрад, ошин карашо!
А вот А.А.Ахматова. Уж её-то никак не заподозришь в симпатиях к советскому строю. Помните её «Реквием»? -
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, -
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Она НЕ ОДОБРЯЛА того, что происходило вокруг, но - «была тогда с моим народом»! Это высшая степень патриотизма русского писателя!
Мне трудно себя представить, чтобы тот же Пушкин или Лермонтов, Гоголь или Некрасов, Достоевский или Толстой желали бы погибели Земли Русской. И потому та литература - бессмертна!
Мы можем читать и восхищаться языком, мыслями, поворотами сюжета, но в душу западает на всю жизнь совсем не это. А вот что: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pas de chale давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские»…
Это - о Наташе Ростовой, о той самой, на которой воспитаны несколько поколений жителей нашей страны.
КОГО воспитали те, которые теперь, подхватив знамя великой русской литературы, испоганили его, истрепали, затоптали?
Я иногда думаю: нынешние времена даны нам для очищения страны от той пены, от той скверны, которая поглотила всех нас в последние годы и всё никак не может отпустить.
Пена схлынет, уйдёт - и мало кто вспомнит. Общество наше преображается буквально на глазах. Как будто упала пелена и стало понятно, что действительно ценно, а что мишура.
Я верю, что народится и новая элита, и новая литература. Жаль, что всё это приходит к нам непременно через страдание.
Но -
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!..
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.
Один комментарий
А почему только писатели. А где выдающиеся актёры ( тех, кто хотя бы раз мелькнул в рекламе. я вообще за актёров не считаю, это касается и прочего люда элитки). Да и что перечислять.Всё поникло и пожухло под властью денег.