
Чехов – один из немногих авторов, которого знают и любят все, причём люди разных возрастов и званий. Чехов – многогранен: это и искромётный юмор, и сатира, и потрясающая лиричность, и любовь к Родине, и отражение времени.
Конечно, наиболее сложной для восприятия является чеховская драматургия – ломающая все до этого существовавшие рамки и стереотипы.
Не зря говорят о двух глобальных направлениях в русской драматургии: традиционный театр Островского и театр Чехова.
Чеховские пьесы сложны для восприятия – здесь ведь важен не только текст, но и подтекст, а разобраться в особенностях полилога, т.н. «подводных течений» неискушённому зрителю бывает трудно.
Но Чехов – как наркотик. Полюбив и восприняв его однажды, ты уже не можешь избавиться от этого наваждения от культуры.
В разное время мы побывали во многих чеховских местах, в т.ч. в Гурзуфе, в Ялте и в Мелихове.
Естественно, если мы попадаем в какой-то город, где в театре идут спектакли по Чехову, сразу покупаем билеты. А часто даже поездки подстраиваем под эти даты.
Спектакли эти мы смотрели во многих театрах страны, некоторые – по несколько раз.
Несколько лет назад мы, например, попали на «Три сестры» в БДТ. До этого смотрели этот спектакль в Ростовской драме, позже – в Таганроге.
Несколько раз смотрели «Чайку», в т.ч. и в исполнении столичных трупп. Трижды ходили на «Вишнёвый сад» - есть что и с чем сравнить.
Много спектаклей посмотрели и по рассказам, повестям Чехова.
Значительная часть из них – экспериментаторские. Всё это можно принимать или не принимать, но Чехов многогранен – его можно ставить по-разному.
Однако после всех этих наших походов по разным театрам мы поняли одно: на Чехова надо ехать всё-таки в Таганрог.
Местный театр тоже часто ставит экспериментаторские спектакли, но на чеховские пьесы это не распространяется. Поражает какое-то потрясающе бережное отношение к тексту классика, что, в общем. Объяснимо – с учётом того, что Чехов сделал и делает для Таганрога.
В минувшее воскресенье мы специально ездили в Таганрог на премьерный спектакль «Дядя Ваня».
Понятно, что все мы в плену фильма Кончаловского, где играли гениальные Бондарчук, Зельдин, Смоктуновский, Купченко, Мирошниченко…
Несмотря на великолепную игру актёров, здесь они, по замыслу режиссёра, играли человеческую трагедию. Потрясающе, конечно, играли!
У Чехова же это трагикомедия – её и играли в Таганроге.
Будучи весьма искушёнными в чеховских текстах и заядлыми театралами, мы, в общем, не вполне согласны с образом, так сказать, героя-резонёра – доктора Астрова. Но, с другой стороны, почему нет? Ну, если учесть особенности жанра.
Также показалась несколько странной внешность актрисы, играющей жену профессора – Елену Серебрякову. Не совсем верится в её магическую притягательность для тогдашних мужчин, особенно если учесть элементы совсем не чеховского «улучшайзинга».
Но в целом спектакль произвёл очень хорошее впечатление. Размеренная игра вначале переросла в надрывное и даже трагическое окончание спектакля – как это, впрочем, и задумано Чеховым.
Повторимся ещё раз: мы смотрели много спектаклей по Чехову, но ближе к авторскому замыслу, бережнее по отношению к этому замыслу игры, чем в Таганроге, не видели нигде.
Да, на Чехова нужно ездить в Таганрог!
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.