Новости города Ростова-на-Дону и юга России
Актуально Благоустройство Мысли о будущем Таганрога

Мысли о будущем Таганрога

Некоторое время назад на нашем сайте появился материал  Алексея Карпова "Город рушится и мог бы зеленеть" - об уходящем в небытие архитектурном облике Ростова, о возможности создания небольших парковых зон и т.д. В общем - размышления о будущем города, боль за него. 

Материал получил широкий резонанс - и в редакцию начали приходить письма. Наши читатели не только в Ростове - они переживают за будущее своих городов. 

Одно из писем уважаемого в Таганроге человека, которое пришло в нашу редакцию, мы публикуем сегодня полностью и приглашаем читателей к обсуждению...

...Таганрог – город,  где я родилась и прожила почти всю свою жизнь.  В детстве считала: город как город, такой как все другие,  но  видела, как глубоко и преданно любят его мои родители.  Особо это было заметно, когда мы несколько лет жили в Новосибирске и мама каждый раз плакала, а у папы становились очень грустные глаза, когда речь шла о Таганроге. Все, что они о нем говорили, было буквально пропитано любовью и желанием скорее туда  вернуться.

А вот  свое отношение к родному городу я  поняла  позже, и особенно когда ушла  на заслуженный отдых, дети выросли, карьера завершилась и появилась возможность не урывками, не в спешке, увидеть Таганрог, почувствовать его атмосферу и самобытность.  Я подолгу гуляла по его улицам, набережной, паркам, рассматривала старинные дома, любовалась Таганрогским заливом  и  поняла, как  я его люблю  и  как мне близки ощущения  моих умерших родителей.  Но одновременно   у меня постоянно возникала раздвоенность чувств. С одной стороны, я восхищалась его красотой, оригинальностью, уютом, а с другой – удивлялась  неухоженностью и   ветшанием.   

Я прочитала  многие блоги о городе, статьи в газетах прошлых лет,  разговаривала  со старожилами и   убедилась, что   мнения о  Таганроге в основном двух   категорий. Городом либо восхищаются, если речь идет о его достопримечательностях, парках, набережных, музеях, оригинальных культурных мероприятиях, либо  возмущаются, если речь идет о его чистоте, ухоженности и удобстве для горожан.  Заметила, что часто  отрицательно  пишут о нем   приезжие, причем  как-то поверхностно, равнодушно, а это  особенно обижает. Для примера: в одном из   блогов «Таганрог. Город, с которым мне не фортануло…» на основе нескольких очень поверхностных фактов (не тот ремонт в гостинице, где они остановились, пауки на фонарном столбе и т.д.) делается вывод о целом городе, которому более 300 лет и который имеет очень сложную историю и потрясающие социокультурные традиции.  Неприятно это было читать, как будто обидели лично тебя.  И мне захотелось написать  самой как человеку, пусть  и не очень  компетентному  во всех городских  проблемах, но зато неравнодушному .

Почему же Таганрог  вызывает  у меня  такие  двойственные чувства – любви  и одновременно глубокой грусти? Как представляется, тут дело  в его  истории.   

Городу более  300 лет, и за эти годы он уже был крепостью,  портом,   промышленным центром юга России и это отразилось в его облике в полной мере. После создания  он быстро застраивался и ещё до революции превратился в жемчужину архитектуры России. Поэтому как местные жители, так и   приезжие особое внимание всегда обращали  на оригинальные дома  в старой его части,  придающую  ему уют и  непохожесть на другие города. Казалось бы, эти особенности надо укреплять, развивать, использовать.  Так нет…

В годы советской власти его  очень густо  застроили предприятиями.  Это  не всегда лучшим образом сказалось на его облике, но зато предприятия помогали  городу в решении многих социальных проблем. Была благоустроена нынешняя Пушкинская  набережная, Комсомольский бульвар, установлен  памятник Петру 1, построен красивый Морской вокзал, который не только город украшал, но очень активно функционировал,  ремонтировались  здания, дороги, тротуары, бережно сохранялась так называемая «заповедная зона» - центр, с его «чеховскими местами», музеями и оригинальными  домами.

Но в  90-е, перестроечные, годы большинство крупных предприятий    закрылось , многие  мелкие  были   вообще снесены,  а они занимали  многие, иногда центральные, территории города, в том числе прилегающие к набережной. Появились «пустоты», которые город сильно уродуют. Недаром в одном из постов в Интернете  Таганрог был назван «кладбищем заводов».   Но и в те годы город  все- аки продолжал жить, пусть не как раньше, по-новому, но все-таки сравнительно оживленно: была восстановлена Никольская церковь, установлен памятник Александру 1, появилось сооружение из трех колон, посвященная 300-летию г. Таганрога, поставлена   интересная скульптура Фаины Раневской  у дома, где жила её семья (и так хочется верить, что в этом доме будет все же открыт музей великой актрисы),  во многих местах установили небольшие  скульптурные  композиции по мотивам   произведений  А.П.Чехова, научились создавать оригинальные кафе и рестораны и т.д.

Но, к сожалению, в последние годы наш город  как-то потерял ориентир, перестал быть крупным портом, городом промышленным, но не стал ни курортом, ни туристическим центром. Все больше  гости города да и сами  жители  стали замечать  его неухоженность и ветшание.

Несомненно, к этому  был  ряд объективных причин. Одна из них – так называемый  «разрыв» с  Украиной в 2014 году, когда  была  полностью  перекрыта  железнодорожная ветка, связывающая город не только с Украиной, но и с  Белоруссией, Прибалтикой, центральной Россией, а значит – и всей страной.   Теперь,  сравнивая  работу  наших двух вокзалов «до» и «после», видишь огромную разницу. Раньше это – оживление, десятки поездов, толпы приезжих, теперь – редкие пассажиры электричек. Причина-город стал «тупиком». Новая железнодорожная  ветка, в обход Украины, прошла далеко от нашего города, совершенно не учитывая его нужды. Положение «тупика»  завершает  Морской вокзал, который был выкуплен частными лицами и перестал выполнять свои функции. Многие годы  он  принимал пароходы, катера, «ракеты», площадь перед ним была одним из самых любимых мест отдыха жителей Таганрога. Потом хозяева    по-видимому решили, что он нерентабелен, и прекратили всякую его  деятельность.  Сейчас это мертвая зона, не вызывающие никаких эмоций, кроме грусти и сожаления. Картину завершает стоящее страшным «скелетом»   сгоревшее в перестроечные годы здание общежития.  

Можно предположить, что такая  «тупиковая» в географическом плане позиция  привела   к сокращению  финансирования  бюджета города,  закрытию многих предприятий, которые уже начали  сворачивать  свои производства в 90-е годы,   резкому  уменьшению  потока туристов.

Сейчас  в черте Таганрога масса заброшенных территорий бывших производств (чего только стоит десятиэтажное пустое здание заводоуправления  некогда процветающего комбайнового завода), которые  уродуют «лицо» города. И что ещё печально, заброшены некоторые старинные, уникальной красоты, а иногда просто очень добротные здания: бывшей больницы водников, бывшего банка «Донинвест», бывшего антимонопольного комитета, бывшей музыкальной школы и т.д. Картину дополняют во многих местах проваленная Пушкинская набережная,  полуразрушенная  каменная лестница около памятнику  Петру 1, заросшие бурьяном газоны сквера  Комсомольского,  раскрошенная, особенно в центре города, тротуарная плитка и громыхающие по плохо отремонтированным  рельсам трамваи (тут стоит особенно отметить горькое первенство улицы Карла Либкнехта, на которой они  по улице не едут,  а «пробираются» среди свисающих веток и наступающей травы). Мало того, ни тротуара, ни асфальта, ни плитки на этой, почти центральной улице нет.

Правда, есть и «плюсы», Таганрог стал очень активно привлекать к себе «киношников», особенно тогда, когда в картине  надо изобразить окраины старой  Одессы или показать дома, «разрушенные» якобы в годы войны.  Боюсь, как бы не настал момент, когда приедут в Таганрог снимать второй вариант картины «Сталкер» (режиссер А.Тарковский), в которой изображается таинственная  мертвая зона, полная мусора, пропитанная радиацией и приносящая зло и ужас.

Такая ситуация беспокоит не меня одну, что радует. Много лет  на страницах газеты «Таганрогская правда» активно обсуждается тема о будущем  Таганрога. Например, интересно представляет будущее города Сергей Андреенко (статьи «Быть ли нам Венецией?», «Как сделать Таганрог мировым туристическим центром?» и др.)   Большую и кропотливую работу в этом направлении  проводит депутат городской  Думы  Елена Сирота.  Свои мысли о будущем нашего города  она изложила в статьях «Дума о туризме», «Нужно помнить и чтить мать-основательницу Таганрога!»,  « В будущее Таганрога смотрю с оптимизмом» и других.  Мало того, Елена Валерьевна  стала основателем фонда «Возрождение Таганрога», на заседаниях которого  этот вопрос обсуждался неоднократно. Большую работы в этом направлении  проводили и проводят  ученые ЮФУ (например,  отражено в статье «К туристическому кластеру – вместе с ЮФУ!»), а также ученые Таганрогского института имени А.П.Чехова, особенно исторический факультет. Очень много как в своих выступлениях, так и в статьях  говорит об этом  глава города Таганрога Инна Титаренко. Она постоянно подчеркивает, что будущее города создают своими  делами сами жители Таганрога.    

Однако все эти годы  явно не хватало важного и принципиального решения. И вот наконец  оно  появилось. Недавно  губернатор нашей   области  В.Ю.Голубев объявил, что Таганрог хотят сделать  центром туризма  и  уже составляется соответствующая «дорожная карта».  Не скрою, это меня очень обрадовало. У нашего города есть все основания для такого решения, и       нельзя не заметить, что есть  некоторые подвижки в этом направлении.       Реконструируется (хоть и очень долго)  улица Петровская, отремонтирован ряд старинных домов, вплотную  занялись трамвайно-троллейбусным парком. И нам, таганрожцам, надо не только скорее это решение поддержать, но принять активное участие в формировании комплексной «дорожной карты» и её реализации. Почему же тогда скорее? Да потому, что от решения до исполнения могут пройти десятилетия, а город  ветшает и разрушается уже  слишком заметно – и это бросается в глаза.

Кроме того,  не исчезает  опасение, что решение так и останется на бумаге. И наша задача – сделать так, чтобы это никогда не случилось.  Поэтому нельзя оставаться равнодушными созерцателями, поджидая опущенные сверху решения о становлении Таганрога как центра туризма, а потом их критиковать. Горожане должны иметь возможность влиять на этот процесс. А для этого необходима информация о том, что делается в этом направлении, что получается или нет и почему.

Может быть, такие сведения могли бы идти через специальную колонку «Таганрогской правды» типа «Таганрог на пути к туристическому центру».

Ведь нам, горожанам, важно, чтобы город был привлекательным не только для туристов, но и для нас, живущих в нем, чтобы нас не огорчали следы его разрухи.

Считаю, что надо  городу любым путем  уйти из категории «тупиковых»,  добиться, чтобы  к нам  ходили хотя бы два полных состава из Москвы (для этого существует Таганрог-2), а не только прицепленных два вагона, которые совершенно не удовлетворяют нужды города, особенно в летнее время. И, может быть, ставить вопрос об особом ответвлении для Таганрога от железнодорожной ветки, идущей через Воронеж. И, конечно же, городским властям  сделать все возможное, чтобы возобновить деятельность Морского вокзала. Неужели нельзя найти рычаги воздействия на его собственников?

Думаю, что депутаты  областной или городской Дум могут найти или создать законные способы обязать собственников уникальных заповедных зданий отвечать за их состояние, а противном случае брать с собственников   большие штрафы, которые направлять на реконструкцию этих зданий. Удается же это сделать в других регионах, о чем рассказывают очевидцы.

Наверное, не так уж сложно разработать и внедрить положение, позволяющее комитету по управлению имуществом реализовывать территории бывших предприятий таким образом, чтобы со временем освобождались места для отелей, пансионатов и санаториев, которые так необходимы городу и туристам, - вплоть до того, что продавать за бесценок, а если они уже стали частной собственностью, обязать собственников преобразовывать их в соответствии с требованиями города и его генеральным планом.  Сколько же можно слушать отговорки, что мы, мол, городская власть, не имеем права вмешиваться в деятельность предпринимателей! Получается, пусть они ведут себя в городе как хотят, а нам, горожанам, остается довольствоваться  правами терпеть любой беспредел.

Хотелось бы обратить особое внимание на Богудонию. Правда, уже попадалась, и не раз, в СМИ информация о том, что там буде то ли улица,  то  ли  набережная на месте аварийных домов, но как, что, когда – ничего конкретного! Это похоже на многолетнее объявление у провалов на Пушкинской набережной, на котором написано извинение перед людьми за причиненные неудобства из-за ремонта и необходимости обходить провалы… Но провалы растут, а на объявлении только меняются даты изготовления проектной документации. Правда, в последнем объявлении уже и дату перестали указывать, а это значит – ремонт бессрочен…. Такое извинение уже выглядит издевательством над людьми. Не хотелось бы, чтобы и Богудония ограничилась подобными объявлениями.

В настоящий момент город окружает великолепное ожерелье парков и набережных:  парк 300-летия Таганрога, парк комплекса «Самбекские высоты», Чеховская набережная,  Пушкинская набережная, Петровский (Комсомольский) сквер,  Приморский парк. И в этом ожерелье «чёрной дырой» многие десятилетия  зияет  Богудония – бывший рыбацкий поселок, а сейчас скопление трущоб, мусора, свалок, разрушенного берега, сползающих в море домов, бродячих собак и т.д. И это в самом центре города, на  красивейшем месте полуострова, острие мыса, откуда открываются потрясающие виды. Неужели нельзя ничего сделать?! Неужели не сумеют власти и предприниматели, объединив усилия, превратить эту  территорию  в привлекательную зону для туристов и горожан? Причем с последующей выгодой для себя и города? Понятно, что объем предстоящих работ огромен Прежде всего, необходимо мощное укрепление берега,  снести  фавелы (так их теперь называют), оставив для туристов самую яркую их часть в качестве этнографического музея, построить многоэтажный дом в самой Богудонии, куда переселить её обитателей (сейчас там живет 20-30 семей, и перебираться в другие места они не желают), а остальную территорию пустить под парк типа Лога-парка, который принесет доход  его организаторам  и радость и удовольствие людям.

P.S. Может быть, мои предложения  покажутся наивными. Но, по моему убеждению, без привлечения заинтересованных горожан никакая власть не сможет выполнить эту прекрасную и очень важную идею.

Так что, все неравнодушные, давайте не только мечтать, но и действовать! Думаю, что сочетание «мозгового штурма» инициативных горожан с намерениями власти, а также волонтерским задором молодежи поможет нашему городу прийти к заветной мечте!

Татьяна Даниловна Молодцова – доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАЕ

Сергей Соколов

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

7 комментариев

  • Игорь:

    А зачем строить какое-то ответвление из Таганрога на Воронеж?
    Ж.д. направление Таганрог - Марцево - Иловайск прекрасно функционирует. Работает таможня. Грузовые поезда ходят часто. Уголь, металлы в Ростовские порты, руда, ГСМ - в ДНР и многое другое..
    С Успенской СКжд есть ежедневный пассажирский пригородный дизель-поезд через Иловайск, Харцызск, Донецк, Макеевку до Ясиноватой, билеты очень дешевые кстати, что около 20 руб. Таможенный и пограничный контроль производится с российской стороны прямо на Успенской и очень быстро.

  • EugenP:

    Пишите "мы, мол, городская власть, не имеем права вмешиваться в деятельность предпринимателей! " - так Вы замахнулись на основу конституционного строя! ( &-) ) Это суть всего того, ради чего происходили события 1991-1993 годов: оторвать интересы предприятий (собственно весь бизнес) от интересов проживающих рядом людей (ведь сейчас главный и единственный критерий успехов в любом деле - прибыль/эффективность), разорвать связь Власти и экономики, социальной сферы, даже разорвать саму власть (разделив её на федеральную и местную/муниципальную). Какие-то отдельные частные вопросы можно решать на уровне города или хотя бы области, но проблема запрограммирована в Основе. Только "змеевиком" изменить происходящее нельзя.

  • Геннадий Николаевич:

    Вот глядишь на фотографию этого заброшенного десятиэтажного монстра, удивляешься и думаешь: у какого ХОЗЯИНА ещё можно увидеть подобное расточительство? И отвечаешь себе сам: у хозяина... - вряд ли увидишь!!

  • Александр 64:

    В Таганроге есть другая беда, которая просто не даст городу стать курортным - воздух. Зимой это меньше ощущается, так как и окна народ не открывает, да и на улице люди находятся поменьше. А вот летом - вонь начинается где-то в два ночи и заканчивается около 8 утра. Вонь химическая, типа как от горящего пластика. Каждый день. В течении дня тоже можно нарваться на "химическую атаку". Источников несколько - бывшая свалка, которая все равно горит, и металлургический завод, который вместо выпуска труб теперь плавит металлолом. Ну а что идет вместе с металлоломом - понятно. Свалка когда-нибудь закончится, а вот Металлург - сомневаюсь. Те, кто живет в прибрежной зоне в районе порта, так там другое счастье - угольная пыль. Корабли грузят, пыль летит на город. В общем, вроде и город уютный, много зелени, и моря вокруг полно, а дышать нечем. Какой уж тут курорт... Кстати, при СССР работали все заводы, а воздух был нормальным.
    Про городские дороги вообще молчу - в Ростове просто шикарные автобаны по сравнению с нами.
    Из города можно было сделать конфету, но нужен хозяин в городе. Таковых не имеется, область нас не любит, правительству просто не интересны, сити-менеджеры меняются частенько, большинство горожан не в курсе, кто нынче очередной "менеджер". Мэров нам запретили выбирать. Частникам устраивать здесь курорт неинтересно, экология отвратительная.
    К сожалению, пока безнадега.

  • Светлана:

    А Вы задумывались о том.что нашему городу нужен настоящий хозяин как был Федянин.город был чистый.благоустроенный и он мог много что сделать для города.А поставили менеджера.А на сегодняшний день вообще говорить нечего.Не понятно кто и зачем сидит в кабинете.Он .что невидит в каком состоянии город.Значит его это устраивает.

  • Александр 64:

    Федянин был спорной фигурой. Вы должны помнить "озеленение" города, когда большинство насаждений высохли. А денег вбухано было ... Установка оградок по всему городу аффилированными структурами, они нужны были? В итоге прокатили его на выборах из-за тотального гололеда по городу, много народу поломалось тогда.
    Если сопоставить с остальными (Шило не беру, тот при всех его недостатках мечтатель был, надеялся город на международный уровень вывести) - Федянина надо вспомнить добрым словом, при нем город был в относительном порядке, несмотря на всякие грешки. Все познается в сравнении. Я бы нынче за Федянина голосовал, если бы был выбор. Сейчас у нас выбора нет, кого пришлют, наше мнение - до фонаря. Лично я все, что могу - навести порядок у себя и вокруг своего дома. Все. Но дышать зачастую реально нечем, отрава в воздухе.

  • Александр:

    Федянин был настоящий хозяин города!В городе был порядок и чистота..Жаль.что он ушел.Такое впечатление,что на смену пришли люди- безразличные к судьбе города.Сидят в кабинетах и не понятно чем они там занимаются.Город запущен ,грязный,дороги как после бомбежки,в трамвай садится опасно, мало того что в нем грязно, он может и с пути сойти или загореться ..А.ремонт по улице Петровской...?.Да что там говорить ,люди занимают не свои места.(...)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий» Вы соглашаетесь с Правилами.
Если не работают лайки-дизлайки, читайте здесь

Материалы с лучшими фото

Счетчики, соцсети (подписчики)

  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru