С нетерпением ждала, когда смогу увидеть новую разрекламированную постановку Ростовского музыкального театра – оперу Пуччини «Турандот». И вот свершилось.
Что же, реклама оказалась правдивой – постановка оригинальная, высокотехнологичная. Были и видеопроекция, и LED-экраны, и неон, и футуристические костюмы. Прямо какое-то соединение классической оперы и лазерного шоу! Всё это вдобавок к экзотичности сюжета производит волшебное впечатление, так что мы не разочаровались. И певцы, и организаторы спектакля были на высоте в этот вечер!
Но оказалась в этой бочке мёда маленькая капелька дегтя. Вернее – две.
Первая. Знаю, что эта опера «коварна», Джакомо Пуччини её не закончил, умер, и поэтому каждый постановщик волен придумывать свой финал. И всё же это сказка, а у сказки должен быть счастливый конец! По крайней мере от сказки никогда не ждёшь подвоха, трагичного исхода.
Напомню сюжет: писаная красавица, но жестокая китайская принцесса Турандот испытывает всех претендентов в женихи, загадывая им три загадки. Отгадавший получит Турандот в жёны, а ответивший неверно будет казнён. Принц Калаф всё отгадывает верно, но Турандот в нарушение своего же указа всё равно отказывается выходить замуж за Калафа. Беглая рабыня Лиу давно влюблена в Калафа и рассказывает жестокосердной Турандот о своей беззаветной любви. И это растапливает сердце китайской принцессы, она сама влюбляется в Калафа. В некоторых постановках Калаф целует строптивую принцессу – и она превращается в нормальную влюблённую девушку. В этом есть смысл и логика сказочной истории.
Чем же заканчивается сказка в Ростовском музыкальном? Да вроде бы счастливо: Турандот полюбила Калафа, как сообщили певцы. Но только на сцене мы этой любви не увидели. Турандот простояла почти всё действо на втором этаже куба, а Калаф – пел о своей любви у подножия. Друг к другу они так и не подошли близко, и даже на поклон к зрителям выходили разделённые несколькими артистами. Поэтому, конечно, финал новой постановки вызвал недоумение у некоторых театралов.
К чему и к кому такая непонятная любовь ростовского Калафа? К бездушной кукле, которая, вопреки задумке автора оригинальной сказки Гоцци, так и не очеловечилась? Может ли сохраниться любовь, если тебя пинают, презирают и ненавидят? На чём такая сумасшедшая любовь основана? Я, конечно, понимаю, что в сказках – только ложь. Но эта ложь обычно основана на человеческих характерах и логике. К тому же в сказке должен быть и урок для добрых молодцев, пришедших в театр. А его в ростовской постановке не видно! А в соединении со словами из анонса к спектаклю о «технологическом, механизированном жестоком мире будущего» и вовсе вводят в уныние.
Турандот просто не может не полюбить Калафа за все его подвиги – в этом задумка и сказочника Гоцци, и композитора Пуччини. Но ростовская – смогла. Не знаю, в ком тут дело: во взаимной неприязни главных героев, в стремящемся к эпатажу постановщике или в загадочности, переходящей в заумность, постановки. Но разочарование от финала ростовской оперы – сильное. Так вот, сидели зрители три часа в волшебстве, упивались высокими технологиями, экзотикой Китая, волшебными голосами исполнителей, а в конце – непонятки.
Кстати, анонс к постановке на сайте театра гласит: «Спектакль повествует о всепобеждающей, всеобновляющей, бескорыстной и чистой любви, которая спасет мир». Служанка Лиу показывает эту чистую любовь, но мир не спасает. А Турандот, наоборот, мир спасает (сохраняет), но любви не показывает...
И ещё о дёгте в бочке мёда. Это декорации. Я понимаю, что Ростовский музыкальный театр нельзя сравнивать с Новосибирским оперным театром, где я впервые увидела эту оперу. Там – уникальная конструкция театра, позволяющая без ущерба хранить старые декорации к спектаклям. Когда-то на театры государство денег не жалело, и в Новосибирске сохранились тааакие декорации! А сейчас у нас в театрах недостаток финансирования, потребность в экономии… Умом это понимаешь. Но не сердцем.
Ведь как-то можно же разнообразить концепцию декораций? Но уже несколько лет на сцене нашего Музыкального из спектакля в спектакль таскают взад-вперёд огромные двухэтажные кубы. Иногда – просто так, вне всякой связи с действом, просто двигают их во время пения артистов. Как это было в прошедшей «Турандот». Может, человеку, впервые пришедшему в театр, эта игра в огромные кубики и понравится. Но завзятым театралам они уже порядком поднадоели. Меняются афиши, сюжеты, артисты, свет, костюмы – а на сцене всё те же кубы…
Кстати, моей дочери не понравилась и игра в маленькие светящиеся кубики конкретно в «Турандот». Где-то в анонсах было сказано, что это – бездушные сердца роботизированных людей будущего. Но по ходу действа на этих кубиках сидят и лежат… И если бы не анонс, никто бы и не догадался, что это – сердца. Потому что это больше похоже на цирковые атрибуты, то есть опять – эпатаж…
Может, я слишком много требую от провинциального театра? Но как же хочется, чтобы мой любимый (всё равно!) театр стал Театром с большой буквы. Скажете, я защищаю классику, а современный театр требует нового – цирка, понятного молодёжи? Не спорю, это тоже нужно. В современных спектаклях. Но театральная классика должна же оставаться классикой! Нельзя переделывать театр до неузнаваемости для того, чтобы только заманить нынешнюю молодёжь в залы. Что-то (классическое искусство) должно оставаться незыблемым.
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.