Новости города Ростова-на-Дону и юга России
Актуально Культура «Месяц в деревне» по-ростовски, или Не стреляйте в тапёра

«Месяц в деревне» по-ростовски, или Не стреляйте в тапёра

После того, как всех нас немного выпустили из почти годового сидения и разрешили ходить в театры, мы и начали ходить. Погружаемся в  прежнюю жизнь с осторожностью и восторгом. Пока ещё эти душные маски, а в одном из театров даже новая рамка-опрыскиватель. Как будто убережёт вот этот жиденький туман от вируса… Но не о том сейчас.

Пройдя по кругу все театры Ростова, в том числе и тот в подвальчике на Садовой, где недавно давали совершенно пронзительную «Повесть о Сонечке» по Марине Цветаевой, а актрисы играли так, что было даже страшно за эту натянутость нервов и искренность; Ростовскую драму с «донским циклом» и неожиданными и поразительными «Тремя сёстрами», которые после откровенно неудачного «Вишнёвого сада» показались открытием театра; триумфального «Спартака» и уже в который раз просмотренного «Фауста» в Музыкальном, мы вновь решились на Молодёжку. Вообще, мы там бываем крайне редко. Нет, какие-то детско-юношеские спектакли, не требующие глубокой игры, театру удаются. Неплохи здесь, например, «Том Сойер» и «Пеппи». Но вот если начинают замахиваться на нашу классику…

В общем, не так давно был у нас неудачный опыт похода на «Вечера…», о чём я рассказывала уже. Долго потом, как говорится, зализывали душевные раны. А тут вот снова решились. Вроде бы и пьеса хороша. Тургенев, чай, испортить трудно. Но, как оказалось, не невозможно…

Вдохновившись восторженными отзывами под афишей «Месяца в деревне» на сайте театра (интересно, кто пишет эти отзывы и верят ли люди сами в то, что написали?), мы решили рискнуть ещё раз.

Сказать, что мы не получили удовольствия, будет неправдой. И само здание театра, и его внутреннее убранство, и даже несколько суетливый буфет, и сам зрительный зал, и сцена, с её техническими приспособлениями, и освещение, и декорации – всё это выше всяких похвал. Нет в Ростове больше такого красивого театра, что там говорить! Но проблема как раз в его провинциализме.

Не стану здесь разбирать подробно игру каждого актёра в спектакле, чтобы не обидеть. Но ни в искренность и даже некую трагедийность происходящего, как это задумано изначально у Тургенева, ни в возможную гипотетическую достоверность, в общем, типичной для того времени ситуации не веришь от начала и до конца спектакля. Эти картинные вскрикивания, не мотивированные эмоционально яростные швыряния предметов, пустые монологи о судьбах России и русских людей, повисающие в воздухе, бездушные любовные признания героев, всякие недетерминированные обидки – всё это, конечно, приводит в уныние.

По этому поводу вспоминается расхожая фраза из времён дикого запада и «салунов»: «Не стреляйте в тапёра – он играет, как умеет».

Помнится, резкий Тургенев писал про Некрасова, что поэзия в его стихах и не ночевала. Так и тут – в спектакле ростовского ТЮЗа не ночевал сам Тургенев.

Нет, было бы несправедливо говорить, что не было режиссёрских находок, что постановка безлика и совсем уж провальна. Всё равно впечатление и даже некое удовольствие в конце получаешь – но это скорее от совокупности всего окружающего, а не от игры актёров и, возможно, желания режиссёра потрафить вкусам невзыскательной публики.

Понятно, что любой театр борется за зрителя. Понятно, что зрители зачастую не искушены в театральном искусстве, часто приезжают на спектакли специально из донской глубинки (может быть, именно поэтому на сценах ростовских театров так много пошловатых комедий), а потому хотят расслабиться, посмеяться и получить удовольствие. Но нельзя же из классики делать фарс или водевиль!

В «Месяце в деревне» в исполнении Молодёжки немало откровенно пошлых, явно фарсовых моментов, которые многих в зрительном зале приводили в восторг, а многих – в ужас.

Кто-то скажет: так это же и хорошо! Значит, спектакль удался, раз о нём разные мнения, разные впечатления, раз он рождает споры.

Ну да, конечно, спектакль удался. Не удался в нём только автор пьесы – Иван Сергеевич Тургенев…

Светлана Куприна

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

3 комментария

  • Геннадий Николаевич:

    Побольше бы ТАКИХ аналитических пабликов, глядишь, может быть, и не стали бы стрелять в тапёра.. за ненадобностью. Молодец, Светлана!!

  • Елена:

    Браво, Светлана! А я уж думала, что со мной что-то не то... Ходила-ходила в наши театры... Не только Тургенева на сцене нет, но и Чехова, и других... Актеры переигрывают, режиссерские находки кажутся дикими, использование громкой неживой музыки, неотрегулированные микрофоны заставляет затыкать уши... и еще много всяких новомодных мелочей, которые мне не нравятся! Все это рождало недоумение и разочарование... НО! В конце каждого спектакля зрители встают и устраивают овации! Думала про себя: что со мной что-то не так. Хорошо, что я не одна, полегчало. )) Хожу теперь только в музыкальный театр на классические постановки. Узнавая предварительно, не под фонограмму ли будет балет!

  • Лидия:

    А мне нравиться драмтеатр, труппа там великолепная! Молодые актёры играют очень хорошо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий» Вы соглашаетесь с Правилами.
Если не работают лайки-дизлайки, читайте здесь

Материалы с лучшими фото

Счетчики, соцсети (подписчики)

  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru