Я росла в эпоху тотального дефицита и «блата», когда в магазинах для обычных покупателей сначала не было ничего «хорошего», а потом не стало вообще ничего. Это на всю жизнь привило привычку запасаться «на чёрный день». Затем наступившее длительное изобилие товаров, конечно, ослабило эту хозяйственную черту. Но вот парадокс: раньше, когда на прилавках был один вид молока и два сорта колбасы, ходить в магазин было психологически проще и легче.
А сейчас! Глаза разбегаются от изобилия сортов и марок. В нулевые годы мы ринулись пробовать хлынувшие из-за рубежа деликатесы. Сначала они показались нам манной небесной, но спустя короткое время эйфория схлынула – и мы поняли, что отечественные продукты вкуснее (или мы привыкли к их вкусу?). А когда еще на нас навалилось цунами информации о составе продуктов и их вреде для здоровья, мы вообще растерялись…
Сейчас многие статьи в СМИ рассказывая о качестве продуктов и завершают статью словами: читайте состав на упаковке. Ну? Читаю. И что? Вот стою перед витриной со сметаной и читаю состав на всех подряд упаковках. А он везде одинаковый. А в СМИ пишут, что «вся молочка фальсифицирована». Подозрительно, но что делать? Если моя семья ест, например, пельмени обязательно со сметаной. Плюёшь на изучение этикеток и покупаешь… то, что продаётся по акции.
Акция. Магическое, завораживающее многих (тех, кто привык экономить!) слово. Некоторых завораживает настолько, что они под этой «фишкой» способны купить даже то, что им не нужно. А именно этого и добиваются от нас маркетологи. Современная наука маркетинга – это как раз искусство обмана покупателей путём сбыта залежавшегося товара. Поэтому, если вы видите в магазине слово «акция», оно должно вас не ускорить в принятии решения, а притормозить! Чтобы подумать, нужен ли вам на самом деле товар, который никто до сих пор не купил и поэтому магазин пытается его побыстрее продать.
Многие из нас успокаивают себя при покупке залежавшихся акционных продуктов: мол, ничего, это продавцы перестраховываются. Ан нет. Сроки хранения пищевых продуктов – это сроки гарантированного сохранения их товарного вида и состава. И к концу «часа Х» продукты будут гарантированно небезопасными, даже если внешне выглядят прилично. Нужно ли рисковать в данном случае? Это решает каждый для себя сам. У некоторых ведь крепкие желудки и маленькие кошельки. Говорят, в крупных городах сетевые магазины устраивают ежедневный вынос просрочки во двор, и там выстраиваются целые очереди за ней. Так что однозначного совета здесь не дашь.
Справедливости ради стоит заметить, что некоторые торговые акции бывают полезными. Например, если вы ходите за покупками в один и тот же магазин и знаете примерные цены на товар, то можно и довериться акции, увидев реальную скидку. Зато в других магазинах товар по акции может стоить дороже, чем без акции в сетевом магазине. Впрочем, и реальные скидки, конечно же, бывают. Это делается не для того, чтобы осчастливить покупателей, а чтобы поднять общую выручку магазина. Ведь если скидок на полках много, то покупатели больше покупают товаров, и не только по скидкам. Тут уже действует психология: вот я сэкономила на курочке, поэтому могу позволить себе купить шоколадку.
Равновесие. Кстати, эта же психология позволяет мне не слишком печалиться, если и где-то переплатишь за нужную позарез вещь. Ведь по всемирному закону сохранения энергии, если сегодня что-то потеряешь, то завтра непременно найдёшь другое. И если сегодня вы что-то купили втридорога, то завтра вам повезёт в другом магазине с акцией. Думается, именно по этому закону все выигравшие в лотерею не могут нормально распорядиться привалившим богатством, и большая удача обязательно приносит за собой кучу проблем. Короче, зацикливаться на скидках и ценах, потерях и находках не стоит, во всём нужны золотая середина и здоровый пофигизм. Но, согласитесь, покупка по акции так греет душу, даже если ты миллионер!
Голод. Как известно, голод – плохой советчик, и психологи рекомендуют не ходить в магазин за продуктами на голодный желудок. И тут я с ними совершенно согласна, так как проверила неоднократно на себе и своих детях. Если человек сыт, то он меньше испытывает потребности в еде и спокойно смотрит на прилавки. Поэтому перед походом в магазин, если время обеда не подошло, я обязательно выпиваю чашечку кофе с чем-нибудь вкусным. И после этого я легко обхожу прилавки с булочками и конфетами.
Часто вижу, как в нашем магазине случается наплыв студентов близлежащего колледжа во время больших перемен. Они сметают с прилавков фастфуд и все булочки-пирожки. Поэтому свою дочь-студентку, отказывающуюся от домашней еды во время занятий, я убедила заходить в магазин утром, до занятий (после домашнего завтрака). И она довольна, и подружек своих научила: они избавлены от очередей во время перемены, покупают, что хочется, а не то, что осталось после однокурсников. Ну, и количество покупаемой еды ощутимо снизилось.
Список. А вот постоянно рекламирующийся совет потребителям для экономии составлять списки необходимых покупок мне лично совершенно не подходит. И я не составляю списков меню на неделю и требуемых продуктов. Согласитесь, если сегодня мне не нужно сливочное масло, но оно продаётся по акции, а завтра оно мне понадобится, а акции не будет – то какая же тут экономия? Поэтому я вполне могу купить курочку, лотки с которой только что вывезли из подсобки и раскладывают на прилавке. Или рыбу. Соответственно, их я и буду сегодня готовить. Или я увижу моё любимое подсолнечное масло со скидкой. Конечно куплю. Даже если дома ещё есть. Как говорится, запас карман не тянет. Естественно, больших запасов не делаю, но необходимая бакалея обязательно есть в кладовке, за солью и луковицей к соседкам не бегаю. Хотя, может, это и не к лучшему, разобщает нас… Единственное, когда я составляю списки – это в канун праздничного застолья. Тогда уж сам Бог велел хотя бы за неделю заранее составить меню по пожеланиям домочадцев и гостей, а также список необходимых продуктов, чтобы ничего не забыть. Так рано – для того, чтобы успеть приобрести всё необходимое по скидкам и не нарваться на предпраздничное повышение цен.
Два по цене одного. Если видите на ценнике такую заморочку, обязательно внимательно прочитайте ценник. Зачастую это вовсе не означает, что второй товар вам подарят. А просто вы получите небольшую скидку при покупке двух штук. Кстати, почему-то у нас принято думать, что большая упаковка товара экономичнее маленькой, доверяясь этому стереотипу настолько, что лень считать. Но в наших магазинах это не так. Специалисты маркетинга играют на нашей доверчивости, и очень часто стиральный порошок в большой упаковке стоит больше, чем несколько маленьких. Так что в магазинах стоит не только читать состав товара, но и считать цены-граммы. Кстати, такая тренировка мозга – счёт в уме – очень полезна для сохранения ментального здоровья. Ну, а если не хотите считать, поможет калькулятор в мобильнике. Да это вообще становится всё более нужным в наших магазинах, так как часто на ценнике к колбасе указывается цена за 100 граммов.
Полезность. Прилавки заполонили продукты с приставками к названиям «био», «эко», «органика», «живая еда» и т.д. Но в России вообще не существует государственных стандартов на подобную маркировку продукции! Поэтому в данном случае мы имеем дело с обыкновенными маркетинговыми и рекламными уловками, и переплачивать за эти ничего не содержащие словечки не стоит.
То же самое относится вообще ко всем крупным надписям на товаре. Вот, например, с детства нам говорили, что фтор полезен для зубов, и все старались покупать зубную пасту со фтором. Покупали-покупали, и вдруг – на прилавках появилась зубная паста с большой надписью «Без фтора». И что вы думаете? Продажи моментально взлетели. Хотя состав пасты почти не изменился, просто в ней немного снизили содержание фтора.
Или бесфосфатный стиральный порошок. Отсутствие фосфатов в моющих веществах ухудшает их моющие и стирающие способности. Но фосфаты небезопасны для организма, и после стирки бельё следует тщательно выполаскивать. Однако играя на наших страхах, химики «удаляют» фосфаты из стиральных порошков, добавляя туда другие, часто ещё более опасные для здоровья вещества, о вреде которых (в сравнении с фосфатами) мы ничего не знаем.
Или «фермерская» еда. Наше поколение ещё помнит бабушкины огороды в деревнях. Хорошо иметь домик в деревне! Но это только на экране телевизора хорошо. Домик сам по себе продукты не выращивает. А ферма, чтобы выжить и получить прибыль в сегодняшнем жестоком мире конкуренции и при плоховатой экологии, переводит сельхозпроизводство на «промышленные рельсы». И тут вам и удобрения-нитраты, и гормоны роста для выращивания молодняка, и химия-опрыскивание, всякие инсектициды, гербициды и пестициды. Никуда от этого не деться, конечно, в современном мире, окруженном химическими лабораториями, но пусть хоть вас не завораживает словечко «фермерское» или «органический продукт» на упаковке.
Состав. Поэтому состав продуктов, конечно же, читать надо. Если не в магазине, когда спешишь или без очков, то хотя бы дома в спокойной обстановке. Чтобы разоблачать козни маркетологов и не покупать в следующий раз фальсификат. Ведь если на упаковке крупно написано «йогурт с клубникой» или «мороженое с персиками», вполне может оказаться, что к продукту добавили всего лишь соответствующий ароматизатор. А «Телячью» колбасу могут сделать из мяса птицы. А ржаной хлеб испекут из пшеничной муки. И никому же не предъявишь претензии: производителей мы не видим, а продавцы за производителей не отвечают. Спасибо уже правительству и за то, что заставляют производителей указывать состав продукта, раньше ведь и этого не было. И мы травились, не зная чем. Теперь хоть знаем! )))
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.