В Ростов-на-Дону приезжают многие известные и не слишком известные театральные и музыкальные коллективы.
Не так давно на гастролях одного из московских театров артист, глядя в зал, произнёс: «Опять аншлаг! Богатый город!»
Действительно, невзирая на довольно высокую стоимость билетов, особенно на гастрольные спектакли, в ростовских театрах чаще всего аншлаги.
В минувший воскресный вечер в Ростовском молодёжном театре свободных мест тоже не было – с гастролями у нас выступал Московский театр «Школа драматического искусства». Давали «Чайку», причём первую авторскую редакцию.
Как рассказали в анонсе, в основе постановки режиссера Павла Карташева – текст первой авторской редакции комедии А.П.Чехова. Он отличается от канонического точностью прописанных персонажей и их взаимоотношений. Это крайне необходимо для постановки именно комедии в чеховском понимании этого слова, когда происходящее на сцене и смешно, и грустно одновременно. Подобное действие отражает жизнь во всей ее полноте, особенно учитывая, что «Чайка» является пародией на «Гамлета».
Это действительно самая загадочная и самая нерасшифрованная пьеса Чехова. В то же время она, наверное, и самая глубокая, самая трагичная.
Вообще, у в пьесах Чехова нет счастливых людей – вы не заметили? Не то что счастливых – даже хоть сколько-нибудь умиротворённых, не мятущихся, не трагических. Полифония «Чайки» настолько глубока, что каждый герой как будто лишь слегка очерчен и представлен как нераскрытый огромный мир – пустоты, беспомощности, глубинного трагизма и безнадежности.
Вместе с тем от действия, магия которого в самом тексте, не оторваться.
Мы увидели афишу поздно – места нам достались скверные, в зале было душно, да ещё какой-то дым… Но уже через несколько минут мы забыли о том, что существуют какие-то неудобства – Чехов буквально поглотил зрительный зал и унёс его туда, где разбиваются о серую жизнь мятущиеся души героев.
Они вместе, но каждый сам по себе. Любовный треугольник безнадежен – да он и не может быть каким-то образом разрешён. Двое попытались, но – не вышло. Страдание есть условие существования любви. И вообще существования чеховских героев…
Московские актёры играли хорошо. Без надрыва, без театральных выкриков, спокойно и ясно – играли Чехова.
Нам показалось, что не все созданные образы получились убедительными, но общее впечатление от спектакля вполне хорошее.
Мы, конечно, помним фильм с Аллой Демидовой, Юрием Яковлевым, Арменом Джигарханяном, Ефимом Копеляном и Людмилой Савельевой. Помним Филатова, Фрейндлих, Удовиченко, Збруева. Помним, в конце концов, Чурикову, Певцову, Захарову, Броневого, Янковского…
Учитывая искушённость, можно было бы что-то покритиковать в нынешней постановке. Но, повторимся, впечатление от спектакля осталось хорошее. И, что интересно, не было ощущения безнадежности бытия – просто лёгкая грусть.
Хороший получился спектакль, да.
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.