Новости города Ростова-на-Дону и юга России
Актуально Образование Летели два крокодила: один зелёный, другой – на север…

Летели два крокодила: один зелёный, другой – на север…

Буквально на днях я узнал, во сколько оценивается честность в системе образования Ростовской области. schoolНи много ни мало это – 60 миллионов рублей. Именно столько недавно выделил губернатор на обеспечение прозрачности ЕГЭ.

На эти деньги можно было бы капитально отремонтировать школу и даже построить с нуля небольшой детский сад. Но средства пойдут на установку, запуск и отладку камер видеонаблюдения в более чем двух тысячах аудиторий 129 пунктов проведения единого государственного экзамена. Кроме того, все пункты приема экзаменов снабдят металлоискателями и устройствами по выявлению средств связи – так называемыми «глушилками». Такое техническое и технологическое сопровождение проведения ЕГЭ, оказывается, призвано обеспечить прозрачность, честность и максимальную объективность госэкзаменов в Ростовской области.

И вот когда я прочитал об этом, мне стало грустно. Потому как сейчас власти пытаются выпутаться из той страшной аферы под названием «ЕГЭ», в которую Россию втянули её враги. В буквальном смысле враги народа. Ведь под ЕГЭ была перестроена ВСЯ система российского образования и воспитания. А в результате мы получили огромную массу недообразованных и невоспитанных граждан и предельно несовершенный экзамен, с которым не знают, что делать.

Уже и сочинение пытаются вернуть, и ЕГЭ, оказывается, можно сдавать скоро будет не всем, а только тем, кто собирается поступать в вузы. А те ребята, например, кто поступает в колледж при ИУБиПе, так они уже много лет не сдают ЕГЭ вообще, а сразу после колледжа без всяких экзаменов идут в институт и получают диплом. Не знаю, насколько это законно, но раз дипломы выдают государственного образца, значит, так можно.

В общем, от ЕГЭ уже хотят избавиться любыми способами. Потому что он стал тормозом на пути российского образования.

Во-первых, потому, что в угоду ЕГЭ оставили на задворках преподавание многих предметов, в том числе и литературы, в результате чего дети перестали читать – за ненадобностью. А ведь лучший и воспитатель, и учитель – это книга. В отличие от фильма, который смотришь два часа, книгу быстро не прочитаешь, она оставляет время в промежутках между чтением на то, чтобы задуматься. Кроме того, само преподавание литературы было одновременно и процессом воспитания. Ведь этот предмет как никакой другой давал педагогу простор именно для воспитательной деятельности.

Во-вторых, деградировала сама идея объективности и честности ЕГЭ. Когда переходили на эту форму итоговой аттестации, организаторы уверяли, что сочинения и контрольные работы выпускники списывают, что прежние формы экзаменов устарели, что надо подстраиваться под международные стандарты…

Ну что, подстроились. В 2013 году в Ростовской области было около 400 стобалльников – невиданное число вундеркиндов. А знаете, где таких вундеркиндов в стране оказалось больше всего? Да в республиках Северного Кавказа, конечно! Вот вам и объективность! Правда, в прошлом году спохватились, всё ужесточили. В Ростовской области количество вундеркиндов уменьшилось почти в восемь раз. Но сколько денег и нервов на это было потрачено!

Современные средства телекоммуникации позволяют общаться с репетитором или тем, кто выполняет за выпускника работу, дистанционно. Много есть случаев того, как в некоторых районов области даже в прошлом году родители «сбрасывались», чтобы в день экзамена сломались камеры, а тестотехники проявляли лояльность. За «слив» экзаменационных материалов один из крупных чиновников донской столицы был уволен несколько лет назад.

В общем, с прошлого года всё строже. А в этом, наверно, вообще стобалльников не будет или это будут уж настоящие вундеркинды.

Вот только я одного не пойму. Фактически ЕГЭ дискредитировал себя как средство объективной проверки знаний. И для того чтобы обеспечить эту объективность, тратятся теперь огромные деньги. Почему бы тогда, когда ещё были прежние формы сдачи экзаменов, а система образования оставалась лучшей в мире, почему тогда нельзя было таким же способом обеспечить объективность? Это было бы в тысячи, если не в десятки тысяч раз дешевле, чем внедрение ЕГЭ. И систему образования и воспитания разрушать не пришлось бы. По мнению специалистов, сейчас уровень знаний выпускника вуза соответствует уровню знаний выпускника школы 30 лет назад.

Мы просто ещё не осознали до конца деградации нашего образования из-за ЕГЭ. Я не стану ворчать и говорить, что всё раньше было лучше. Тоже всякого хватало. И роль партии на уроках истории в школе, и мёртворождённая политэкономия социализма в институте, и марксизм-ленинизм в качестве госэкзамена вместо испытания по предмету.

Однако что было тогда на высоте, так это воспитание. Воспитание нового человека – строителя коммунизма. Октябрята – будущие пионеры. Пионеры – будущие комсомольцы. Комсомольцы – надёжные помощники партии. А партия, как известно, наш рулевой! В общем, конвейер работал. И что бы там ни говорили, а на выходе получались вполне приличные, добрые и весёлые люди. Хорошие получались люди!

Вот те, кто постарше, скажите: вы помните, чтоб у нас, кроме Чикатило, были серийные убийцы, педофилы? Вы слышали о таком количестве убийств, грабежей, разбоев? А сейчас – каждый день что-то новое. Сыновья убивают отцов, отцы насилуют дочерей, матери бросают детей. И всё это, как правило, молодёжь, люди в районе 30-35 лет.

Я не утверждаю, что виновата исключительно школа. О ней можно сказать крылатыми словами Оскара Уайльда: «Не стреляйте в тапёра – он играет как умеет!» Во всём том, что происходит, виновата семья и система образования, которая вот такая вызрела с попустительства государства.

Ведь сегодня школьников почти не учат уважать именно семейные традиции, своих родителей, основам этики и эстетики, здоровому образу жизни. Педагогическая деятельность сосредоточена в эпоху многочисленных перемен на констатации недостатков того или иного ребенка, его недообучения кем-то.

Что толку, что у наших детей и внуков в школах какие-то необыкновенные предметы, суперучебники, если ребёнок самостоятельно не может выполнить домашнее задание!

Дети из массовых школ давно, еще с советских времен, не говорят пока в массовом масштабе ни на одном иностранном языке. Обучение английскому превратилось в фетиш, а мы говорим о способностях граждан Великой России говорить еще и по-испански, и по-китайски и т.д. в рамках школьного обучения.

Практически по любому предмету, если по нему предстоит сдавать экзамен, придётся брать репетитора. Причём заниматься потребуется очень серьёзно и длительно.

Но вот что интересно. Теперешние ученики в школе проводят гораздо больше времени, чем мы. В начальной школе у нас было и по три урока в день, чаще четыре. А пять уроков в четвёртом-пятом классах средней школы считалось уже много. Если не ошибаюсь, шесть уроков в день было только в старших классах, и то не всегда. А теперь по шесть уроков едва ли не с начальной школы. Так и что толку? Дети стали умнее? Грамотнее? Воспитаннее? Нет, нет и нет!

Кроме того, вот читаю я нынешние школьные учебники и одновременно смеюсь и возмущаюсь.

Ну, во-первых, такого разнообразия в учебниках быть не должно. Ведь у нас единое образовательное пространство на территории страны или нет? И если семья переезжает из одного города в другой, ребёнок, поменяв школу, должен продолжать обучение по тем же учебникам. А получается, что, переехав даже на другую улицу и придя в другую школу, ребёнок зачастую без репетитора не может наверстать упущенное, потому что преподавание ведётся совсем по-другому.

Во-вторых, должен быть какой-то заказ на знания – ну, чтобы на выходе из школы ученик обладал определённой их суммой, а также умениями и навыками. Уже приняты и внедряются федеральные государственные стандарты. Это хорошо. Однако, судя по учебникам, этим стандартам не будет соответствовать никто!

В-третьих, учебники и учебные пособия, допущенные в школы, должны быть безупречными! А в нынешних изданиях ошибка на ошибке и ошибкой погоняет. Как учить детей?! Кроме того, задания такие, что хочется спросить авторов: «Уважаемые, а что вы курите?»

Позволю себе привести здесь примеры некоторых заданий, которые предлагаются к выполнению нашим детям в учебниках, учебных пособиях и на олимпиадах по предметам.

1. «Белку с полными лапками орехов посадили на гладкий горизонтальный стол и толкнули по направлению к краю. Приближаясь к краю стола, белка почувствовала опасность. Она понимает законы Ньютона и предотвращает падение на пол. Каким образом?»

2. «Колумбийский фермер собрал 4 тонны кофейных зерен. Из них 940 кг он продал на шоколадную фабрику, а остальные ОГУРЦЫ поместил в 68 мешков поровну. Сколько килограммов кофейных зерен в каждом мешке?»

3. «С одной грядки сняли 5 огурцов, и столько же огурцов сняли с другой грядки.
Сколько ПОМИДОРОВ сняли с двух грядок?»

4. «В психиатрической больнице есть главный врач и много сумасшедших. В течение недели каждый сумасшедший один раз в день кусал кого-нибудь (возможно, себя). В конце недели оказалось, что у каждого из больных по 2 укуса, а у главного врача – 100 укусов. Вопрос: сколько сумасшедших в больнице?»

5. «Хронический запор — заболевание, вызванное образованием клапанов на прямой кишке. Этот признак рецессивен. Но у гетерозигот наблюдается удлинение акта дефекации, что видно по сильно выпученным глазам. Определите возможные формы проявления заболевания у детей в семье, если один из родителей имел выпученные глаза, а второй ходил в туалет раз в год».

6. «Иван Царевич сорвал с одной яблони 8 волшебных яблок, а с другой – 10. Сколько волшебных яблок сорвал Иван Царевич с третьей яблони?» (родители все мучаются, в Интернете спрашивают друг друга, наивно полагая, что задача может иметь решение. А это задача из разряда анекдотических: «Летели два крокодила: один зелёный, другой – на север. Сколько лет лысому ёжику?»).

7. «14 детей учились плавать. Трое из них еще не умеют плавать, а двое уже утонули. Сколько детей научились плавать и еще не утонули?»

8. «Лебедь высиживает птенцов 4 недели, коршун столько же. Сколько недель высиживает птенцов коршун?»

9. «Построй чертёж к задаче со "сказочными" словами. Реши задачу.
Для подправки бутяки свулякали 6 куляк по 8 фуриков в каждом и 7 куляк по 9 фуриков в каждом. Сколько всего фуриков свулякали бутяки?» И вторая задача: «Построй схему к задаче со "сказочными" словами. Реши задачу. Коп кунтше топа на 15 лопов. Кунта топа 2 лопа. Какова кунта лопа?» (На филологических факультетах вузов приводится пример подобной языковой задачи, составленной великим лингвистом Л.В.Щербой: «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка». Это искусственная фраза на основе русского языка, в которой все корневые морфемы заменены на бессмысленные сочетания звуков. Несмотря на это, общий смысл фразы понятен. Но задача для первого класса – это уж извините!).

10. А вот задание в одном из учебных пособий: «Вы знаете, как выглядит хорек? Вы знаете, как выглядит военная агрессия? Вы – агрессивны? Вы – хорек?»

11. «Папа, мама и старшие сестры ужинают, а младший брат Васенька сидит под столом и пилит ножку стола со скоростью 3 см в минуту. Через сколько минут закончится ужин, если толщина ножки стола 9 см?»

12. «В аптечке было 27 разных лекарств. 2 маленьких мальчика открыли аптечку и стали эти лекарства пробовать. Один мальчик попробовал 5 лекарств и молча упал на пол. Второй попробовал 3 лекарства и с громким криком убежал. Сколько лекарств остались непопробованными?»

13. «Коля и Толя истратили за ночь 3 рулона туалетной бумаги. Коля истратил 28 метров туалетной бумаги, а Толя истратил этой бумаги на 4 метра больше. Узнай, сколько метров в каждом истраченном рулоне туалетной бумаги, если известно, что все 3 рулона одинаковые?»

14. «Два велосипедиста одновременно выехали с двух станций навстречу друг другу. Расстояние между станциями 3 км 290 м. Скорость первого велосипедиста 130 км/ч, а второго – на 25 км/ч меньше, чем первого. На каком расстоянии от каждой из станций произойдет встреча?»

Впрочем, таких примеров можно привести огромное множество. И если на них на все внимательно посмотреть, после того как посмеёшься, можно понять: из детей наших готовят циников. Потому как что касается воспитания, его остаётся в школе всё меньше и меньше.

Один учитель из Краснодара недавно так охарактеризовал обстановку в современной школе. Впору сказать ученикам: «Уходите – вы мешаете нам реализовывать нацпроект «Образование»!»

Игорь Северный


____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

10 комментариев

  • Аля:

    Отличная статья. Не смотря на то, что тема ЕГЭ уже набила оскомину, читается с интересом.
    Есть ошибки: в согласовании: "в некоторых районов". "не осознали до конца деградации" (не осознали /что? Вин.падеж/ - деградацию). Запятая при вводном слове; точки после кавычек при использовании слов автора; в примерах, перечисленных по пунктам, не везде в конце предложения стоят точки. Это то, что бросается в глаза, особо не вычитывая текст. Извините, больше не буду вас править.

  • Юлия:

    КЛАСС!!! Статья ОЧЕНЬ актуальна.

  • Александр:

    По всей видимости американские учебники переводил Гугл-переводчик, а автор пособия даже не прочитал готовый текст. В статье правильно поднят вопрос о предназначении школы как основы образования и воспитания, а значит и учебник должен быть один. Хочешь знать больше, иди в библиотеку.

  • Ольга:

    Аля, раз уж вы взялись поправлять автора, и указывать ему на ошибки, то сами должны писать без ошибок. НЕСМОТРЯ, в вашем случае, пишется слитно.
    Актуальная статья.

    • Олег Валерьевич:

      Кстати, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО - это составной союз в Алином случае. Там и перед ЧТО запятая не нужна.

  • Аля:

    Ольге: "несмотря" пишется слитно в том случае, если за ним не следует предлог "на", как в данном случае (например, "несмотря ни на что"). А вот Олег Валерьевич прав: запятая не нужна.

    • Олег Валерьевич:

      Аля, Вы не правы, а права Ольга. Даже несколько неловко становится. Почитайте внимательно грамматику!

  • Сергей:

    Друзья, судя по оспариванию правописания и знания грамматики, действительно становится неловко.
    И я уверен в том, что это происходит во всех учебных заведениях и по всем предметам Согласен с автором, что мы хотим от наших детей при окончании средней школы? Какой портфель знаний он должен приобрести за 11 лет?.

    • Василиса:

      Приближение к евро стандартам все глубже втягивает Россию в клоаку псевдо цивилизации, где царит беззаконие, разврат и дебилизация населения! А наши дети - это наше будущее! Какими мы их хотим видеть? Какой мы хотим видеть нашу Россию?

  • Владимир:

    Статью до конца даже не дочитал.
    Мнение автора поддерживают и продвигают в массы тучи преподавателей вузов, которые вели "подкурсы" или занимались репетиторством. Они всегда знали какие будут вопросы и даже за короткое время "гарантированно" готовили к поступлению, правда, их ученики в итоге умели решать только однотипные экзаменационные экзамены, иногда даже не решали, а выучивали решение, зато вступительные экзамены сдавали блестяще. В результате, только очень одаренные ребята могли пробиться в ВУЗ на бюджет. Основная масса были серыми бездарностями, которых учили только из-за того, что с некоторых пор от количества выпускников стало зависеть количество бюджетных мест.
    С введением ЕГЭ ситуация изменилась, даже при плохом контроле у ребят из глубинки те же задания, которые решают ученики из столицы, например. Талантливые дети смогли подавать документы в несколько ВУЗ-ов на несколько специальностей. Ещё в начале двухтысячных для поступления в несколько ВУЗ-ов нужно было сдавать экзамены в каждом из них, причём, никаких одинаковых билетов не было, ВУЗ сам придумывал задания. Обычно, по этим заданиям весь год готовили тех, кто ходил на "подкурсы". Даже в бывшем РГУ (ныне ЮФУ) так было.
    В 2013 году задания ЕГЭ действительно попали в общий доступ за несколько дней до экзамена, но этот год был исключением. В 2014 на экзамене не было того "беспредела", который иногда можно было наблюдать на экзамене до того. Ну, а вложения в оборудование окупятся, когда государство не будет оплачивать бюджетное обучение неспособным ученикам, а именно к этому все и идёт.
    По поводу задач из примеров - некоторые из них не привязаны к жизни, но считать они не мешают, хотя авторы могли бы, конечно, позаботиться об их корректности. По каждой из задач нет конкретного источника, например, задача с номером 8 могла быть корректна при развитии элементарной логики у маленьких детей. В ЕГЭ таких задач нет. Сама подборка - некий паноптикум, который качует между статьями и в выступлениях Михаила Задорнова и вызывает дикий восторг у людей, которые не знают какие задачи бывают на экзаменах и не особо задумываются откуда берутся это задачи. Кроме того, для того чтобы научить ребёнка решать задачу на скорость совсем не обязательно, чтобы скорости были реальными (как в задаче 14), темболее, что многие 11 классники не знают температуры кипения воды (и совсем не факт, что в этом виновата система образования). Я, например, слабо представляю зачем на практике может понадобиться вычислять потенциал на поверхности нескольких концентрических заряженных сфер, однако выпускники школ должны уметь это делать, особенно, если желают поступить в технический ВУЗ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий» Вы соглашаетесь с Правилами.
Если не работают лайки-дизлайки, читайте здесь

Материалы с лучшими фото

Счетчики, соцсети (подписчики)

  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru