Новости города Ростова-на-Дону и юга России
Интервью Культура Ростова. Имена. Елена Баранчикова

Культура Ростова. Имена. Елена Баранчикова

«Войско Чингисхана пировало в честь победы. Повсюду виднелись белые знамёна с конскими хвостами, все были веселы, в котлах шипели бараньи курдюки. Чингисхан восседал на золотых подушках на троне из верблюжьих шкур. На нём была чёрная шапка с изумрудом и лисьими хвостами, спадающими на плечи. Рядом с ним были его жёны…» - так начинается рассказ «Пророчество шамана» Елены Баранчиковой. Ростовского прозаика, драматурга, чьё имя подавляющему большинству ростовчан, к сожалению, пока неизвестно. Пока. Потому что талант хоть и поздно, но прорывается наружу мощной волной.

Мы не можем сказать, что Елена Баранчикова молодой автор. Ну, в привычном смысле слова. Но автор может быть молодым по крайней мере по отношению к своему творчеству. Лев Толстой, например, лишь к 30 годам начал писать. Михаил Булгаков – к 40. Первую книгу Людмила Улицкая выпустила в 50 лет. В общем, аналогии интересные.

И сегодня мы открываем интервью с Еленой Баранчиковой новую рубрику сайта - «Культура Ростова. Имена».

- Елена, каждый новый автор нуждается в представлении. Вы для Ростова – автор новый. Многие о вас попросту даже не слышали. Этот пробел мы постараемся восполнить. Расскажите о себе в нескольких фразах: где учились, как жили, когда и почему начали писать?

- Новое – это хорошо забытое старое. И училась, и живу в Ростове, разве что не родилась здесь, и то по чистой случайности. Всё связано с этим городом, отлучаюсь только если путешествую.

Мои родители и предки – из Орловской губернии.

Когда-то хотела стать режиссёром, в Ленинграде встречалась с Товстоноговым, но жизнь всё-таки плавно вошла в русло реки Дон, и моё место проживания прочно приобрело очертания Ростова.

Со студенческих лет было желание писать, а училась я в РГУ на журфаке. Когда была на пятом курсе, эссе о живописце И.И.Крылове напечатал журнал «Дон» - по тем временам это было целое событие. Окрылённая, после того как Анатолию Калинину понравился мой рассказ «Домой», принесла в журнал ещё один – «Чистые столы». Мечты и бессонные ночи… С этого все и началось, этого уже не остановить!

Печаталась в литературных журналах и сборниках, в Ростовском книжном издательстве, потом стала писать пьесы и публиковать. Свою первую пьесу «Наводнение» послала через интернет на Международный конкурс современной драматургии «Свободный театр», неожиданно получила приз. Стали приходить положительные отзывы. С этого все началось, спасибо интернету!

- О Вас уже немало отзывов в интернете, Вас знают в других регионах и за рубежом. Как думаете, почему ростовский зритель только-только открывает Ваше творчество? Были ли постановки по Вашим пьесам в ростовских театрах?

- В Ростове постановок не было. Театрам обычно посылаю пьесы опять-таки через интернет. Поставит тот, кто откликнется.

Наверное, первая пьеса была не ростовская, а чья-то другая, может, в спам попало. Но когда решила самолично пойти и предложить пьесы ростовскому театру, как будто заинтересовались, на этот раз в спам не попало 🙂 Из чувства суеверия не называю театра: увидите, когда поставят. Скажу лишь так: возможно, удастся порадовать ростовчан саундрамой «РаневскаяРЕПетиция».

- Есть темы, которые являются у автора любимыми. У Вас такие есть?

-  Я называю эту тему «страдательным залогом»… Любое желание должно быть выстрадано… Английскому критику Сэмюэлю Джонсону принадлежит высказывание: «Я буду стремиться увидеть страдания мира, ибо зрелище это совершенно необходимо для счастья». В своих пьесах говорю о страдании и одновременно хочу оградить от мук, которые испытывает человек. Но знаю: невозможно оградить Фриду от переживаний – они внутри неё… Она всегда на грани, на пике эмоций, страдание её захлёстывает и переполняет, об этом моя пьеса «Призрак Фриды». «Страдания, неразлучные с любовью, бесчисленны, как раковины на морском берегу». Это Овидий.

Но ведь человек по своей натуре сильный, он обладает мужеством бороться, когда есть возможность победить, терпением, чтобы принимать то, что не в силах преодолеть, и умом, чтобы отличать одно от другого…

- Вы пишете «в стол» или всегда уверены, что вашу пьесу опубликуют или поставят?

- Когда пишу, уверена, что это каким-то образом дойдет до читателя, зрителя, до тех или других, иначе бы не писала. Это как писать  письма – без адресата делать это невозможно.

- У каждого художника слова есть свой герой. Иногда это конкретный образ, чаще – собирательный. Какой он – Ваш герой?

- В пьесах герой чаще собирательный, вымышленный. Я стою где-то рядом со своим героем, как суфлёр, и если высказываю какие-то свои мысли, то  опосредованно, через героя, вселяясь в образ. Реплики чаще не из моего лексикона, это речь людей, в которых стараюсь вжиться. Парадоксально, но это так. Рассказы – это действительность, которая меня окружает, в пьесах же всё, что случается с моими героями, со мной в жизни никогда не происходило. Это другая действительность, которую я вижу как бы со стороны. Не могу сказать, хорошо это или плохо, - это так на самом деле.

- Какая эпоха Вам наиболее интересна?

- Как ни странно, но это совершенно разные эпохи, подчас диаметрально противоположные. Пьеса «Меч Аттилы» повествует 434–453 годах, когда правитель гуннов, объединив тюркские, германские и другие племена, создал державу от Рейна до Волги.

 Когда читала «Белое облако Чингисхана» Айтматова, повесть о трагической любви, меня привлёк образ Чингисхана. Стала изучать исследования о нём, так появилась пьеса «Облако Чингисхана». Фигура хана противоречива, окутана ореолом тайн, до сих пор ищут его могилу и как будто уже нашли. Об этом отчасти мой рассказ «Пророчество шамана», опубликованный в Казани в журнале «Идель».

 Позже меня заинтересовал ХХ век – «Наводнение», «Призрак Фриды», «Ночное солнце». Так потихоньку, может, дойду до современности:) Хотя вряд ли, ведь сколько веков пропустила, буду возвращаться в глубь веков, многое предстоит перелопатить, чтобы добраться до истины. Надо наверстывать… Успею ли? Вот в чем вся штука, история – вещь такая, она захватывает, не отпускает, она нескончаема …

- Где, в каких изданиях можно прочитать Ваши произведения?

- Мои пьесы можно прочесть, например, в театральной библиотеке Сергея Ефимова. Пьеса «Наводнение» печаталась в литературном журнале «Петровский мост», рассказы – в литературных журналах «Дон», «Идель», «Нана».

- В каких театрах уже поставлены Ваши пьесы? Где планируются новые постановки?

- Пьесу «Наводнение» поставил в пермском театре «У Моста» трагический сюрреалист Овлякули Ходжакули, ученик Г.Товстоногова, М.Туманишвили и даже Питера Брука. Этот талантливый режиссер живёт и работает в Лондоне и специально для постановки прилетал в Пермь. Театр как будто планировал повезти спектакль на гастроли в Лондон.

Премьера «Белое облако Чингисхана» в феврале прошла в Уфе, в Башкирском академическом театре им. М.Гафури, на башкирском языке с синхронным переводом на русский. На спектакле присутствовал первый секретарь Посольства Монголии в России Ж.Баярхуу, который, как и многие зрители, остался доволен спектаклем.

Планируем продолжить сотрудничество с Овлякули Ходжакули, с театрами. Речь идет о постановках «Уйти с мамонтом», «Ночное солнце», «РаневскаяРЭПетиция», это большая работа. Возможно, «Наводнение» и «Облако Чингисхана» будут поставлены в других театрах. Поживем – увидим.

- Ваши пожелания «Большому Ростову» и его читателям.

- Хочу, чтобы ваш грандиозный проект «Большой Ростов» приобрел еще большие масштабы, ведь ростовчанам пришелся по душе этот формат, и наш город  – объект, достойный, чтобы о нем трубили во все колокола…

Пусть ваши читатели будут идеалистами. Заметив, что фиалка пахнет лучше капусты, пусть они думают, что и суп из нее получится гораздо вкуснее. А впрочем, пускай они будут всякими, разными, такими, какими они являются на самом деле…

Интервью вела Светлана Куприна

На фото - сцены из спектаклей по пьесам Елены Баранчиковой


____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

13 комментариев

  • Алексей Татарцев:

    Достойное начало удачной рубрики "Большого Ростова". Интересный и талантливый автор, а главное - пьесы уже ставятся в разных театрах. Но одно дело читать о постановках в разных городах, а другое - видеть своими глазами на сценических подмостках нашего любимого Ростова. Как всегда - нет пророка в своём Отечестве? И ещё. У нас числится сотня так называемых профессиональных писателей с членскими билетами, объединённых в союзы, но никто так и не смог создать ни одной пьесы, а ведь Ростов театральный город. Да и о других выдающихся творениях местных авторов не слыхать. Кому нужны такие союзы писателей?! А нашей землячке драматургу Елене Баранчиковой успешных постановок!

  • Пенсионерка:

    Замечательная статья. Больше пишите о творческих людях. Нашей землячке драматургу Елене Баранчиковой успешных постановок!

  • Елена Баранчикова:

    Это прекрасно, что Большой Ростов в год театра открыл свою новую рубрику именно "театральным" сюжетом.
    Давайте чаще вспоминать слова В. Г. Белинского: "Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного?
    Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины?
    Не есть ли он исключительно самовластный властелин наших чувств, готовый во всякое время и при всяких обстоятельствах возбуждать и волновать их, как воздымает ураган песчаные метели в безбрежных степях Аравии?"

  • Евгений:

    Интересно посмотреть постановки автора на ростовской сцене!

  • Читатель:

    Поздравляю Елену с дебютом! Нестандартный взгляд на известные истины, тонкий вкус в деталях - то, что отличает автора. Успехов! С интересом посмотрю очередную постановку!

  • Ворчун Неворов:

    У нас каждый первый-поэт и каждый второй-писатель. Уйма всевозможных творческих объединений о которых официоз молчит., потчуют московской попсой.

    • Игорь:

      Любезный, ну не рассуждайте же Вы об искусстве. Ну прёт же это... (модератор не пропустит)

      • Ворчун Неворов:

        Вы себя считаете знатоком искусства? Поболее других?

  • Марина Сидельникова:

    Прекрасно, что в Ростове-на-Дону появился свой драматург, о других не слышала. Но главное - пьесы Елены Баранчиковой идут в серьёзных театрах, их смотрят зрители, сопереживают. Нашла по интернету оценки оригинальных спектаклей в прессе Перми и Уфы. Оценки превосходные! И ещё отмечу: Елена не страдает узостью своего репертуара, тематика её творчества широка и всем интересна. Умеет затрагивать сердце и разум. Обязательно пойду на спектакль в Ростове, если увижу афишу.Удачи!

  • Наталья Р.:

    Прекрасное представление талантливого драматурга и интересной во всех отношениях женщины. Желаю ей успешных постановок в родном Ростове, уверена, что состоятся.

  • Андрей:

    Очень интересная статья. Тут в комментариях пишут, что нет пророка в своем Отечестве. Это точно. К примеру недавно наткнулся на книги писательницы из города Шахты Елены Шашковой. У нее несколько книг. Фантастика, триллеры. Начало зацепило. Но я про ее творчество раньше не слышал. Интересно было бы прочитать о ней. Кину ссылку (удалена сторонняя ссылка. - Модератор)

    • Сергей Соколов, редактор сайта:

      Если Елена обратится к нам напрямую или её представят коллеги, мы рассмотрим вопрос о публикации на редколлегии

  • Алексей:

    С днем театра вас, успехов!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий» Вы соглашаетесь с Правилами

Материалы с лучшими фото

Счетчики и соцсети

  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru