Новости города Ростова-на-Дону и юга России
Актуально Культура Куда исчез торжественно открытый памятник скрипачу Моне в Ростове?

Куда исчез торжественно открытый памятник скрипачу Моне в Ростове?

Памятник, о котором так помпезно сообщили многие СМИ и который открыл известный бард Александр Розенбаум, простоял в центре Ростова всего несколько часов.

Как оказалось, открытие было ...символическим.

А дело в том, что это торжество приурочили к приезду в город Александра Розенбаума, который как раз и прославил в одной из своих песен ростовчанина, ветерана Великой Отечественной, ресторанного скрипача Соломона Телесина. С "ростовским Паганини" Розенбаум когда-то давно познакомился в одном из ресторанов на левом берегу Дона. Восхищение "скрипачом Моней" и стало поводом к написанию песни...

Разговор о памятнике шёл давно. Финансировали проект внуки Соломона Телесина и известный ростовский общественник и меценат Николай Ларин.

Между тем памятник пока ещё не совсем готов - нужно ещё бетонное основание, изготовление которого - дело ближайшего времени. И тогда скрипач Моня обоснуется в Ростове уже навсегда.

Казалось бы, всё хорошо, и мало кто против этого события и этого памятника.

Однако сегодня на сайт пришло письмо от нашего читателя Александра Сушкова (он член совета при губернаторском комитете по охране памятников культуры). Вот что написал ростовчанин:

"Вчера на Пушкинской улице несколько человек показали памятник скрипачу Моне, поставив его на тротуар. Одним из присутствовавших был Александр Розенбаум, чьё нахождение в Ростове, судя по всему, и обусловило происходящее. Сфотографировались и снова памятник увезли.

Что будет дальше, неизвестно, потому что вообще собирались ранее образом скрипача оформить вход в ресторан на углу Ворошиловского и Обороны, что было бы логично, так как деятельность Мони с игрой в ресторанах и была связана. Существует ли разрешение на установку данного памятника вообще, а тем более на Пушкинской - улице нашего великого поэта, неизвестно.

Но снова обозначилась проблема, которая связана не с конкретным памятником, а с установкой подобных объектов в общественных пространствах вообще. Уже не раз поднимался вопрос, что устанавливать что-либо на улицах города можно только после реально общественного обсуждения, причём учитывать в таких случаях необходимо не только мнение профессионалов, а населения города вообще.

Более того, отсутствие реально общественных обсуждений касается почти всех социально значимых объектов в городе, посему у ростовчан возникает устойчивое ощущение, что администраторы не воспринимают население как значимый фактор. И в этом уже вина каждого из нас. Необходимо проявлять коллективную конструктивную активность. Без нас никто нам хорошо не сделает".

В общем, есть и такое мнение.

Мы тут на досуге подумали: а действительно - почему памятник ресторанному скрипачу, хоть и очень теперь известному, непременно нужно устанавливать на Пушкинской? Из тех лишь соображений, что это пешеходная зона? Ну, если уж на то пошло, то это пешеходная зона, так сказать, тематическая - писательско-библиотечная. Памятники Пушкину, Чехову, донским писателям, Высоцкому - все эти скульптуры на Пушкинской уместны. Но Моня - при всём уважении к таланту и боевым заслугам человека, это всё-таки несколько странно.

Как вы думаете, ростовчане?

Предлагаем проголосовать!

Памятник скрипачу Моне

 

Загрузка ... Загрузка ...

Виталий Дорожный


____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

29 комментариев

  • Светлана:

    В Екатеринбурге есть улица Вайнера. Она пешеходная и на ней собраны подобные скульптуры. Люди гуляют, фотографируются. Думаю и Пушкинской такой формат подойдет.

    • Наталия:

      Пушкинская - известная многим и ДЕЙСТВИТЕЛЬНО пешеходная зона. Но разве это повод устанавливать на ней всё, что есть и что будет? Пуп Земли? Хорошо бы помнить и про другие районы города, где и людей точно не меньше "ходят", пусть и без пешеходных зон.

    • Птичка:

      Полностью с вами согласен. Сделать улицу Пушкинскую меккой туризма! Установить больше памятников, чтобы люди ходили, фотографироваться улицу

  • Сергей:

    Моню не один раз видел играющим на скрипке в кафе "Скиф" недалеко от Темерника в районе Ленгородка в 80-х годах. Было ощущение присутствия при свершении какого-то уникального события, хотя кафе не относилось к особо посещаемым и живая музыка в его исполнении не выдавала перспективы сегодняшнего интереса. Звуки его скрипки с непременными атрибутами от движения смычка и пальцев по струнам в трёх-пяти метрах от неискушенного и слегка нетрезвого слушателя завораживали. Выбор Розенбаума закономерен, ему не зря показали музицирующего мэтра в такой глуши. Моня прославил город. Скульптуру лучше ставить в посещаемом месте, на Пушкинской.

    • Марат:

      Розенбаум автор скрипача Мони , но у Шуфутинского оркестровая оранжировка получше звучит, и именно её вступление сразу возникает, когда говорят «Моня»!

  • Галина:

    Пусть будет на Пушкинской, там где его собираются установить нет никаких других памятников, нет ничего плохого в том, что он будет. Это гораздо лучше чем сантехник на Соборном. Если сантехника перенести к водоканалу будет уместно.

  • Жора Хат:

    Конечно на Пушкинской, зона отдыха.
    Моня легенда моей юности и всего Ростова,я его видел в "Скифе" и "Космосе" ,на левбердоне в кафешках ,его ещё Розенбаум не знал ,но знали Ростовчане, ...
    Памятник себе родному он заслужил!Он городская легенда!

  • людмила:

    можно установить на Левом берегу,там тоже есть пешеходная зона,в тем более там новый парк.,и Моня там тоже играл.

  • НатаШа:

    Как МНЕ кажется - лучшего места, чем Пушкинская, и не придумать! Другие районы и парки города не так посещаемы, как центр города. В том числе и гостями. Если уж легенда именно Ростова, то почему его нужно куда-то убирать подальше? Тем более, что уже "засветили" открытие памятника именно там! А возле ресторана, если пожелает кто, можно придумать что-нибудь другое. Например, музыкальное 😉

    • Светлана:

      Всё для гостей города, а для ростовчан что?

  • Никита:

    Я коренной ростовчаний. Сам скрипач и Моня был для меня примером подражания. Думаю, что на Пушкинской памятнику Мони самое место быть, постольку там часто можно видеть и слышать живую музыку уличных музыкантов и бардов. Единственно лишь то, что в каком месте Пушкинской.

  • Константин Шульгин:

    Я помню, в детстве, видел "Моню" в ресторане, который, кажется назывался "Аквариум", деревянный был, но с ним играл ещё один еврей, кажется, на рояле, или ещё как-то, не помню. Помню, только, что всем очень нравилось, платили за заказ очередной мелодии. Ростов был тёплым.

  • Светлана:

    Пушкинская в центре города превращается из зоны отдыха в аллею памяти умерших людей. И, конечно, настроение становится соответствующим, становится печально и грустно, что этих людей нет. Надо завести в парке Островского пантеон для воспоминания об ушедших.

  • Юрий:

    Опять штурмовщина, показуха, приедет еще и посмотрит Розенбаум на памятник, не символически установленный... Просто чтоб не такать туда сюда привели бы Розенбаума в мастерскую к памятнику и рассказали. "Любите вчерашний борщ ? - Приходите завтра."

  • Сергей:

    Любые объекты (скульптуры, рекламные щиты, столбы, ларьки и пр.) не должны сужать основную пешеходную зону улицы, тем более на таком бульваре, как ул.Пушкинская.
    Поэтому, как скульптура стояла на презентации, так так точно не хорошо.
    И вообще сомнительна ценность такого образца искусства в центре города.
    На мой взгляд всем таким "памятникам" лучше быть в виртуальном пространстве. А самой скульптуре логичное место по всей видимости где-нибудь на улице Левобережной, где 5 километров ресторанов по обе стороны дороги. Для фанатов, так сказать 🙂

  • Михаил:

    А этот ресторан вечный? Что будет когда он закроется? Потащим памятник к другому ресторану?

  • Дмитрий Зенюк:

    Сам смысл публикации можно попытаться понять: кто-то считает место не подходящим, кто-то считает Моню личностью недостаточно значимой для увековечивания, кого-то не устраивает его национальность (я и такое слышал), кому-то не нравится жанр в котором исполняется песня о нём и т.д. - всем не угодишь, это понятно и это нормально. Но в данном случае меня удивляет позиция журналиста Виталия Дорожного. Он сформулировал тематическую концепцию скульптур и памятников на Пушкинской и, в качестве доказательств, перечислил их. Но сделал он это выборочно и необъективно:

    "это пешеходная зона, так сказать, тематическая - писательско-библиотечная. Памятники Пушкину, Чехову, донским писателям, Высоцкому - все эти скульптуры на Пушкинской уместны"

    - а почему не упомянут памятный знак "Колокол" (на Пушкинской / Газетный) и памятник Кирову (на Пушкинской / Кировский)? Потому что в "писательско-библиотечную" концепцию они не вписываются?

    И какое отношение Высоцкий имеет к Ростову? Такое же как и Платов установленный на Садовой / Университетский - никакое. Назвать эти памятники "уместными" можно с большой натяжкой.

    А Моня имеет самое непосредственное отношение к городу. Он ростовчанин. Личность легендарная (см. статью А. Оленева "Про ростовского скрипача Моню" - в ней приводятся любопытные легенды о нём). И через песню Розенбаума и Шуфутинского этот ростовчан стал известным во всём русскоязычном мире.

    Ставить его у ресторана в угоду коммерческой выгоде владельцев этого ресторана - это не самая лучшая идея. Нужно ставить там, где он сможет принести больше пользы, где его смогут увидеть большее количество людей. Как земляков, которые им гордятся, так и гостей города. Что я могу рассказать друзьям из других городов и стран о скульптурах безымянному сантехнику, коробейнику, цветочницы, женщины у колонки? А об скульптуре "Скрипач ростовкий Моня" я могу много чего рассказать. Это реальная история, которая дорога́ многим ростовчанам (см. комментарии выше).

    И этот памятник уже имеет свою историю: его открывал автор песни, на нём стоит его "горячий" автограф (оригинальный, кстати, приём), его назвали "памятник на один день", он был воспринят неоднозначно и вызвал споры среди ростовчан. Хочется, чтобы эта история закончилась словами: "но всё таки памятник был поставлен здесь, на Пушкинской, в том месте где он и был изначально открыт".

    Разумеется при этом необходимо решить вопросы с разрешением на установку, с охранными зонами имеющихся там памятников архитектуры, с нормами по ширине пешеходной части и т.д. - но это всё решаемо.

    И, как можно судить по проведённому на сайте опросу, большинство ростовчан с такой позицией согласятся. Надеюсь Администрация города будет учитывать мнение общественности.

  • Александр Сушков:

    К сожалению, никто из комментирующих установку малой формы или памятного знака (в разных учреждениях по-разному трактуют данный объект) скрипача Мони) никто не обратил внимания на то, что главная проблема по поводу происходящего - отсутствие общественного обсуждения, так как используемое пространство общественное. Именно факт систематического игнорирования общественности и смущает больше всего.
    Если же иметь ввиду моё личное мнение, всё же логичнее было бы поставить Моню у ресторана, где он развлекал посетителей. Не так давно у цирка был установлен памятник всемирно известному клоуну Олегу Попову, что было естественно. И никому в голову не пришло устанавливать его на улице великого поэта Пушкина.

  • Дмитрий Зенюк:

    Улица великого поэта большая и на ней уживаются памятники очень разные по смыслу - в этом нет ничего плохого. Наоборот, Моня очень хорошо впишется в среду других музыкантов, которые частенько играют на Пушкинской, в том числе и на скрипках.

    Лично моё мнение: ресторан - это плохой вариант. Не хотелось бы вложенную в памятник смысловую нагрузку нивелировать озвученной в Фейсбуке коммерцией (речь о фразе "прибыльность такого ресторана резко возрастёт, поэтому, возможно, между ресторанами вообще можно устроить аукцион за право находиться в компании Мони").

    Моня - это духовное достояние ростовчан. Будет очень неприятно, если рестораторы станут зарабатывать деньги на нём.

    Насчёт необходимости учитывать мнение общественности - согласен.

  • Dмитрий:

    Давайте сразу памятник Розенбауму поставим, а рядом Токареву, Новикову и Кругу - будет такой блатной закуток, "век воли не видать". А..., да, про Шнура забыл, его на площади Советов рядом с конем поставить.

    • Дмитрий Зенюк:

      Розенбаум, Токарев, Новик и Круг не ростовчане. А Моня не исполнял блатняк. Он скрипач.

      • Dмитрий:

        И я скрипачь и ростовчанин давайте мне поставим памятник. Только не надо говорить, что про меня блатной певец Розенбаум песню не написал, это не аргумент.

        • Дмитрий Зенюк:

          Аргумент не перестанет быть аргументом, только потому что вы его таковым не считаете. Это памятник всем ростовским скрипачам и "всем ресторанным музыкантам"*. Почему памятник им воплощён именно через Моню, а не через вас? В том числе и из-за песни Розенбаума / Шуфутинского, ставшей известной во всём русскоязычном мире. Когда я на Пушкинской покажу этот памятник своим друзьям, скажем из Питера, они скажут: "А, это тот самый Моня!". А про вас они ничего не скажут.

          И это тоже музыкальный жанр. Может лично вам, или лично мне, этот жанр и не нравится, но поклонников у него, вероятно, больше чем у классической музыки. По факту эти песни я (против своей воли) слышу чаще чем классическую: на улицах, в автобусах, по радио и телевидению.

          Разумеется, памятники нужно ставить известным и достойным людям. О том, что Моня был достойным человеком говорят знавшие его люди (это задокументировано в печатных и интернет статьях о нём, в видео-репортажах, и даже в комментариях под данной статьёй**).

          _________
          *Цитата А. Розенбаума: "Сегодня ростовская общественность поставила памятник всем ресторанным музыкантам нашей страны. Это очень здорово, вы это первые сделали я такого ещё не знаю. Я думаю, что это очень по ростовски".

          **См. выше комментарии пользователей "Сергей", "Жора Хат", "Никита" --- если спустя годы о вас, как о скрипаче, будут говорить также - то вы счастливый человек.

        • Дмитрий Зенюк:

          "про меня блатной певец Розенбаум песню не написал".

          --- открываем страницу "Алекса́ндр Я́ковлевич Розенба́ум" в Википедии: "Заслуженный артист Российской Федерации (1996). Народный артист Российской Федерации (2001) Жанры: эстрада, джаз, романс, авторская песня, рок, шансон".

          Так что аргумент 🙂

          • Dмитрий:

            Какая разница, что написано в ВКП. Песня блатная значит блатной и исполнитель - скрипач всегда в "законе". Это во-первых, а во-вторых как я своим детям буду объяснять памятник человеку который опустился с высоты бога-симфонии до кабацкого музыканта. Это что пример для подражания? Если всем известным и достойным людям памятники ставить мы превратимся в аборигенов острова Пасхи.

            • Дмитрий Зенюк:

              Если вы считаете, что играть в ресторане это стыдно и это недостойный труд (лично я так не считаю), рассказывайте детям не об этом, а о том, что это памятник виртуозному музыканту, что упорный труд и усердие позволяют добиться высот в том деле, которое человек для себя выбрал. Именно это, в данном случае, является примером для подражания.

              Насчёт острова Пасхи - Ростов итак уже заполнен множеством памятников и скульптур, но многие из них без легенды (на Садовой: сантехник, коробейник, цветочница, женщина у колонки). Моня в разы интереснее.

              Никто эти памятники с общественностью не обсуждал, это плохо (в этом я с Александром согласен). То, что мне памятник Мони на Пушкинской нравится, а вам не нравится - это всё частные мнения.

              • Dмитрий:

                Глупости не говорите, во-первых, я не считаю, что играть в ресторане - это стыдно или недостойный труд, а во-вторых вы подменяете понятия, речь в песне идет о прямо-противоположном, когда по вашему "упорный труд и усердие" не позволяют добиться высот в том деле, которое человек для себя выбрал, а наоборот стали причиной деградации этого музыканта, иначе как объяснить "потертый пиджачек", да и вообще, не надо ставить ошибочные ориентиры, игра в симфонии значительно почетнее, чем игра в кабаке. Мы можем порассуждать о причинах сталь стремительного падения музыканта, лично мне, кроме как злоупотребления алкоголем ничто на ум не приходит. И только не надо говорить, что Моня жертва политических репрессий, об этом в песне нет ни слова.
                И последнее, при установке памятника нужна не легенда, а конкретные заслуги. Про остров пасхи я сказал потому, что аборигены знать не знают кому памятник в виде истуканов построен.

  • Виталий:

    Название "Пушкинская" - самой красивой улицы Ростова-на-Дону обязывает. Здесь стоят памятники писателям, героям, учёным. Скульптуру ресторанного скрипача, нужно поставить, где это уместно. Возле какого-нибудь ресторана, где он выступал. Что бы быть ростовской достопримечательностью будет достаточно.

    • Dмитрий:

      Полностью с вами согласен, тем более, что скульптуру уже сделали, не выбрасывать же.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий» Вы соглашаетесь с Правилами.
Если не работают лайки-дизлайки, читайте здесь

Материалы с лучшими фото

Счетчики, соцсети (подписчики)

  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru