Памятник, о котором так помпезно сообщили многие СМИ и который открыл известный бард Александр Розенбаум, простоял в центре Ростова всего несколько часов.
Как оказалось, открытие было ...символическим.
А дело в том, что это торжество приурочили к приезду в город Александра Розенбаума, который как раз и прославил в одной из своих песен ростовчанина, ветерана Великой Отечественной, ресторанного скрипача Соломона Телесина. С "ростовским Паганини" Розенбаум когда-то давно познакомился в одном из ресторанов на левом берегу Дона. Восхищение "скрипачом Моней" и стало поводом к написанию песни...
Разговор о памятнике шёл давно. Финансировали проект внуки Соломона Телесина и известный ростовский общественник и меценат Николай Ларин.
Между тем памятник пока ещё не совсем готов - нужно ещё бетонное основание, изготовление которого - дело ближайшего времени. И тогда скрипач Моня обоснуется в Ростове уже навсегда.
Казалось бы, всё хорошо, и мало кто против этого события и этого памятника.
Однако сегодня на сайт пришло письмо от нашего читателя Александра Сушкова (он член совета при губернаторском комитете по охране памятников культуры). Вот что написал ростовчанин:
"Вчера на Пушкинской улице несколько человек показали памятник скрипачу Моне, поставив его на тротуар. Одним из присутствовавших был Александр Розенбаум, чьё нахождение в Ростове, судя по всему, и обусловило происходящее. Сфотографировались и снова памятник увезли.
Что будет дальше, неизвестно, потому что вообще собирались ранее образом скрипача оформить вход в ресторан на углу Ворошиловского и Обороны, что было бы логично, так как деятельность Мони с игрой в ресторанах и была связана. Существует ли разрешение на установку данного памятника вообще, а тем более на Пушкинской - улице нашего великого поэта, неизвестно.
Но снова обозначилась проблема, которая связана не с конкретным памятником, а с установкой подобных объектов в общественных пространствах вообще. Уже не раз поднимался вопрос, что устанавливать что-либо на улицах города можно только после реально общественного обсуждения, причём учитывать в таких случаях необходимо не только мнение профессионалов, а населения города вообще.
Более того, отсутствие реально общественных обсуждений касается почти всех социально значимых объектов в городе, посему у ростовчан возникает устойчивое ощущение, что администраторы не воспринимают население как значимый фактор. И в этом уже вина каждого из нас. Необходимо проявлять коллективную конструктивную активность. Без нас никто нам хорошо не сделает".
В общем, есть и такое мнение.
Мы тут на досуге подумали: а действительно - почему памятник ресторанному скрипачу, хоть и очень теперь известному, непременно нужно устанавливать на Пушкинской? Из тех лишь соображений, что это пешеходная зона? Ну, если уж на то пошло, то это пешеходная зона, так сказать, тематическая - писательско-библиотечная. Памятники Пушкину, Чехову, донским писателям, Высоцкому - все эти скульптуры на Пушкинской уместны. Но Моня - при всём уважении к таланту и боевым заслугам человека, это всё-таки несколько странно.
Как вы думаете, ростовчане?
Загрузка ... |
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.
29 комментариев
В Екатеринбурге есть улица Вайнера. Она пешеходная и на ней собраны подобные скульптуры. Люди гуляют, фотографируются. Думаю и Пушкинской такой формат подойдет.
Пушкинская - известная многим и ДЕЙСТВИТЕЛЬНО пешеходная зона. Но разве это повод устанавливать на ней всё, что есть и что будет? Пуп Земли? Хорошо бы помнить и про другие районы города, где и людей точно не меньше "ходят", пусть и без пешеходных зон.
Полностью с вами согласен. Сделать улицу Пушкинскую меккой туризма! Установить больше памятников, чтобы люди ходили, фотографироваться улицу
Моню не один раз видел играющим на скрипке в кафе "Скиф" недалеко от Темерника в районе Ленгородка в 80-х годах. Было ощущение присутствия при свершении какого-то уникального события, хотя кафе не относилось к особо посещаемым и живая музыка в его исполнении не выдавала перспективы сегодняшнего интереса. Звуки его скрипки с непременными атрибутами от движения смычка и пальцев по струнам в трёх-пяти метрах от неискушенного и слегка нетрезвого слушателя завораживали. Выбор Розенбаума закономерен, ему не зря показали музицирующего мэтра в такой глуши. Моня прославил город. Скульптуру лучше ставить в посещаемом месте, на Пушкинской.
Розенбаум автор скрипача Мони , но у Шуфутинского оркестровая оранжировка получше звучит, и именно её вступление сразу возникает, когда говорят «Моня»!
Пусть будет на Пушкинской, там где его собираются установить нет никаких других памятников, нет ничего плохого в том, что он будет. Это гораздо лучше чем сантехник на Соборном. Если сантехника перенести к водоканалу будет уместно.
Конечно на Пушкинской, зона отдыха.
Моня легенда моей юности и всего Ростова,я его видел в "Скифе" и "Космосе" ,на левбердоне в кафешках ,его ещё Розенбаум не знал ,но знали Ростовчане, ...
Памятник себе родному он заслужил!Он городская легенда!
можно установить на Левом берегу,там тоже есть пешеходная зона,в тем более там новый парк.,и Моня там тоже играл.
Как МНЕ кажется - лучшего места, чем Пушкинская, и не придумать! Другие районы и парки города не так посещаемы, как центр города. В том числе и гостями. Если уж легенда именно Ростова, то почему его нужно куда-то убирать подальше? Тем более, что уже "засветили" открытие памятника именно там! А возле ресторана, если пожелает кто, можно придумать что-нибудь другое. Например, музыкальное ;)
Всё для гостей города, а для ростовчан что?
Я коренной ростовчаний. Сам скрипач и Моня был для меня примером подражания. Думаю, что на Пушкинской памятнику Мони самое место быть, постольку там часто можно видеть и слышать живую музыку уличных музыкантов и бардов. Единственно лишь то, что в каком месте Пушкинской.
Я помню, в детстве, видел "Моню" в ресторане, который, кажется назывался "Аквариум", деревянный был, но с ним играл ещё один еврей, кажется, на рояле, или ещё как-то, не помню. Помню, только, что всем очень нравилось, платили за заказ очередной мелодии. Ростов был тёплым.
Пушкинская в центре города превращается из зоны отдыха в аллею памяти умерших людей. И, конечно, настроение становится соответствующим, становится печально и грустно, что этих людей нет. Надо завести в парке Островского пантеон для воспоминания об ушедших.
Опять штурмовщина, показуха, приедет еще и посмотрит Розенбаум на памятник, не символически установленный... Просто чтоб не такать туда сюда привели бы Розенбаума в мастерскую к памятнику и рассказали. "Любите вчерашний борщ ? - Приходите завтра."
Любые объекты (скульптуры, рекламные щиты, столбы, ларьки и пр.) не должны сужать основную пешеходную зону улицы, тем более на таком бульваре, как ул.Пушкинская.
Поэтому, как скульптура стояла на презентации, так так точно не хорошо.
И вообще сомнительна ценность такого образца искусства в центре города.
На мой взгляд всем таким "памятникам" лучше быть в виртуальном пространстве. А самой скульптуре логичное место по всей видимости где-нибудь на улице Левобережной, где 5 километров ресторанов по обе стороны дороги. Для фанатов, так сказать :)
А этот ресторан вечный? Что будет когда он закроется? Потащим памятник к другому ресторану?
Сам смысл публикации можно попытаться понять: кто-то считает место не подходящим, кто-то считает Моню личностью недостаточно значимой для увековечивания, кого-то не устраивает его национальность (я и такое слышал), кому-то не нравится жанр в котором исполняется песня о нём и т.д. - всем не угодишь, это понятно и это нормально. Но в данном случае меня удивляет позиция журналиста Виталия Дорожного. Он сформулировал тематическую концепцию скульптур и памятников на Пушкинской и, в качестве доказательств, перечислил их. Но сделал он это выборочно и необъективно:
"это пешеходная зона, так сказать, тематическая - писательско-библиотечная. Памятники Пушкину, Чехову, донским писателям, Высоцкому - все эти скульптуры на Пушкинской уместны"
- а почему не упомянут памятный знак "Колокол" (на Пушкинской / Газетный) и памятник Кирову (на Пушкинской / Кировский)? Потому что в "писательско-библиотечную" концепцию они не вписываются?
И какое отношение Высоцкий имеет к Ростову? Такое же как и Платов установленный на Садовой / Университетский - никакое. Назвать эти памятники "уместными" можно с большой натяжкой.
А Моня имеет самое непосредственное отношение к городу. Он ростовчанин. Личность легендарная (см. статью А. Оленева "Про ростовского скрипача Моню" - в ней приводятся любопытные легенды о нём). И через песню Розенбаума и Шуфутинского этот ростовчан стал известным во всём русскоязычном мире.
Ставить его у ресторана в угоду коммерческой выгоде владельцев этого ресторана - это не самая лучшая идея. Нужно ставить там, где он сможет принести больше пользы, где его смогут увидеть большее количество людей. Как земляков, которые им гордятся, так и гостей города. Что я могу рассказать друзьям из других городов и стран о скульптурах безымянному сантехнику, коробейнику, цветочницы, женщины у колонки? А об скульптуре "Скрипач ростовкий Моня" я могу много чего рассказать. Это реальная история, которая дорога́ многим ростовчанам (см. комментарии выше).
И этот памятник уже имеет свою историю: его открывал автор песни, на нём стоит его "горячий" автограф (оригинальный, кстати, приём), его назвали "памятник на один день", он был воспринят неоднозначно и вызвал споры среди ростовчан. Хочется, чтобы эта история закончилась словами: "но всё таки памятник был поставлен здесь, на Пушкинской, в том месте где он и был изначально открыт".
Разумеется при этом необходимо решить вопросы с разрешением на установку, с охранными зонами имеющихся там памятников архитектуры, с нормами по ширине пешеходной части и т.д. - но это всё решаемо.
И, как можно судить по проведённому на сайте опросу, большинство ростовчан с такой позицией согласятся. Надеюсь Администрация города будет учитывать мнение общественности.
К сожалению, никто из комментирующих установку малой формы или памятного знака (в разных учреждениях по-разному трактуют данный объект) скрипача Мони) никто не обратил внимания на то, что главная проблема по поводу происходящего - отсутствие общественного обсуждения, так как используемое пространство общественное. Именно факт систематического игнорирования общественности и смущает больше всего.
Если же иметь ввиду моё личное мнение, всё же логичнее было бы поставить Моню у ресторана, где он развлекал посетителей. Не так давно у цирка был установлен памятник всемирно известному клоуну Олегу Попову, что было естественно. И никому в голову не пришло устанавливать его на улице великого поэта Пушкина.
Улица великого поэта большая и на ней уживаются памятники очень разные по смыслу - в этом нет ничего плохого. Наоборот, Моня очень хорошо впишется в среду других музыкантов, которые частенько играют на Пушкинской, в том числе и на скрипках.
Лично моё мнение: ресторан - это плохой вариант. Не хотелось бы вложенную в памятник смысловую нагрузку нивелировать озвученной в Фейсбуке коммерцией (речь о фразе "прибыльность такого ресторана резко возрастёт, поэтому, возможно, между ресторанами вообще можно устроить аукцион за право находиться в компании Мони").
Моня - это духовное достояние ростовчан. Будет очень неприятно, если рестораторы станут зарабатывать деньги на нём.
Насчёт необходимости учитывать мнение общественности - согласен.
Давайте сразу памятник Розенбауму поставим, а рядом Токареву, Новикову и Кругу - будет такой блатной закуток, "век воли не видать". А..., да, про Шнура забыл, его на площади Советов рядом с конем поставить.
Розенбаум, Токарев, Новик и Круг не ростовчане. А Моня не исполнял блатняк. Он скрипач.
И я скрипачь и ростовчанин давайте мне поставим памятник. Только не надо говорить, что про меня блатной певец Розенбаум песню не написал, это не аргумент.
Аргумент не перестанет быть аргументом, только потому что вы его таковым не считаете. Это памятник всем ростовским скрипачам и "всем ресторанным музыкантам"*. Почему памятник им воплощён именно через Моню, а не через вас? В том числе и из-за песни Розенбаума / Шуфутинского, ставшей известной во всём русскоязычном мире. Когда я на Пушкинской покажу этот памятник своим друзьям, скажем из Питера, они скажут: "А, это тот самый Моня!". А про вас они ничего не скажут.
И это тоже музыкальный жанр. Может лично вам, или лично мне, этот жанр и не нравится, но поклонников у него, вероятно, больше чем у классической музыки. По факту эти песни я (против своей воли) слышу чаще чем классическую: на улицах, в автобусах, по радио и телевидению.
Разумеется, памятники нужно ставить известным и достойным людям. О том, что Моня был достойным человеком говорят знавшие его люди (это задокументировано в печатных и интернет статьях о нём, в видео-репортажах, и даже в комментариях под данной статьёй**).
_________
*Цитата А. Розенбаума: "Сегодня ростовская общественность поставила памятник всем ресторанным музыкантам нашей страны. Это очень здорово, вы это первые сделали я такого ещё не знаю. Я думаю, что это очень по ростовски".
**См. выше комментарии пользователей "Сергей", "Жора Хат", "Никита" --- если спустя годы о вас, как о скрипаче, будут говорить также - то вы счастливый человек.
"про меня блатной певец Розенбаум песню не написал".
--- открываем страницу "Алекса́ндр Я́ковлевич Розенба́ум" в Википедии: "Заслуженный артист Российской Федерации (1996). Народный артист Российской Федерации (2001) Жанры: эстрада, джаз, романс, авторская песня, рок, шансон".
Так что аргумент :)
Какая разница, что написано в ВКП. Песня блатная значит блатной и исполнитель - скрипач всегда в "законе". Это во-первых, а во-вторых как я своим детям буду объяснять памятник человеку который опустился с высоты бога-симфонии до кабацкого музыканта. Это что пример для подражания? Если всем известным и достойным людям памятники ставить мы превратимся в аборигенов острова Пасхи.
Если вы считаете, что играть в ресторане это стыдно и это недостойный труд (лично я так не считаю), рассказывайте детям не об этом, а о том, что это памятник виртуозному музыканту, что упорный труд и усердие позволяют добиться высот в том деле, которое человек для себя выбрал. Именно это, в данном случае, является примером для подражания.
Насчёт острова Пасхи - Ростов итак уже заполнен множеством памятников и скульптур, но многие из них без легенды (на Садовой: сантехник, коробейник, цветочница, женщина у колонки). Моня в разы интереснее.
Никто эти памятники с общественностью не обсуждал, это плохо (в этом я с Александром согласен). То, что мне памятник Мони на Пушкинской нравится, а вам не нравится - это всё частные мнения.
Глупости не говорите, во-первых, я не считаю, что играть в ресторане - это стыдно или недостойный труд, а во-вторых вы подменяете понятия, речь в песне идет о прямо-противоположном, когда по вашему "упорный труд и усердие" не позволяют добиться высот в том деле, которое человек для себя выбрал, а наоборот стали причиной деградации этого музыканта, иначе как объяснить "потертый пиджачек", да и вообще, не надо ставить ошибочные ориентиры, игра в симфонии значительно почетнее, чем игра в кабаке. Мы можем порассуждать о причинах сталь стремительного падения музыканта, лично мне, кроме как злоупотребления алкоголем ничто на ум не приходит. И только не надо говорить, что Моня жертва политических репрессий, об этом в песне нет ни слова.
И последнее, при установке памятника нужна не легенда, а конкретные заслуги. Про остров пасхи я сказал потому, что аборигены знать не знают кому памятник в виде истуканов построен.
Название "Пушкинская" - самой красивой улицы Ростова-на-Дону обязывает. Здесь стоят памятники писателям, героям, учёным. Скульптуру ресторанного скрипача, нужно поставить, где это уместно. Возле какого-нибудь ресторана, где он выступал. Что бы быть ростовской достопримечательностью будет достаточно.
Полностью с вами согласен, тем более, что скульптуру уже сделали, не выбрасывать же.