На эту оперу в наш Музтеатр я ходила лет десять назад. Как-то слушала «Князя Игоря» в Красноярском театре оперы и балета. Но тут недавно разгорелся нешуточный спор по поводу вообще ростовской оперы и «Князя Игоря», в частности.
Некая мадам Елена берёт на себя отвагу порочить оперный репертуар нашего театра, всех зачем-то отправляет к клавирам (неужели думает, что рядовому зрителю придёт на ум разбираться в этих тонкостях?!)и разносит в пух и прах постановки, называя их чуть не вражескими, порочащими русскую историю и развращающими нашу молодёжь.
«Разве мы не должны спасать наших детей от такого кощунственного искажения наших культурных и базовых ценностей?!?» - заламывает руки ростовчанка.
Надо сказать, что в это воскресенье не планировала идти в оперу. Но, чтобы уж освежить впечатление, решила, что схожу. На «Князя Игоря», конечно.
Места остались только на глубоком балконе. Но «Слово о полку Игореве» знаю почти наизусть, а оперу слушала уже не раз. Так что решили взять билеты хоть на какие места уже.
Стоит сказать, что по совету Елены я даже скачала и просмотрела клавир! Моего начального музыкального образования, конечно, не хватило для того, чтобы понять сложную нотную грамоту и на слух сопоставить её с происходящим на сцене. Я хожу в театры как рядовой зритель, имеющий, конечно, весьма богатый и давний опыт театрала, а потому беру на себя смелость делиться своими впечатлениями.
Сегодня многие сцены вызывали у зала бурную реакцию - крики "браво" не прекращались, артистов вызывали на бис.
И хочу сказать: ни в «Царской невесте», которую эта самая мадам Елена разнесла в пух и прах, ни в «Князе Игоре» я криминала и предательства России не увидела. Это - о вере, об Отечестве, о патриотизме.
Кончак предлагает Игорю объединиться и покорить всю Русь. Игорь отвергает его предложение - это одна из сильнейших сцен в спектакле.
А надо всем - образ Владимирской Божией Матери как символ страдающей и возрождающейся Руси...
Потрясающие спектакли - и по исполнению, и по декорациям, по масштабности своей. Добротные, хорошие постановки. Возможно, для разбирающихся в тонкостях музыки на профессиональном уровне что-то покажется неприемлемым, однако это никак не отражается на зрительском восприятии.
Считаю отзывы Елены банальным критиканством, в их основе, я думаю, лежит какая-то неудовлетворённость и, возможно, даже месть. Поскольку мы видим здесь не высказывания профессионала, а по тональности все эти рассуждения напоминают крики возмущённой торговки на ростовском рынке, уж извините. И к высокому искусству эти крики никакого отношения не имеют.
А сегодня на спектакле было много молодёжи. И эти ребята, пришедшие в театр скорее всего по Пушкинской карте, не выглядели развращёнными. Кто-то вообще в оперу пришёл впервые, а кто-то уже ходил и начал втягиваться.
Очень здорово, что школьники и студенты теперь имеют хорошую возможность приобщаться к нашей культуре и истории, развивать свой художественный вкус, невзирая на все эти странные высказывания мнящих себя великими искусствоведами и патриотами.
Патриотизм, поверьте, совсем не в том, чтобы запрещать и не пущать, а в том, чтобы развивать страну и людей, делать жизнь лучше, интереснее, насыщеннее.
Главное фото - с сайта Ростовского музыкального театра
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.
15 комментариев
Пошла в оперу - созрел "наш ответ Чемберлену"😁 (некой, той самой мадам Елене).
Да я давно с ней спорю. Специально пошла - действительно, чтобы убедиться в том, что Елена не права.
Вы же, по всей видимости, в театр не ходите? Только злые комменты оставляете по любому поводу?
У таких людей, видимо, какие-то внутренние комплексы, неудовлетворённость жизнью, раз они задирают всех по поводу и без повода. А эта "театралка" Елена - так вообще своеобразная, мягко говоря :)
Вчера тоже была в театре. Видела на спектакле упитанного молодого человека в килте. На шотландца не похож. Вот на п(...)са - да. Интересно, есть у нас в театре дресс-код? На месте мужиков я бы этому "шотландцу" в морду дала. Но там же мужики пособирались высококультурные!
"У таких людей, видимо, какие-то внутренние комплексы, неудовлетворённость жизнью, раз они задирают всех по поводу и без повода".
Про "внутренние комплексы", "неудовлетворённость жизнью" (забыли добавить "личной"?) как раз любят рассуждать персоны, этим и страдающие. При каждом удобном и неудобном случае - один ответ. Уверяю вас: у меня всё хорошо))
Было бы хорошо, таких комментов бы не было. Или просто не было бы необходимости их строчить. Уж я таких-то женщин знаю! Обжигался. Теперь за версту чую!
"Вы же, по всей видимости, в театр не ходите? Только злые комменты оставляете по любому поводу?"
Т.е. если Вы ходите "в оперу" - Вы ощущаете себя интеллигентней, выше иных? Да, я не любитель, по пальцам могу пересчитать то, от чего в восторге ("Евгений Онегин", "Пиковая дама", например). И что?
А про злые комменты... Перечитайте, что Вы тут написали, притом пользуясь своим "положением". Просклоняли эту Елену вдоль и поперёк, опустили ниже плинтуса (ох, уж этот "Князь Игорь"!).
Вы Светлана от Елены недалеко ушли, ведете себя как обиженная школьница. Мнения у всех разные, каждый видит по своему.
Выскажите свое мнение , но зачем вы журналист уподобляетесь эмоциональным комментаторам, возможно еще и не совсем адекватным. Такой подход превращает полемику в базарную свару.
Да сама думала об этом. Но вот же не унимается эта Елена. А некоторые из тех, кто никогда и в театр не ходит, ей поддакивают. Так что пришлось - что делать!
Вообще, русская опера чрезвычайно сложна и для постановки, и для восприятия. Это не Верди, не Моцарт, не Россини. Даже Пуччини, при всей обыденности его сюжетов, всё-таки проще в восприятии.
Но трагедийность русских опер носит почти вселенский характер. Возьмите ту же "Хованщину", или "Царскую невесту", или даже "Пиковую даму" - это разрастание до исторических и общечеловеческих обобщений.
И потому на русской опере получаешь не только эмоциональный заряд, но и некий толчок интеллектуального, нравственного порядка. Поэтому так много споров
Необязательно разбираться в нотной грамоте, чтобы сопоставить клавир со спектаклем. Достаточно прочитать текст. Финал оперы выглядит так:
(Процитирую вам клавир)
Хор (народ)»всем народом встретим князя, князь из плена к нам вернулся, князь наш батюшка желанный, князь отец наш дорогой. Время красное настало, знать недаром князь приехал, знать прошла пора бездолья».
Из детинца выходит на площадь князь Игорь с княгинею Ярославною, за ними следуют старцы и бояре; князь Игорь кланяется народу, народ приветствует его.
Хор: «здравствуй, здравствуй, здравствуй, батюшка наш князь, желанный наш!» (Занавес).
Светлана, меня смешит ваше выражение «разносит постановку». Оно очень не соответствует истине. Например, в опере «князь Игорь» прекрасно поставлен половецкий акт. Им я восхищаюсь.
Но меня коробит от деталей. Почему дружина князя Игоря выглядит, как небольшая кучка мужиков с рогатинами собравшаяся на охоту. А пьяная шайка Владимира Галицкого гораздо многочисленнее дружины Игоря? Это разве не намёк на то, что русскому народу ближе пофигизм и пьянство, чем защита Родины?
Сумасшедшая какая-то. Мания просто
Выводы каждый делает сам. Я, например, скажу, что автор "Слова" осуждает Игоря за неразумный поступок. Эх, жаль, что Вы не можете раскритиковать этого человека! А тут - живой режиссёр. Можно на него всех собак навешать!
А эта Елена сама диез от бемоля сможет отличить?