Качество журналистских материалов в ростовских и региональных СМИ резко упало. Пусть простят меня редакторы и сотрудники бумажных СМИ, но мы их в расчёт теперь брать не будем. То, что они ещё существуют (если, конечно, не в сцепке с интернет-версиями), это некий архаизм. Ведь когда новость распространяется по всему миру за тысячные доли секунды, информация в завтрашней газете будет морально устаревшей и неактуальной.
Таким образом, бумажные газеты существуют до тех пор, пока есть люди, не дружащие с компьютером и Интернетом. А таковых становится всё меньше. Тиражи бумажных версий за последнее время упали в десятки раз, а скоро и вовсе прекратятся. Как говорится, се ля ви – такова жизнь…
Впрочем, это моё личное мнение, некоторые члены нашей редакции с ним не согласны, так что извините, если это не так. Покажет время.
И вот на горизонте появляются сразу больше десятка новых и не слишком новых ростовских сайтов, зарегистрировавшихся как СМИ. Какое-то обилие и пестрение в глазах. Можно было бы говорить сейчас о торжестве и расцвете региональных интернет-СМИ. Однако это тоже утверждение сомнительное. И вот почему.
Любое дело – это прежде всего люди, коллектив. В СМИ это редакции. Там работают – специалисты, журналисты, корреспонденты, редакторы. Если это крупное СМИ, людей немало, и всем нужно платить.
СМИ могут существовать длительное время только в трёх случаях. Первый – это если кто-то содержит (властная структура, бизнесмен, группа компаний и т.п.). Второй способ существования – хобби. Собрались люди – им просто интересно работать. Без денег. Для самовыражения. Однако здесь тоже нужны затраты – на оборудование, электроэнергию, связь, обслуживание доменного имени, оплату хостинга… В общем, тоже выливается в копеечку. И третий, наиболее распространённый способ – это существование за счёт продажи рекламных площадей и иных способов привлечения рекламодателей.
В кризис рынок рекламы рухнул, вслед за ним упало качество и некоторых ростовских сайтов: людям стало нечем платить – и они поразбредались кто куда.
Сейчас, вроде, чуточку стало получше, реклама опять пошла. Но сайтов много, на всех рекламодателей не хватает, а потому многое зависит от мастерства специалиста-«продажника». Это понимают даже в весьма крупных изданиях. Например, «Комсомолка» уже не может несколько месяцев найти в Ростове специалиста по продаже рекламы. Да их и немного. Просто часто люди на этих должностях пытаются брать напористостью и грубостью, а нужен действительно профессионализм.
К сожалению, ростовский рекламодатель очень не искушён. Об этом мы уже рассказывали. И очень часто этот рекламодатель попадается на удочку недобросовестных СМИ.
Мы уже писали о том, что большая часть ростовских сайтов вообще-то обладает нулевой эффективностью в плане рекламы. Ну, действительно, если на сайте одни происшествия и заходят туда только за этим, кто будет смотреть рекламу?
Часть тех же неискушённых рекламодателей смотрит на посещаемость того или иного регионального сайта. А вот здесь такой простор для обмана! О накрутках мы тоже уже не раз говорили. Некоторые умудряются даже ставить роботов, которые кликают по ссылке, расположенной на странице одного из проектов Яндекса, ведущей на их ресурс. В статистике получается, что на ресурс много переходов именно с Яндекса.
Обратите внимание на счётчики в «подвале» сайта. Чаще всего там есть Яндекс-счётчик, который в целом даёт реальную картину посещений и просмотров:
Кликнув по нему, вы увидите такую картинку (после этого нужно кликнуть на ссылку по стрелочке):
Должна открыться следующая картинка:
Если эта картинка не открывается, если вам говорят, что у вас нет прав и т.п., значит, статистика закрыта и в 99% случаев это говорит об использовании накруток посещений, чтобы ввести в заблуждение рекламодателя.
Однако даже если статистика открыта, стоит обратить внимание на количество прямых заходов, то есть на ту строку, где указан адрес не конкретной новости, а самого сайта.
Дело в том, что давно прошли времена, когда человек ежедневно из закладок в браузере открывал конкретно какой-то сайт и читал на нём новости. Есть, конечно, и такие люди, но в основном (и это заложено в современных гаджетах) новости смотрят через сервисы «Яндекс», «Гугл», «Мейл», «Рамблер» и некоторые другие. То есть возможны заходы на топовые новости, а вот превышение в несколько раз количества прямых заходов на главную страницу сайта над топовой новостью – это, извините, дело рук робота, однозначно. И когда заходишь в статистику некоторых сайтов и видишь эту уловку, невольно улыбаешься наивности тех, кто накрутки эти выполняет.
Кстати, перейдя по ссылкам, о которых сказано выше, можно увидеть, из каких регионов и даже стран выходят на сайт пользователи. Если большая часть из других регионов или стран, это тоже, чаще всего, роботы, которые бесполезны для рекламодателя.
Ещё один способ ввести в заблуждение – это установка автоматического обновления страницы сайта, к примеру, каждые 45 секунд. И в этом случае можно хвастаться несколькими миллионами просмотров в месяц. А человек, который открыл страницу сайта и забыл об этом на день, даёт только один более 600 просмотров.
Ну, это так, о хитростях. Хотя есть и другие. Например, привлечение внимания путём публикации эротических фото с соответствующими заголовками про «сиськи», «попки», «киски» и т.п. То есть пошлость. Но вирусной активностью у определённого круга лиц пользуется.
Ещё один способ (этот способ, правда, для СМИ ведёт к его самоубийству) – это кликбейтинг. Кликбейт (кликбейтинг) – это способ формирования заголовка или сам заголовок, основной целью которого является не информирование, а привлечение внимания читателя. Причём очень часто этот заголовок вообще не соответствует содержанию новости. Иногда это происходит сознательно, иногда просто от неумения разобраться в деталях. Но приводит всегда к одному – к обману читателя. А если читатель будет несколько раз обманут, он просто перестанет доверять этому СМИ.
Так, например, недавно нашумела история с убийством 14-летнего школьника в Волгограде – ножом в сердце. История жуткая, резонансная. И вдруг на одном из сайтов встречаю эту историю с заголовком о том, что это школьник из Ростовской области. Открываю новость – речь о Волгограде.
Или недавно Региональная служба по тарифам приняла изменение нормативов на оплату электроэнергии с 1 ноября. Наш специалист позвонил в РСТ, где ему объяснили, что меняются нормативы (не тарифы!) – то есть для тех, у кого нет счётчика: жильцы некоторых общежитий и коммунальных квартир. Нововведение коснётся лишь сотых долей процента населения Ростова, причём изменения в оплате копеечные. Ко мне подошёл корреспондент и спросил, нужно ли готовить материал. Я посчитал, что не нужно. Но многие СМИ выдали, причём некоторые как сенсацию: мол, с 1 ноября повышаются тарифы на электроэнергию в Ростовской области. А это, извините, уже недостоверная информация!
Сегодня читаем такой заголовок в одном из СМИ: «Во тьму погрузится Ростов из-за массового отключения электричества». О чём материал, как вы думаете? А вот и не об авариях или массовых отключениях, а о плановых работах энергетиков, которые производят специалисты «Донэнерго» каждую неделю. А недостоверный заголовок – для привлечения внимания читателей.
Также отдельные сайты используют сенсационные заголовки или привлекательные картинки для увеличения числа кликов и поощрения распространения материала через социальные сети и Интернет. Цель такого рода сайтов – не донести смысл наилучшим образом, а убедить максимальное количество пользователей пройти на страницу с материалом, кликбейт-заголовки обычно недоговаривают суть информационного повода и допускают искажение смысла текста. Очень часто использование в таких заголовках слов «страшный», «жуткий», «чудовищный», «шокирующий» и других, привлекательных, на взгляд автора, эпитетов, в том числе сленговых.
Да, успех некоторых новостей может вполне зависеть от заголовка, но от мастерски составленного и дополняющего текст, а не существующего отдельно от него.
Есть в Ростове и пара сайтов, которые откровенно воруют информацию у всех подряд. Чуть-чуть её, как говорится, «подмарафечивают», меняют местами слова – и выпускают под видом собственной новости. То есть редакторы сажают специально для этого человека или нескольких, они рыщут по другим сайтам и, что называются, «пасутся» там с целью украсть. То же самое и в соцсетях.
Нет, никто не запрещает смотреть, что у других, но хотя бы упомянуть первоисточник нужно. А то журналистикой тут и не пахнет!
Получается, что новостной сайт можно создать на коленке – не обладая грузом образования и вообще журналистским мастерством. К сожалению, у многих это так. Чего стоят хотя бы грубейшие ошибки, причём не только в текстах, но даже и в заголовках новостей. У людей нет понятия о знаках препинания при обособленных членах предложения, в сложном предложении, при оформлении прямой речи. И если грубые орфографические ошибки компьютер хотя бы подчеркнёт, то пунктуация выдаёт непрофессионала.
Ошибки бывают на всех сайтах. Чаще всего это опечатки, когда корреспондент торопится выдать новость, стучит по костяшкам клавиатуры и не успевает посмотреть в экран. Для этого есть на сайтах специальные кнопки, которые помогают самим читателям указать на ошибку. Но механическая ошибка – это другое.
Что же касается вообще заката региональной журналистики, скажу вот что. Это естественный процесс. К сожалению, серьёзная журналистика перекочевала в федеральные издания. Их число тоже сократилось, но бюджеты позволяют содержать таланты и оплачивать их работу.
А теперь представьте себе вот что. Ростовский журналист готовит серьёзный материал. Чтобы его сделать, нужен не один час, а часто и не один день. Причём степень серьёзности и ответственности предполагает полное погружение в тему, то есть выключение специалиста из работы редакции. А в региональных СМИ нет такой роскоши – выключать из работы на несколько дней своих сотрудников.
И вот, несмотря на все трудности, выдаёт, к примеру, журналист на-гора какую-то статью. Её начинают читать. И вдруг – другая какая-то сенсационная новость, в том числе федеральная, перебивает. Читатель всей толпой уходит туда. А после вряд ли возвращается. Потому что нужна короткая информационная жвачка, а в серьёзном материале «много буков». Вот по той же причине я не уверен, что и эту мою статью многие дочитают до конца. Но кому интересно, дочитают. Хотя её рейтинг будет весьма низок, и только за счёт заголовка (кстати, вполне отражающего содержание) читатели просмотрят этот материал.
Таким образом, работа серьёзного журналиста в большинстве интернет-СМИ попросту не нужна: затратно, хлопотно, а выхлопа особого нет. Косвенно это подтверждает и практически полное отсутствие в коллективах редакций сайтов членов Союза журналистов России.
В силу объективной реальности профессия журналиста (по крайней мере – регионального журналиста) умирает. На смену ему приходит PR-менеджер, специалист по связям с общественностью и т.п. – то есть фактически составитель коротких пресс-релизов. Подавляющему большинству читателей, к сожалению, кроме этого, ничего и не нужно. А содержать серьёзные СМИ для небольшого круга взыскательных читателей никому в Ростове не под силу. Да и зачем?
Но в последнее время, в том числе благодаря нововведениям Яндекса, появилась потребность в создании авторских текстов. И здесь на первый план выходит эссеистика. Людям интересно спорить, размышлять. А это значит, что не всё ещё потеряно…
Редактор сайта Сергей Соколов
Читайте по теме:
Америка перегнула палку – под ударом ряд ростовских СМИ
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.
13 комментариев
"Качество журналистских материалов в ростовских и региональных СМИ резко упало".
"Однако здесь тоже нужны затраты – на оборудование, электроэнергию, связь, обслуживание доменного имени, оплата хостинга…"
Правы, Сергей, правы! Даже падежи в предложении согласовать не могут!
А мне понравилась статья! Мне кажется, спустя годы мы вернёмся к потребности в серьёзных СМИ. Когда нынешняя ситуация достигнет своего апогея будет полнейший информационный хаос и читатель просто устанет от этого информационного и бесполезного шума, вот тогда то и восторжествует по настоящему качественный журналистский контент. И дешёвые подделки, боты, накрутки и прочее просто отпадут и останутся только действительно сильные и качественные новостные сайты, естественный отбор, так сказать. Хотя... многим по-моему даже нравится черпать грязь большой ложкой.
Просто этой статьёй, видать, многим хвосты прищемили. Человек наглядно показал, как обманывают некоторые СМИ тех, кто хочет дать рекламу. Я честно говоря, не знал. Теперь буду внимательнее. Потому как если в холостую буду тратить деньги, весь бизнес прогорит.
Короче, спасайся кто как может.
Вот это накрутки?
Мы не считаем этичным комментировать работу наших коллег. Выводы каждый может сделать сам
1РнД без накруток, если по вашему судить
У них статистика закрыта
Так почти у всех статистика закрыта
На этом сайте открыта, на Блокноте открыта. Ещё где-то видела. А, на Дондэй тоже открыта. Только у них в лидерах просмотров тоже не топовые, а главные страницы :)
Классная статья, больше похожа на крик души. Ещё забыли упомянуть, что в погоне за сокращением расходов на зарплаты, хозяева СМИ сокращают в штате специалистов, чья работа не видна читателям - корректора, "свежую" голову. Во многих СМИ о таких должностях и не слышали. Отсюда низкое качество, доверие к СМИ падает. К примеру: (в соответствии с правилами сайта удалена сторонняя ссылка. - Модератор) Отвечая на второй вопрос г-жа явно запуталась. И уже сама не понимает "того или чего"? Что это? Новый стиль "выражевывания" русского языка или достоверная передача беседы? А ведь раньше было солидное СМИ...
А меня просто бесит ДОН-ТР. Все новости только видимо разрешённые. В городе столько безобразия, а у них с экрана только мёд льётся.Или администрация запрещает критику ?
Нет, вряд ли запрещают. Просто платят хорошо :)