Начальство у нас в стране, как правило, не любят. Что поделаешь, такой вот он свободолюбивый русский народ! Ему больше по душе анархия, чем порядок. Не всем, правда, но, к сожалению, основной массе. Ну не хочет Емеля подчиняться – хочет на печи лежать. И попробуй его с этой печи сдвинь! Не захочет Илья Муромец биться с Идолищем – должен князь Владимир самолично попросить. Такие вот мы испокон веков. А между тем без начальника совсем нельзя. Даже Равшан и Джамшут из «Нашей Раши» это понимади, а нам так и подавно должно быть понятно. Мы иногда сами же платим деньги за то, чтобы нас заставили что-то делать.
Во многом, впрочем, начальника создаём мы сами. Ведь издавна известна поговорка, что свита делает короля. Оно и правда. Не успел один мэр прийти к власти, как вернейший друг и соратник прежнего уже поёт новому, что нигде не встречал такого мудрого, как Соломон, такого красивого, как Нарцисс, такого сладкого, как мармелад... Не отставали от него и другие чиновники. Пришла пора, они копили компромат друг на друга, а теперь началась гонка: кто первый добежит до микрофона, кто первый донесёт. Не помню где, но вычитал я как-то про трудовой коллектив такое вот определение: серпентарий единомышленников. Долго, помнится, смеялся, потому как определение это верное. Даже статью по этому поводу как-то написал. Ведь и работаешь вроде бы долго бок о бок, и выручаешь коллегу, и улыбаешься, и пытаешься не досаждать. А тебя почему-то ненавидят. Короче, серпентарий и есть серпентарий, хоть и единомышленников.
Вообще, ситуация со многими руководителями напоминает известную сказку Щедрина «Медведь на воеводстве». Речь там идёт о том, что очередного топтыгина прислали на воеводство, а он возьми да и присни, а спросонья съёл чижика, даже не заметив. Вот с этого дела и начал властвование своё в лесу. Получилось, что «все от него кровопролитиев ждали, а он, дурак, чижика съел». То есть начал с пустяка и всю карьеру испортил.
Но чаще начинают именно с «кровопролитиев» - меняют всю старую команду на новых людей – возможно, менее профессиональных, но глядящих в глаза с немым вопросом «Чего изволите?»
Случается и вовсе какой-нибудь мэр-самодур, который своих подчинённых запросто пошлёт и уголь разгружать, и дрова рубить, и снег чистить. Из тех соображений, что за компьютером-то каждый сможет, а ты пойди лопатой помаши! И идут и машут. А что делать! Времена такие, что пойди нормальную работу найди! Только вот непонятно, почему руководителю это использование своих подчинённых, как говорится, не по назначению, доставляет такое дикое удовольствие.
Ну да, это тип такого самодурного русского барина, который может запросто управляться со своими холопами одним только шевелением пальца. Правда, при таком начальнике надеяться на эффективную работу не приходится. Ну не могут люди работать качественно и добросовестно только из страха. Если человек является временщиком, если он чувствует, что его в любой момент ни за что ни про что могут погнать с работы, он, естественно, не станет строить каких-то особых перспектив, а будет работать по принципу «День прошёл – и слава богу!»
Конечно, это касается руководителей, которые управляют госпредприятиями, различного рода органами исполнительной власти, то есть так или иначе выполняют «государеву волю», а потому так же чувствуют свою временность на этом месте. Гораздо сложнее с руководителями частных предприятий. Здесь всё зависит от человека. Если он уравновешен, самодостаточен, если у него нет каких-либо психических отклонений, он и выслушает, и поймёт, и проявит участие. Если нет – вам не повезло. Частник-деспот – это худший вариант барства, потому как наряду с нещадной эксплуатацией вас ещё и презирают, постоянно указывая на место, в котором вы находитесь.
Я не стану сейчас глубоко уходить в историю и говорить слишком подробно о тех руководителях, которые прославили и себя, и города, которые воспитали личным примером тысячи людей, благодаря которым до сих пор работают наши предприятия, функционирует созданная при них инфраструктура, стоят построенные дома. Никто ведь не заставлял их строить санатории на побережье для всех сотрудников! И что бы случилось, если бы за пятилетку было построено меньше многоэтажек? Да просто эти люди были другие. Тогда их тщеславие (в самом высоком смысле слова!) удачно накладывалось на интересы подчинённых. Получалось очень здорово. Кроме того, над руководителями был особый контроль. Мне известен, например, случай, когда начальник довольно крупного уровня в те годы «сделал» квартиру семье своей дочери, у которой, кстати, не было жилья. И что вы думаете? Очередники раскопали, что квартира получена нечестно. И отняли у дочки. Вот так вот. В нынешней ситуации это немыслимо. То есть, как говорится, правды не добьёшься. Видимо, в этом и ещё одна причина того, что производительность труда в России остаётся очень низкой. А для кого и для чего стараться?
Конечно, встречаются и сейчас начальники такие, которые пользуются особым почётом и уважением, но это бывает крайне редко. Зачастую мы сами, как я уже говорил, делаем себе начальника.
К сожалению, для большинства из нас нужен руководитель, одним из основных качеств которого является строгость, граничащая с самодурством. То есть мы привыкли начальника бояться. Таким в конце концов и делаем нового человека, пришедшего руководить коллективом.
Другое качество, по нашему мнению, необходимое для начальника, это справедливость. Правда, на свой манер – уравниловка. Если наказывает, то всех. Или, по крайней мере, всех, кто виноват в каком-то просчёте. Если награждает, то тоже всех, и желательно поровну, потому как другим может быть обидно. Если что-то случилось, должен проявить участие. Ну, и так далее. Но даже при самом идеальном начальнике всё равно найдутся те, которые будут недовольны. Конечно, лучше, если бы никто за работу не спрашивал, а деньги получать. Но я часто вспоминаю слова одного своего давнего руководителя: «Ты ещё попробуй просто отсидеть 8 часов!» Да, на это нужен особый талант…
Ну, и ещё об одном явлении хочется сказать особо. Это руководитель-женщина. Сколько бы ни говорили о равенстве полов, одинаковых способностях и возможностях, всё равно женщины и мужчины разные. И на физиологическом, и на интеллектуально-эмоциональном уровне.
Как показывает практика, большинство людей предпочитает иметь начальником мужчину. Потому что он проще, одноклеточнее, что ли. Пацан сказал – пацан сделал. А женщина зачастую своё решение обставляет таким количеством нюансов, что трудно бывает разобраться.
Мужчины, как правило, более прямолинейны, не терпят долгих разговоров и более решительны в своих действиях. Судя по наблюдениям, большинство руководителей-мужчин и более справедливы по отношению к своим подчинённым, чем женщины. Для мужчины чаще всего не важны сплетни, чьи-либо отдельные мнения, наушничество. Мужчина-руководитель принимает решение исходя из здравого смысла, у женщин зачастую главенствующую роль играют эмоции. И всё-таки, несмотря на всю разницу в мировосприятии, всё больше и больше женщин с каждым годом идут во власть.
Статистики подсчитали, что в руководстве высшего звена на три четверти доминируют мужчины, хотя и женщина-министр, и женщина-губернатор уже не редкость. В руководстве крупных компаний (имеются в виду начальники и заместители) доля женщин приближается к половине. 52 процента руководителей среднего звена составляют представительницы прекрасного пола. А уж в низшем звене более 70 процентов руководителей – женщины.
В разное время я сам руководил коллективами в три, десять, сорок человек, был в подчинении и у мужчин, и у женщин. Не знаю, может быть, потому, что сам мужчина, мне с мужчинами же было спокойнее. Хотя что касается таланта руководителя, некоторые из встречавшихся мне женщин дали бы фору многим мужчинам.
Но вот что настораживает. О большинстве из таких руководителей, об их таланте мы вспоминаем с сожалением, как о чём-то ушедшем, безвозвратно потерянном. Нет, и сейчас есть много очень хороших начальников. Однако как-то кажется, что самые лучшие качества руководителя с годами утрачиваются, а на первый план выходят другие, о которых и говорить-то не хочется.
Давайте определим те несколько основных качеств настоящего руководителя, которые должны присутствовать в каждом, независимо от пола, возраста и опыта.
Итак, первое – обязательность, верность своему слову. Если сказал, нужно обязательно сделать. Исходя из этого, второе качество – твёрдость в общении и в принятии решений. Мягкотелый начальник может только развалить предприятие. Третье качество – разумная требовательность. Нельзя требовать от подчинённого того, чего он не может сделать. Ещё одно качество, которым должен обладать руководитель, - порядочность. Если твои сотрудники живут на копейки, еле сводят концы с концами, а ты разъезжаешь на «Лендровере» и в отпуск мотаешься в жаркую заграницу, тебя не будут уважать в коллективе и при возможности обязательно навредят. Начальник не должен собирать сплетни, стимулировать наушничество, слежку друг за другом, не должен провоцировать распри в коллективе. Мало ли кто о тебе что сказал в приватной беседе! В Японии вон, например, на предприятиях портреты руководителей висят в курилках – плюй на здоровье. И ничего.
Да, и вот ещё что. В это трудное время руководитель любого уровня почаще должен себя ставить на место тех людей, кто находится в его подчинении. Конечно, всех не нажалеешь, но причины многих достижений и промахов станут вполне понятными.
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.
2 комментария
Я бы порядочность поставила на первое место. Не должен руководитель врать.
Главное забыли, по моему мнению: организаторский талант, который основан на высоком интеллекте и умении разбираться в людях.