Информация о событиях юга России и мира
> в России Как воспитать патриота?

Как воспитать патриота?

Недавно мой неожиданно объявившийся институтский товарищ из далёкого далека по электронной почте прислал несколько забавных файлов. 

Оказывается, ещё лет 20 назад журнал «Огонёк» провёл своеобразную акцию – предложил школьникам написать сочинение на тему «Что такое страна СССР». В этой акции участвовали дети разных возрастов, однако всех их объединяло нечто общее – незнание родной истории.

Позволю себе привести фрагменты некоторых работ.

«Когда был союз СССР, люди не обращали внимания на одежду. Одевались не так хорошо. Мужчины одевались в галоши, в телогрейку, легкую шапку и перчатки, когда работаешь. А женщины одевали кофту, перчатки, шарф на голову (чтоб голова не была видна) – и тоже в галоши. Такая одежда была удобней всего, чтоб работать».

«У СССР был красный флаг, поэтому в моде был красный цвет. Красный цвет обозначал кровь, которую надо пролить, когда много работаешь. Дети ходили в красных галстуках, женщины на праздники всегда одевали красные платья, машины выпускали красного цвета, в домах были красные обои».

«Самыми счастливыми были те, кто жил в деревнях. У них было свое хозяйство, и они всегда могли зарезать и съесть свою свинью. А в городах люди всегда голодали...»

«Продукты в СССР были не очень качественные. За колбасой были 20-километровые очереди. Колбаса одной фабрики иногда была даже зеленой. Телевизоров у людей не было».

«Люди в СССР всегда работали и отказывались отдыхать. Они приходили с работы и ложились сразу спать, потому что очень уставали на работе. Сны люди не смотрели».

«В свободное время люди ходили в Мавзолей. Там люди встречались, пили чай, обменивались новостями, тусовались. В Мавзолее лежит мертвый Ленин. Советским людям очень нравилось на него смотреть».

«Советским детям с ранних лет говорили, что они должны учиться и работать, а играть совсем не надо. И дети не играли, а только учились и работали. Еще все дети одевались в одинаковую одежду... Хотя в принципе, мне кажется, это хорошо... В СССР были очень забитые дети».

«Мне жалко советских детей. У них не было компьютеров, не было игрушек. Взрослые им всегда говорили, что надо много работать. А когда надо было отдыхать, взрослые говорили им сходить погулять. Дети постоянно ходили по улицам. Это было единственное развлечение для детей».

«В СССР жило больше всего людей (три четверти населения мира)... И все эти люди постоянно работали. СССР был самой богатой страной, хоть люди здесь и голодали. Естественно, другие страны завидовали СССР...»

«СССР победил в войне, потому что в этой стране были более трудолюбивые люди. Немцы лентяи – и поэтому проиграли».

«Война началась в 6 утра, и первым делом полетели самолеты. В СССР тогда все спали и не были готовы к войне. Поэтому немцы в тот же день почти дошли до Москвы, но русские все-таки отбили атаку и выиграли войну. После войны было много убитых, а также героев. В лесу были сбитые самолеты и танки, а в речке можно было найти водородную бомбу, а глубоко под водой валялись минометы убитых немцев. Все мальчики после войны искали в лесу оружие. Все хотели тоже быть героями и думали, что скоро снова будет война».

«Простые люди жили в неотопленных квартирах, потому что все тепло себе забирали чиновники. Люди получали мизерную зарплату, но при этом оставались честными... Не знаю даже почему... Советских людей никто в мире не понимал и не понимает».

…Нам, чьё детство и юность прошли в СССР, читать такое было и смешно, и грустно. Ещё грустно потому, что с каждым годом дети всё меньше и меньше знают историю и истинную ценность и величие СССР. Дай сейчас написать ребятам что-то по поводу Советского Союза – ещё не то прочитаешь.

Но, оглядываясь назад, понимаешь, что это была одна из наиболее ярких и замечательных стран. Самое же хорошее в той стране – у человека были перспективы. Если будешь хорошо учиться – попадёшь в институт. Проявишь себя в институте – станешь учёным, руководителем, министром. Работала идея так называемого социального лифта. Если посмотреть на многих великих людей советской эпохи, то обязательно увидишь, что подавляющее их большинство – из далёкой глубинки. И смогли-таки выйти в люди!

Когда-то я жил в старенькой двухэтажке. В доме напротив, в простой семье, многие годы назад жил Юрий Протасов – учёный с мировым именем, профессор, академик. И десятки, сотни, тысячи других людей, которые родились и выросли в семьях простых работяг, а добились серьёзных успехов в жизни. Тот – известный режиссёр, этот профессор, третий – работает с президентом…

И ведь что самое интересное – у нас практически не было репетиторов. А знаний хватало тех, которые давала многими ругаемая советская школа.

На родительском собрании в началке наша учительница, когда мы недоумевали из-за откровенной тупости и халтуры в современных тестах (сплошные тесты, чёрт возьми!), говорила, что это, мол, двадцать первый век, товарищи, мол, учили вас раньше по-другому, а теперь сложнее, лучше. Но что ж хорошего, если мы оказываемся грамотнее своих детей и внуков!

Приятель, который выслал мне эти весёлые высказывания, на днях подогнал ещё партию – фрагменты сочинений о Ленине (я их позже тоже приведу). Так вот. Он пишет: «Ты и я сможем перечислить не только имена советских военачальников, начиная с Жукова и до какого-нибудь Ротмистрова, но и немецких – от Паулюса до Манштейна с Гальдером и иже с ними, а также разных борманов, мюллеров и скорцени. А сейчас знают только Гитлера – да и то по фильму «Бесславные ублюдки». Трудно не согласиться!

Вот, кстати, несколько высказываний школьников о Ленине (опрос проводился в одной из московских школ несколько лет назад, публикуются с авторской орфографией и пунктуацией):

«Ленин - матиматик, или паметник, около магазина» (Даша Т., 1-й класс).

«Он уже умер. У него есть паметник. Его закатали в мумию в 1924 году» (Настя С., 1-й класс).

«Ленин это космонафт» (Александр Е., 2-й класс).

«Ленин это был призедент. Он был не очень хороший человек, по тому что он забирал у богатых деньги и отдавал их бедным и в этоге все оказались бедными. Еще он сделал революцию» (Ульяна П., 4-й класс).

«Сволочь и гад (он хуже сволочи, намного). Я знаю что он разрушил половину Русских церквей, убивал тех, кто верил в Бога, и тех, кто был против него» (Варя В., 5-й класс).

«Ленин - это мужчина, который совершил революцию. Он очень много людей казнил. Его кто-то убил (вроде тетя). И еще он показывал рукой вдаль и говорил: "Идете: Идите" (Лиза Р., 5-й класс).

«Ленин - русский правитель. Жил и правил во время СССР. Если я не ошибаюсь, то он был комсомольцем. Я только сейчас осознала, как же мало я знаю о людях, которые формировали мою родину!» (Дарья Д., 7-й класс).

«У него была няня - Арина Родионовна» (Варвара В., 8-й класс).

«Ленин - человек! Он намного больше, чем человек. Он единственный, кто наставил россиян и народы СССР на путь истинный. Он провел не только военную революцию, но и духовную. Он на равне с Че Геварой бьет рекорды по продаже футболок. Если сейчас политики будут равняться на Ленина, то наша политическая система станет намного организованней» (Алексей П., 9-й класс).

«Владимир Ильич Ленин, наст. фамилия Ульянов - великий реформатор. С помощью революции, проплаченной (спонсированной) немцами/фашистами сверг монархию. Был атеистом: жег церкви, казнил священников. Был руководителем коммунистической партии. Но при всей своей чопорности и суровости, всю свою жизнь (практически) был безумно влюблен в польку по фамилии Арманд. Еще у него был брат Саша: Он хотел убить царя, но был пойман» (Амина Н., 10-й класс).

«Лидер партии большевиков: Первый вождь СССР. Ушел в революционное движение после ареста и смерти родного брата. Закончил духовную гимназию на отлично. Умер в 24 году» (Катя С., 11-й класс).

Вот то, что наши дети знают о Ленине. Проведите опрос среди ростовских школьников (а почему бы управлению образования не инициировать такой опрос?) – и вы увидите, что ситуация не лучше. Потому что с каждым годом остаётся всё меньше и меньше учителей, которые, невзирая на новомодные программы, учат детей по совести.

Но тревожит даже не то, что ученики мало знают о Ленине или конкретно об СССР, - сами знания у подавляющего большинства детей фрагментарны. То есть нет какой-то системы, отложенные в памяти факты никак не классифицируются, нет упорядоченности. Получается, что учащиеся наших школ не знают истории  страны в её развитии. А не знают истории – что они будут делать, когда вырастут? Когда у них будет избирательное право и они начнут определять вектор развития государства? Как они смогут понять, кто демократ, а кто тиран, чем грозит приход к власти националистов, зачем вообще нужны выборы и что такое политическая борьба? Люди, не знающие истории страны, сформируют покорное общество, которое, получив доступ хотя бы к минимальным материальным благам, успокоится и будет жить жизнью растений. Эти люди безропотно станут пушечным мясом в любой войне (посмотрите на нынешнюю Украину!), их безнаказанно смогут травить отходами производства и генетически модифицированной продукцией, их права перестанут интересовать тех, кто находится у власти. Такие люди будут способны только на стихийный протест, какой-нибудь бунт – как максимум. А бунты у нас всегда жестоко подавляются, и ни один бунт не приводил к улучшению жизни.

Тот, кто не знает истории своей страны, никогда не будет патриотом. Правда, до недавних пор про патриотизм многие рассуждать не любили, и эти многие теперь за пределами нашей Родины или - затаились и потихоньку гадят... Прям коробит их от этого слова. Откуда-то откопали слова англичанина, сказанные ещё в 18 веке, что патриотизм – это последнее прибежище негодяев, и размахивают этой цитатой, как флагом: мол, видите – оно как! А подвиг тысяч русских и советских солдат во имя Родины – это не в счёт? Нынешние подвиги наших ребят - не в счёт? Слова англичанина ценнее? Так слушайте больше их. Вон они что говорили – Тереза Мэй, Борис Джонсон, кто ещё там?.. И где сейчас они?..

Говорят, что в свое время Фаина Раневская, узнав о новом значении слова «голубой», вздохнула: «Какое слово испортили, сволочи». Примерно то же можно сказать и о слове «патриотизм».

Нашим детям нужны качественные уроки родной литературы и родной истории – уроки патриотизма. Они нужны уже хотя бы потому, что нынешним школьникам очень мало известно о подвиге их дедов и прадедов. Молодой человек должен знать имена тех, кто отдавал свои жизни за свободу Родины. Он должен знать: в его родной стране были такие времена, когда люди бились не за деньги, а за свободу. Он должен уяснить, что, когда человек прикрывал телом амбразуру пулемета, чтобы спасти своих товарищей, он не задавал вопроса "Сколько я за это получу?" Какие выводы из этого сделает молодой человек – его личное дело, но знания об этом ему дать необходимо.

Ему надо рассказывать и о Ленине, и о Сталине, и о коммунистической партии, и о всех преимуществах и огромном научно-техническом потенциале Страны Советов. Не нужно оценок – пусть молодой человек сам сравнивает и делает выводы. Просто он имеет право - знать. Незнание порождает в головах детей невероятную путаницу.

У детей должно быть что-то святое. Святое отношение к Великой Отечественной войне – это одна из тех немногих ценностей, которые цементируют наше весьма расшатанное общество. И для страны жизненно важно, чтобы эта ценность не девальвировалась.

Патриотизм – это работа во благо страны, а не бесконечные крики о великой России и великом русском народе. Велик любой народ, к которому ты принадлежишь. Велика любая страна, в которой ты родился. Знать историю своей страны и своего народа надо не только для того, чтобы ими гордиться, но для того, чтобы ощущать себя частью этого целого, чтобы понимать: ты не сегодня родился, ты – продолжение, за твоей спиной не просто мама с папой, а века и люди...

Пока наши дети маленькие, мы можем слепить из них что угодно. Мы можем сделать их интернационалистами, а можем воспитать фашистов, мы можем вырастить патриота или предателя. Представляете, какая огромная ответственность лежит сейчас на нас?

Если ребёнок слабенько знает математику или пишет с ошибками, если он не умеет рисовать и петь, если не выучил параграф по биологии или не решил химическое уравнение, это совсем не страшно. Он выучит и решит. А даже если не решит и не станет грамотнее, на человеческие качества это особо не повлияет. Но если он не прочитал Пушкина, Толстого, Достоевского, не уяснил, кто, почему и за что в Змиевской балке расстрелял почти 30 тысяч человек, ни разу не вчитался в фамилии воинов разных национальностей на плитах памятников, если он не испытывает трепет у Вечного огня, не гордится подвигами наших ребят в Сири и на Украине, воюющих за будущее России, все мы живём напрасно: мамы и папы, дедушки и бабушки, учителя и завучи, директора школ и заведующий управлением образования, мэр и губернатор, премьер и президент – все…

Игорь Северный

 

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

Один комментарий

  • Владимир:

    Да что история. Её по Соросу учили. а вот многие из учеников считают. что солнце вращается вокруг земли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий» Вы соглашаетесь с Правилами.
Если не работают лайки-дизлайки, читайте здесь

Материалы с лучшими фото

Счетчики, соцсети

  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru