Недавно мой неожиданно объявившийся институтский товарищ из далёкого далека по электронной почте прислал несколько забавных файлов.
Оказывается, ещё лет 20 назад журнал «Огонёк» провёл своеобразную акцию – предложил школьникам написать сочинение на тему «Что такое страна СССР». В этой акции участвовали дети разных возрастов, однако всех их объединяло нечто общее – незнание родной истории.
Позволю себе привести фрагменты некоторых работ.
«Когда был союз СССР, люди не обращали внимания на одежду. Одевались не так хорошо. Мужчины одевались в галоши, в телогрейку, легкую шапку и перчатки, когда работаешь. А женщины одевали кофту, перчатки, шарф на голову (чтоб голова не была видна) – и тоже в галоши. Такая одежда была удобней всего, чтоб работать».
«У СССР был красный флаг, поэтому в моде был красный цвет. Красный цвет обозначал кровь, которую надо пролить, когда много работаешь. Дети ходили в красных галстуках, женщины на праздники всегда одевали красные платья, машины выпускали красного цвета, в домах были красные обои».
«Самыми счастливыми были те, кто жил в деревнях. У них было свое хозяйство, и они всегда могли зарезать и съесть свою свинью. А в городах люди всегда голодали...»
«Продукты в СССР были не очень качественные. За колбасой были 20-километровые очереди. Колбаса одной фабрики иногда была даже зеленой. Телевизоров у людей не было».
«Люди в СССР всегда работали и отказывались отдыхать. Они приходили с работы и ложились сразу спать, потому что очень уставали на работе. Сны люди не смотрели».
«В свободное время люди ходили в Мавзолей. Там люди встречались, пили чай, обменивались новостями, тусовались. В Мавзолее лежит мертвый Ленин. Советским людям очень нравилось на него смотреть».
«Советским детям с ранних лет говорили, что они должны учиться и работать, а играть совсем не надо. И дети не играли, а только учились и работали. Еще все дети одевались в одинаковую одежду... Хотя в принципе, мне кажется, это хорошо... В СССР были очень забитые дети».
«Мне жалко советских детей. У них не было компьютеров, не было игрушек. Взрослые им всегда говорили, что надо много работать. А когда надо было отдыхать, взрослые говорили им сходить погулять. Дети постоянно ходили по улицам. Это было единственное развлечение для детей».
«В СССР жило больше всего людей (три четверти населения мира)... И все эти люди постоянно работали. СССР был самой богатой страной, хоть люди здесь и голодали. Естественно, другие страны завидовали СССР...»
«СССР победил в войне, потому что в этой стране были более трудолюбивые люди. Немцы лентяи – и поэтому проиграли».
«Война началась в 6 утра, и первым делом полетели самолеты. В СССР тогда все спали и не были готовы к войне. Поэтому немцы в тот же день почти дошли до Москвы, но русские все-таки отбили атаку и выиграли войну. После войны было много убитых, а также героев. В лесу были сбитые самолеты и танки, а в речке можно было найти водородную бомбу, а глубоко под водой валялись минометы убитых немцев. Все мальчики после войны искали в лесу оружие. Все хотели тоже быть героями и думали, что скоро снова будет война».
«Простые люди жили в неотопленных квартирах, потому что все тепло себе забирали чиновники. Люди получали мизерную зарплату, но при этом оставались честными... Не знаю даже почему... Советских людей никто в мире не понимал и не понимает».
…Нам, чьё детство и юность прошли в СССР, читать такое было и смешно, и грустно. Ещё грустно потому, что с каждым годом дети всё меньше и меньше знают историю и истинную ценность и величие СССР. Дай сейчас написать ребятам что-то по поводу Советского Союза – ещё не то прочитаешь.
Но, оглядываясь назад, понимаешь, что это была одна из наиболее ярких и замечательных стран. Самое же хорошее в той стране – у человека были перспективы. Если будешь хорошо учиться – попадёшь в институт. Проявишь себя в институте – станешь учёным, руководителем, министром. Работала идея так называемого социального лифта. Если посмотреть на многих великих людей советской эпохи, то обязательно увидишь, что подавляющее их большинство – из далёкой глубинки. И смогли-таки выйти в люди!
Когда-то я жил в старенькой двухэтажке. В доме напротив, в простой семье, многие годы назад жил Юрий Протасов – учёный с мировым именем, профессор, академик. И десятки, сотни, тысячи других людей, которые родились и выросли в семьях простых работяг, а добились серьёзных успехов в жизни. Тот – известный режиссёр, этот профессор, третий – работает с президентом…
И ведь что самое интересное – у нас практически не было репетиторов. А знаний хватало тех, которые давала многими ругаемая советская школа.
На родительском собрании в началке наша учительница, когда мы недоумевали из-за откровенной тупости и халтуры в современных тестах (сплошные тесты, чёрт возьми!), говорила, что это, мол, двадцать первый век, товарищи, мол, учили вас раньше по-другому, а теперь сложнее, лучше. Но что ж хорошего, если мы оказываемся грамотнее своих детей и внуков!
Приятель, который выслал мне эти весёлые высказывания, на днях подогнал ещё партию – фрагменты сочинений о Ленине (я их позже тоже приведу). Так вот. Он пишет: «Ты и я сможем перечислить не только имена советских военачальников, начиная с Жукова и до какого-нибудь Ротмистрова, но и немецких – от Паулюса до Манштейна с Гальдером и иже с ними, а также разных борманов, мюллеров и скорцени. А сейчас знают только Гитлера – да и то по фильму «Бесславные ублюдки». Трудно не согласиться!
Вот, кстати, несколько высказываний школьников о Ленине (опрос проводился в одной из московских школ несколько лет назад, публикуются с авторской орфографией и пунктуацией):
«Ленин - матиматик, или паметник, около магазина» (Даша Т., 1-й класс).
«Он уже умер. У него есть паметник. Его закатали в мумию в 1924 году» (Настя С., 1-й класс).
«Ленин это космонафт» (Александр Е., 2-й класс).
«Ленин это был призедент. Он был не очень хороший человек, по тому что он забирал у богатых деньги и отдавал их бедным и в этоге все оказались бедными. Еще он сделал революцию» (Ульяна П., 4-й класс).
«Сволочь и гад (он хуже сволочи, намного). Я знаю что он разрушил половину Русских церквей, убивал тех, кто верил в Бога, и тех, кто был против него» (Варя В., 5-й класс).
«Ленин - это мужчина, который совершил революцию. Он очень много людей казнил. Его кто-то убил (вроде тетя). И еще он показывал рукой вдаль и говорил: "Идете: Идите" (Лиза Р., 5-й класс).
«Ленин - русский правитель. Жил и правил во время СССР. Если я не ошибаюсь, то он был комсомольцем. Я только сейчас осознала, как же мало я знаю о людях, которые формировали мою родину!» (Дарья Д., 7-й класс).
«У него была няня - Арина Родионовна» (Варвара В., 8-й класс).
«Ленин - человек! Он намного больше, чем человек. Он единственный, кто наставил россиян и народы СССР на путь истинный. Он провел не только военную революцию, но и духовную. Он на равне с Че Геварой бьет рекорды по продаже футболок. Если сейчас политики будут равняться на Ленина, то наша политическая система станет намного организованней» (Алексей П., 9-й класс).
«Владимир Ильич Ленин, наст. фамилия Ульянов - великий реформатор. С помощью революции, проплаченной (спонсированной) немцами/фашистами сверг монархию. Был атеистом: жег церкви, казнил священников. Был руководителем коммунистической партии. Но при всей своей чопорности и суровости, всю свою жизнь (практически) был безумно влюблен в польку по фамилии Арманд. Еще у него был брат Саша: Он хотел убить царя, но был пойман» (Амина Н., 10-й класс).
«Лидер партии большевиков: Первый вождь СССР. Ушел в революционное движение после ареста и смерти родного брата. Закончил духовную гимназию на отлично. Умер в 24 году» (Катя С., 11-й класс).
Вот то, что наши дети знают о Ленине. Проведите опрос среди ростовских школьников (а почему бы управлению образования не инициировать такой опрос?) – и вы увидите, что ситуация не лучше. Потому что с каждым годом остаётся всё меньше и меньше учителей, которые, невзирая на новомодные программы, учат детей по совести.
Но тревожит даже не то, что ученики мало знают о Ленине или конкретно об СССР, - сами знания у подавляющего большинства детей фрагментарны. То есть нет какой-то системы, отложенные в памяти факты никак не классифицируются, нет упорядоченности. Получается, что учащиеся наших школ не знают истории страны в её развитии. А не знают истории – что они будут делать, когда вырастут? Когда у них будет избирательное право и они начнут определять вектор развития государства? Как они смогут понять, кто демократ, а кто тиран, чем грозит приход к власти националистов, зачем вообще нужны выборы и что такое политическая борьба? Люди, не знающие истории страны, сформируют покорное общество, которое, получив доступ хотя бы к минимальным материальным благам, успокоится и будет жить жизнью растений. Эти люди безропотно станут пушечным мясом в любой войне (посмотрите на нынешнюю Украину!), их безнаказанно смогут травить отходами производства и генетически модифицированной продукцией, их права перестанут интересовать тех, кто находится у власти. Такие люди будут способны только на стихийный протест, какой-нибудь бунт – как максимум. А бунты у нас всегда жестоко подавляются, и ни один бунт не приводил к улучшению жизни.
Тот, кто не знает истории своей страны, никогда не будет патриотом. Правда, до недавних пор про патриотизм многие рассуждать не любили, и эти многие теперь за пределами нашей Родины или - затаились и потихоньку гадят... Прям коробит их от этого слова. Откуда-то откопали слова англичанина, сказанные ещё в 18 веке, что патриотизм – это последнее прибежище негодяев, и размахивают этой цитатой, как флагом: мол, видите – оно как! А подвиг тысяч русских и советских солдат во имя Родины – это не в счёт? Нынешние подвиги наших ребят - не в счёт? Слова англичанина ценнее? Так слушайте больше их. Вон они что говорили – Тереза Мэй, Борис Джонсон, кто ещё там?.. И где сейчас они?..
Говорят, что в свое время Фаина Раневская, узнав о новом значении слова «голубой», вздохнула: «Какое слово испортили, сволочи». Примерно то же можно сказать и о слове «патриотизм».
Нашим детям нужны качественные уроки родной литературы и родной истории – уроки патриотизма. Они нужны уже хотя бы потому, что нынешним школьникам очень мало известно о подвиге их дедов и прадедов. Молодой человек должен знать имена тех, кто отдавал свои жизни за свободу Родины. Он должен знать: в его родной стране были такие времена, когда люди бились не за деньги, а за свободу. Он должен уяснить, что, когда человек прикрывал телом амбразуру пулемета, чтобы спасти своих товарищей, он не задавал вопроса "Сколько я за это получу?" Какие выводы из этого сделает молодой человек – его личное дело, но знания об этом ему дать необходимо.
Ему надо рассказывать и о Ленине, и о Сталине, и о коммунистической партии, и о всех преимуществах и огромном научно-техническом потенциале Страны Советов. Не нужно оценок – пусть молодой человек сам сравнивает и делает выводы. Просто он имеет право - знать. Незнание порождает в головах детей невероятную путаницу.
У детей должно быть что-то святое. Святое отношение к Великой Отечественной войне – это одна из тех немногих ценностей, которые цементируют наше весьма расшатанное общество. И для страны жизненно важно, чтобы эта ценность не девальвировалась.
Патриотизм – это работа во благо страны, а не бесконечные крики о великой России и великом русском народе. Велик любой народ, к которому ты принадлежишь. Велика любая страна, в которой ты родился. Знать историю своей страны и своего народа надо не только для того, чтобы ими гордиться, но для того, чтобы ощущать себя частью этого целого, чтобы понимать: ты не сегодня родился, ты – продолжение, за твоей спиной не просто мама с папой, а века и люди...
Пока наши дети маленькие, мы можем слепить из них что угодно. Мы можем сделать их интернационалистами, а можем воспитать фашистов, мы можем вырастить патриота или предателя. Представляете, какая огромная ответственность лежит сейчас на нас?
Если ребёнок слабенько знает математику или пишет с ошибками, если он не умеет рисовать и петь, если не выучил параграф по биологии или не решил химическое уравнение, это совсем не страшно. Он выучит и решит. А даже если не решит и не станет грамотнее, на человеческие качества это особо не повлияет. Но если он не прочитал Пушкина, Толстого, Достоевского, не уяснил, кто, почему и за что в Змиевской балке расстрелял почти 30 тысяч человек, ни разу не вчитался в фамилии воинов разных национальностей на плитах памятников, если он не испытывает трепет у Вечного огня, не гордится подвигами наших ребят в Сири и на Украине, воюющих за будущее России, все мы живём напрасно: мамы и папы, дедушки и бабушки, учителя и завучи, директора школ и заведующий управлением образования, мэр и губернатор, премьер и президент – все…
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.
Один комментарий
Да что история. Её по Соросу учили. а вот многие из учеников считают. что солнце вращается вокруг земли.