5 октября в России и многих других странах отмечается День учителя. Год педагога и наставника, объявленный Президентом РФ, призван повысить престиж профессии педагога и закрепить особый статус профессии учителя. Что сами школьные учителя думают о своей работе и какой поддержки ждут, они ответили в ходе социологического исследования, проведенного учёными ЮФУ.
Официальная статистика говорит, что во всех регионах России наблюдается недостаток профессиональных кадров в школах и возрастное смещение в сторону учителей предпенсионного и пенсионного возрастов при сохранении очень малой доли молодых специалистов.
Старший преподаватель Института социологии и регионоведения ЮФУ, к.сон.н., Чикарова Галина рассказала, что сейчас существует довольно много предпосылок для формирования позитивного типа профессиональной идентичности молодых учителей, результатом которого является устойчивая интегрированность в профессиональное сообщество.
«К таким позитивным факторам можно отнести реализацию Национального проекта «Образование» и Федерального проекта «Современная школа», реформирование системы подготовки педагогических кадров, создание сети конкурсов профессионального мастерства, введение национальной системы учительского роста и повышения квалификации учителей. Также молодых специалистов привлекает в школы организация «реальной» педагогической практики для студентов педагогического направления, развитие института наставничества, внедрение цифровых и инновационных технологий в образовательный процесс и систему управления школой», — поделилась Чикарова Галина.
Однако не преодолены пока некоторые барьеры, сталкиваясь с которыми молодые учителя переходят к кризисному типу профессиональной идентичности, обуславливающего уход специалиста из муниципальной школы или полный отказ от профессии.
В числе таких барьеров сами учителя называют непрестижность их профессии в обществе, низкий уровень оплаты профессионального труда, отсутствие должных полномочий для осуществления образовательной и воспитательной функций, недостаток государственных программ поддержки молодых учителей, работающих в муниципальных школах крупных российских городов, неподготовленность инфраструктуры в школах для внедрения цифровых и инновационных технологий в образовательный процесс, незаинтересованность управленческих структур школы в привлечении молодых специалистов посредством создания в их учебных заведениях «реальных» баз практик, несформированность культуры межпоколенческой профессиональной преемственности и двустороннего обмена профессиональными компетенциями между молодыми и опытными учителями, а также незащищенность личного пространства учителей в интернете.
«В первые годы работы в школе у молодого специалиста кардинально меняются профессиональные стратегии. Система оплаты труда учителя, включающая в себя стимулирующие выплаты за выполнение дополнительных трудовых обязанностей, мотивирует учителя оценивать собственный статус в профессии по шкале этих стимулирующих выплат. Это приводит учителя к эмоциональному выгоранию и снижает качество образования», — подчеркнула Чикарова Галина.
Исследование показало, что тенденция переориентации профессиональных стратегий молодых учителей зависит от стажа профессиональной деятельности и полученного базового высшего образования. Так, молодые учителя, чей стаж работы приближается к пятилетнему барьеру, в меньшей степени ориентированы на простое вертикальное построение карьеры и в большей степени рассматривают для себя новые возможности расширения профессиональных компетенций и навыков педагогического мастерства. Молодые учителя, получившие классическое вузовское образование, более нацелены на дальнейшее развитие в профессии «учитель», нежели молодые учителя с базовым педагогическим образованием.
В ходе опросов среди учителей школ Ростова-на-Дону, Казани и городов Ростовской области стало известно, что 81% педагогов ощутили увеличение за последние годы трудовой нагрузки по подготовке и проведению уроков, административной работы, составлению отчетности и внеурочной работы. В Москве данные показатели в аналогичных опросах колеблются в пределах 46%. Больше всего опрошенных педагогов беспокоят рост трудовой нагрузки без увеличения зарплаты и риски потери работы.
«Чаще всего воспринимают свой труд как непрестижный ростовские учителя — 40%. Основная часть опрошенных педагогов считает, что за прошедшие 5 лет престиж их профессии не изменился. Даже в Москве только около трети педагогов отмечают положительные изменения, а в регионах такой ответ практически не встречается. Данный результат свидетельствует о наличии территориального неравенства. Что интересно, столичные педагоги ставят высокие оценки качества жизни и престижа своего труда, но при этом они демонстрируют наиболее высокую степень неудовлетворенности содержанием и результатами профессиональной деятельности, то есть жалуются на лишнюю и бесполезную нагрузку», — объяснила доцент Института социологии и регионоведения ЮФУ, к.соц.н. Посухова Оксана.
Эмпирические замеры зафиксировали, что учителя всё-таки в большинстве своём крайне лояльны к своему месту работы и действительно не хотят покидать школу. Сосуществование такой лояльности и неудовлетворённости содержанием профессиональной деятельности говорит о снижении стимулов и необходимости провести институциональные изменения системы школьного образования и улучшить человеческий капитал социально значимой профессии учителя. Прежде всего это касается создания системы государственной поддержки молодых учителей и повышения оплаты труда учителей в регионах до уровня столицы.
Исследование проводилось сотрудниками и студентами Института социологии и регионоведения, Института туризма, сервиса и креативных индустрий ЮФУ при поддержке Российского научного фонда в рамках проекта «Профессиональная идентичность жителей мегаполиса в условиях прекариатизации российского общества» в 2020 году.
Прислала специалист Центра общественных коммуникаций ЮФУ Ольга Молоткова
На фото - Андрей Лётцев - учитель начальных классов и математики, а также советник директора по воспитанию в школе №4 города Батайска, финалист телешоу «Классная тема!»
Подготовила
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.
6 комментариев
Поставить на первое место участие в конкурсе ВМЕСТО повышения зарплаты - это выразить презрение ко всем педагогам! Я учитель высшей категории обычного ростовского лицея, победитель вышеупомянутого конкурса ПНПО (2018 г.), лауреат премии Губернатора, победитель конкурса ПАО "Ростелеком", победитель конкурса издательства "Просвещения", наставник педагогической практики студентов химического факультета с 2015 года и т.д.
Так вот чтобы победить в конкурсе к имеющейся у учителя нагрузке нужно ПАХАТЬ так что дым из ушей будет идти. Просто так государство не растанется с 200 000 (ПНПО), не даст премию Губернатора (50000) и т.д. Так, например, чтобы победить в ПНПО, я была участником этого конкурса 7 лет!!! На 6-й получила премию Губернатора, а победителем стала на 7 год! До начала участия 3 года нужно пахать и получать награды разного уровня для себя и детей. Думаете много желающих это делать? Многие учителя сходят с начальной дистанции сбора документов. За весь год наставника я не получила ни одного наградного документа от администрации лицея где работаю. Не удивлюсь если и сегодня ничего не будет... А нет награды, нет стимулирующих выплат. Т. Е. Не денег.
Я могу подтвердить ваши слова с точки зрения бухгалтера, работаю в школе уже 10 лет. Зарплата у молодых специалистов без категории, выслуги удручающе мала - даже до 20 тыс. не доходит, чтобы хоть 30 тыс получать, нужно брать 1,5-2 ставки+классное руководство. А они молодые совсем, зеленые. Им опыта нужно набираться в спокойных условиях, методики отрабатывать, а они как загнанные лошади скачут, какое тут внимание к ученикам и увлеченность работой. И видишь, как за год-два огонь в глазах гаснет, остается обреченность. Многие не выдерживают, уходят в другие сферы. Жаль, много талантливых учителей, которые в итоге становятся профессиональными репетиторами. Это тоже неплохо, но сколько пользы они бы принесли в школе. Многие меры поддержки остаются, увы, только на бумаге. Как бы мы не говорили о том, что духовное - первично, финансовое благополучие все же имеет большое значение для педагогов. Странно, что у нас в стране работая на полную ставку с отдачей, приходится еще и задумываться, где бы подработать... просто для того, чтобы жить.
Как во времена СССР, обязательно отработать 5 лет по профессии на которую учился. Особенно если учился за бюджетные деньги. В противном случае диплом считать не действительным. Ну и конечно достойные зарплаты должны играть немаловажную роль.
Квартиры давать как врачам
маленькая зарплата, так себе отношение старших коллег, самим некогда, чтобы обучать молодняк, который обращается за помощью, ничуть не изменившееся количество бумаг, и все срочно, очень агрессивные родители (написано со знанием дела). По поводу зарплаты только ленивый не говорит, оклад ничтожно мал в школах, чтобы получить мало- мальски нормальную зарплату, нужно набрать тучу часов и еле волочить ноги домой, и на утро просыпаться с ненавистью, опять 8-10 уроков. Когда государство поймёт, что платить нормально нужно за ставку, когда учитель не устал, бодр и свеж, может уделить внимание и себе, и семье, а не за ту дикую нагрузку в 40 часов, которую тянут учителя! Плюс куча других нагрузок, потому что теперь непременно нужно отчитываться о полделанном в пабликах, не дай бог фото не выложить, где ты как кенгуру скажешь, изображая радость после смены.
Тут социологи не нужны. Хорошая зарплата и убрать половину бумажной отчётности вот и решение проблемы.