
Тот, кто читал Бунина, кто любит Бунина, кто знает Бунина, чувствует его, тот, конечно, несколько шокирован тем, что увидел на сцене нашей Молодёжки.
Случилось нам в мае 2021 года побывать на экспериментальном показе спектакля-«сырца» на малой сцене. Ну, это вроде как голосование – что ставить. Давали бунинское «Лёгкое дыхание». Да, сам текст, в общем, о пошлой интрижке. Но слово Бунина, полное глубинного эротизма, никогда не спадало в пошлость. А «сырец»-заготовка спектакля – упал.
Помнится, было обсуждение, где зрители, в общем, разнесли увиденное в пух и прах.
Потом мы видели афиши уже готового спектакля - из двух частей: «Натали» и «Лёгкое дыхание». Но идти как-то опасались.
Но когда уже практически весь репертуар знаком и даже не по разу пересмотрен, хочется увидеть новое для себя. Купили билеты - пошли.
Спектакль этот оказался действительно необычным. Во-первых, он состоял из трёх частей - и все в разных локациях.
Действо начиналось в фойе перед малой сценой. Актриса читала фрагменты рассказа «Натали», между фрагментами неплохо пела в сопровождении небольшого ансамбля.
Как мы поняли, эта «прелюдия» нужна была для того, чтобы собрать всех зрителей, включая опоздавших, ибо дальше все должны были организованно пройти через закоулки театра и подняться на экспериментальную сцену. Там был спектакль по «Натали», потом обратно через буфет (антракт, снова пение в фойе) - на малую сцену, где уже, собственно, было «Лёгкое дыхание».
Молодёжный театр отличается стремлением к экспериментаторству, что у некоторых может вызывать отторжение, даже неприязнь, но иногда в процессе рождаются потрясающие спектакли.
Эти два спектакля потрясающими трудно назвать, и вот почему.
Бунина, как это сейчас повсеместно с классиками, осовременили. Ну, почему нет? Главное - чтобы он звучал, чтобы люди ходили на такие спектакли.
Но, повторимся, бунинский эротизм настолько тонок и облачён в такую филигранную словесную форму, что даже лёгкая интрижка возвышается до гамлетовской рефлексии.
Возможно, мы не совсем поняли замысел сценариста и режиссёра, но недвусмысленные действия, движения, мизансцены, включая нахождение актрис не только в неглиже, но и демонстрирующих нижнее бельё, несколько шокировало. В самом действе, особенно в «Натали», Бунина поначалу было мало, а то и вовсе не было. Крики, визги, завыванья, душераздирающий хохот - всё это напоминало какой-то мартовский кошачий концерт и не оставляло сомнений в цели этого концерта. Создавалось ощущение какой-то несвежести и даже нечистоты происходящего. Часть зрителей, не выдержав, начала расходиться. Мы остались - всё-таки было интересно, что дальше.
И вдруг совершенно неожиданно всё как будто преобразилось. На сцене появился Бунин. Нет, не собственной, конечно, персоной и не в созданном актёром образе, а в том глубоком трагизме утраченной возможности быть счастливым - по нелепой случайности, из неумения распорядиться жизнью.
В «Лёгком дыхании» было, в общем, нечто похожее. Разве что несколько целомудреннее, но пошловатые намёки и тут были и там, где это уместно, и где неуместно.
Но тут мы поняли, когда в спектаклях появлялся Бунин, - когда начинал звучать его текст. Он перекрывал, перечёркивал всё то пошлое, что могло происходить вокруг, и поднимал зрителя до высоты восприятия художественного слова.
Хочется сказать, что в обоих спектаклях актёры играли хорошо, было много интересных режиссёрских находок, деталей, условностей, из которых и состоит театр.
Нет, мы не можем назвать эти спектакли потрясающими. Они рождают двоякое впечатление. Но они - запоминающиеся, их, наверное, забыть будет невозможно, и это именно в силу противоречивых впечатлений.
А ещё - захотелось перечитать Бунина…
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.