Прибытие в Ростов первого поезда, которое состоялось 4 февраля (16 февраля по новому стилю) 1868 года, отмечалось широко и торжественно - как большой для города праздник.
Этому значимому для Ростова-на-Дону событию Дорожной территориальной организацией профсоюза на Северо-Кавказской железной дороге выпущено издание «К 150-летию прибытия в Ростов-на-Дону первого поезда».
Книгу подготовил Виталий Трифонович Сидоренко, автор ряда публикаций по истории Северо-Кавказской железной дороги.
– Мы надеемся, что это издание будет полезным и интересным не только для людей, связавших свою судьбу с Северо-Кавказской стальной магистралью, а всем жителям Ростова-на-Дону, – говорит председатель Дорожной территориальной организацией профсоюза на Северо-Кавказской железной дороге Михаил Пружина.
Как свидетельствуют исторические факты и о чем повествует книга Виталия Сидоренко, с открытием железной дороги провинциальный городок, каким на то время был Ростов, начал развиваться такими темпами, что его стали сравнивать с крупнейшими промышленными центрами Европы и даже окрестили «российским Чикаго».
На торжественной церемонии, посвященной этому событию, тогдашний городской голова Андрей Матвеевич Байков произнёс знаменательные слова: «День 4 февраля 1868 года останется днём навсегда памятным в летописях Ростова...».
В тот памятный день в зале пассажирского здания был приготовлен аналой, у которого облачившиеся в праздничные ризы священнослужители совершили благодарственный молебен за счастливое окончание сооружения железной дороги, сопровождаемый пением сводного хора ростовских церквей.
Торжественная церемония завершилась окроплением святой водою служебных зданий, железнодорожного полотна, паровоза и вагонов.
День был выходной, народу собралось множество, церемония встречи прошла празднично, как и задумывалась организаторами торжества.
Об этом важном событии в жизни города подробно писала местная газета «Ведомости Ростовской (на Дону) городской Думы».
Для почётных гостей и приглашённых на торжественную встречу первого поезда был дан праздничный обед. В обширном зале коммерческого клуба накрыли в три ряда столы на 120 персон. Играл превосходный театральный оркестр. Бокалы наполнялись шампанским. Под одобрительные возгласы и рукоплескания провозглашались тосты. Оглашались поздравительные телеграммы.
«Ведомости…» тогда написали: «Обед был весёлый,…беседа была живая и не умолкала».
Праздничные торжества на этом не закончились. Вечером того же дня в Нахичевани был устроен блистательный бал. Он проходил в доме Нахичеванского городского головы С.Д.Каялова. По воспоминаниям современников, на том балу армянские дамы отличались роскошью и драгоценностью нарядов.
Железная дорога с паровозной тягой представляла собой колоссальный прогресс сухопутного транспорта того времени, сулящий значительные выгоды городу. Тогда ведь не было ещё и в помине автомобилей и грунтовых дорог с твёрдым покрытием. Они появятся и составят конкуренцию железным дорогам намного позже. Возить же людей и грузы сухопутью приходилось лошадьми, волами да верблюдами.
В первый же год, с приходом Грушевской железной дороги в Ростов, товарные перевозки выросли на 80 %, а в 1869 году – еще на 10 %.
Было перевезено 259817 пассажиров и 8,8 миллиона пудов грузов, главным образом антрацита и строительного леса. Валовой доход дороги в 1869 году составил 333103 рублей, расходы – 275900 рублей. Грушевская дорога начала давать чистый доход (прибыль).
В декабре 1869 г. приходит в город ещё одна железнодорожная линия – со стороны Таганрога. А через два года Грушевская дорога соединяется с линией Козлов-Воронеж. Таким образом, к началу1870-х годов Ростов получает уже два выхода в Донбасс и промышленный центр страны – Москву.
После этого железная дорога устремляется на юг, на просторы Северного Кавказа.
Александр Луцик, МУП «Городская газета «Ростов официальный»
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.