В связи с тем, что за последние 3 месяца я четыре (!!!) раза столкнулся с продажей мне товара, ненадлежащего качества в крупных сетях, торгующих электроникой и бытовой техникой, который переставал работать должным образом в течение двух недель, я решил набросать небольшую инструкцию как следует себя вести, чтобы вернуть свои деньги или обменять товар, не опасаясь обмана со стороны магазина. Возможно, это поможет кому-то. Основываюсь на личном опыте.
Показать полностью..
Итак, Вы купили, например, смартфон, пришли домой, начинаете пользоваться новинкой. Все радует, всем довольны. Но! Проходит день-два, и, вдруг, он перестает заряжаться, пропадает связь, появляются проблемы с экраном или обнаруживается какой-то другой дефект, затрудняющий эксплуатацию устройства.
Открываете Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) "О защите прав потребителей" и начинаете изучать. Смартфон входит перечень технически сложных товаров, это оспорить не получится. Смотрим Статью 18 п.1, там сказано:
«В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.»
Статья 18 п.5 говорит:
«Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.»
Таким образом, понимаем, что имеем полное право вернуться в магазин, озвучить данный дефект и предъявить требование либо о расторжении договора купли-продажи и возврате денежных средств, либо о замене товара на аналогичный. При этом магазин имеет право убедиться в том, что дефект действительно есть и провести проверку качества товара, сроки которой установлены статьями 20,21 и 22. Срок зависит от того требования, которое вы предъявите. Лично я советую требовать возврат денег, так как у магазина будет по закону меньше времени на удовлетворение требования. Если хотите, можете сказать, что будете присутствовать при проведении проверки качества.
Итак, если вы хотите все таки заменить товар на аналогичный, то читаем Статью 21 п.1:
«В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) - в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.»
Т.е магазин должен заменить товар в течение 7 дней с того момента, как вы предъявите требование, либо же, если хочет провести проверку качества, то в течение 20 дней. Т.е на полную замену товара дается максимум 20 дней (сюда входит транспортировка до сц, проведение проверки качества, принятие решения, кофе, перекуры и т д)
Выгоднее же, на мой взгляд, потребовать все таки именно возврат денег. Читаем статью 22:
«Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.»
Видим, что, если мы требуем вернуть деньги, то у магазина срок на удовлетворение требования уже гораздо меньше, и нам ждать уже 10 дней (!!!), а не 20. Опять же, сюда входит полный возврат денежных средств (т.е транспортировка до сц, проведение проверки качества, принятие решения, кофе, перекуры и т д).
Далее, статья 24 п.4:
«При возврате товара ненадлежащего качества потребитель вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения.»
Это говорит о том, что если покупали, например смартфон за 15000 р., а на момент удовлетворения требования о возврате денег он подорожал и стоит 18000 р., то вернуть должны именно 18000 р. Если, наоборот подешевел, то возвращают ту сумму, по которой покупали.
И, наконец, статья 23 п.1:
«За нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.»
Т.е в том случае, если магазин по какой-либо причине превышает срок, то за каждый день просрочки они обязаны выплатить неустойку – 1% от стоимости. Неплохо!
В итоге, полный порядок действий примерно такой:
1. Идете в магазин, озвучиваете вашу проблему сотрудникам. На этом этапе вас будут уговаривать, что необходимо не оставлять товар им, а самостоятельно отнести его в сервисный центр, т.к это будет быстрее и т д. Не соглашаетесь, это их прямая обязанность и сроки они затянуть не могут, они указаны в законе четко! Ссылаетесь на статью 18 ЗоЗПП.
2. Обязательно!!! Очень важный пункт! Просите бланк заявления на возврат/обмен товара и заполняете его. Если бланков нет, то пишете сами в свободной форме. Указываете, что купили такой-то товар, на такой-то день обнаружили дефект (пишем какой) и данный товар ненадлежащего качества, что делает невозможной нормальную эксплуатацию. Пишете что вы хотите – вернуть деньги в течение 10 дней (ссылаемся на статью 22 ЗоЗПП) или заменить товар на аналогичный в течение 7 или 20 дней (ссылаемся на статью 21 ЗоЗПП). Советую все таки возвращать деньги, т.к ждать нужно будет 10 дней, а не 20 и никто не мешает в этот же день купить новое устройство. Заявление составляете в 2 экземплярах или делаете копию и на вашем экземпляре ставит роспись сотрудник магазина, который его принимает, также указывая число. Все, с этого момента пошел отсчет – либо 10 дней если вы просите вернуть деньги, либо 20, если хотите заменить товар. Если заявление не написать в этот день сразу, потом не докажете, что вы приходили с проблемой и все сроки магазин намеренно затянет. В случае любых проблем сразу зовите управляющего! Если происходит совсем большая наглость и письменное заявление не принимают, то при них звоните на горячую линию магазина и жалуемся на такое хамское отношение, обрисовывая в красках всю ситуацию и называете фамилии сотрудников. Если и после этого не приняли, то отправляете заявление заказным письмом, а также по электронной почте (всегда указана на сайте магазина).
3. Ждете ответа от магазина. Если в назначенный день его не получаете, то едете в магазин или звоните, требуете удовлетворить ваше требование немедленно, т.к срок по Закону о защите прав потребителей вышел. Ссылаясь на статью 23 п.1 ЗоЗПП напоминаете, что с сегодняшнего дня им за каждый день просрочки будет начисляться неустойка в размере 1% от стоимости товара.
4. Дожидаемся окончательного удовлетворения требований. В случае возврата денег, если товар успел подорожать, обязательно требуете возврат той суммы, за которую он сейчас продается, ссылаясь на статью 24 п.4 ЗоЗПП. Если превысили срок, скажем на 5 дней, то, скорее всего придется писать новое заявление на выплату неустойки, которое они также будут еще рассматривать. Но, вам уже торопиться не нужно, главное, что вы уже получили необходимое – либо деньги, либо обменяли товар.
5. Профит!
Главное внимательно изучить статьи 18-25 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) "О защите прав потребителей" и не поддаваться ни на какие провокации в духе «Сами несите в сервисный центр» и «Не пишите письменных заявлений!» Заявление обязательно пишете сразу – это ваша гарантия, чтобы отсчет времени пошел с момента обращения и товар оставляем непосредственно в магазине, т.к это их головная боль теперь.
Вроде постарался изложить все как можно доступнее. Если что-то пропустил, просьба сильно не пинать. Всем удачи и хороших покупок! =)
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.
2 комментария
Виктор, огромное спасибо, жму руку! смогла вернуть детскую куртку (хоть не совсем в тему), т.к. продавец после моего упоминания указанных Вами статей ЗоЗПП контраргументов привести не смог и со злостью швырнул деньги обратно..
Деньги можно вернуть, если нормальный продавец. Мне в магазине отказались проверить исправность товара. Сама я побоялась проверять, чтобы потом не обвинили меня. Я подала претензию магазину. Результат - ноль. Я сделала экспертизу товара за деньги. Наняла юриста. Прошло несколько месяцев. Судья сказала мне отдать товар в магазин. Я отказалась, потому что не знала чем закончится дело. Неустойка была уже равна стоимости товара 19 000 рублей. Судья снизила до 1500 рублей, моральный до 500 рублей. Услуги адвоката, экспертизы оплатил магазин полностью. Пришла в магазин за деньгами (позвонил магазин). А они стали придумывать причины, чтобы не отдать деньги. Я сказала сотруднику, чтобы обратился к своему юристу, так как со следующего дня магазин должен будет платить 7 % от стоимости за каждый день судебным приставам. Только после этого, они меня догнали и вернули деньги.