Новости города Ростова-на-Дону и юга России
Есть мнение Заказачивание

Заказачивание

214603Губернатор Кубани Вениамин Кондратьев в начале августа объявил о том, с 1 сентября во всех общеобразовательных учреждениях края будут введены специализированные казачьи классы. «Казачат нужно воспитывать не акциями и парадами, а системно. Они должны как минимум с 7 лет понимать, что они казаки, образование должно быть казачьим», — заявил глава региона.

Эксперименты с внедрением профильных казачьих классов на Кубани проводятся уже давно. Так, например, в Анапе первый казачий класс появился ещё в конце 90-х годов. В Краснодаре же класс подобного профиля впервые организовали в 2005-м. Пионером оказачивания стала гимназия № 3. С тех пор, по словам атамана Кубанского казачьего войска Николая Долуды, на территории Кубани появились более 1700 классов казачьего профиля. В них обучаются около 40 тысяч детей.

Эта цифра почти в восемь раз превышает количество людей в крае, назвавших себя казаками во время переписи населения в 2010 году (казаками себя считают 5261 человек, что составляет примерно 0,1% от численности региона).

Также в регионе действуют шесть кадетских казачьих корпусов. Напомним, что ранее атаман Долуда заявил, что необходимо довести численность казачества в крае до 1 миллиона человек.
Специально для «Югополиса» Денис Куренов решил разобраться в текущих реалиях и возможных проблемах, которые сулит губернаторская инициатива. Для этого он на условиях анонимности поговорил с выпускником казачьего класса, с мамой ученика школы, в которой ещё нет подобных классов, и с учителем школы, где классы казачьего профиля существуют уже не первый год. Также своим мнением поделился известный историк Виталий Бондарь.

Анонимно
Мама ученика школы, в которой ещё нет казачьих классов:

«Идея губернатора Кондратьева утопична. Давайте хотя бы рассмотрим техническую сторону вопроса. Мы по умолчанию предполагаем, что казачьи классы появятся с самого начала школьного обучения. По существующему порядку, набор в 1 класс начинается 1 февраля. Поскольку в Краснодаре не хватает школ — это всем известная проблема — то на поступление выстраиваются очереди. В результате уже в мае практически всегда сформированы первые классы. Им присвоены буквы, вывешиваются списки учеников. К началу лета родители уже знают, что их ребенок идёт в определенный класс.

Каким образом сейчас, в августе, будут создаваться казачьи классы — мне не понятно. Ведь подразумевается, что всё это добровольное дело. Если бы Кондратьев объявил о своей инициативе в январе, то это было бы логично. А сейчас получается, что какой-то первый класс будут делать казачьим, не спросив мнение родителей, так что ли?

Ещё существует проблема кадрового дефицита. В школе, где учится мой ребёнок, в этом году набрали шесть первых классов. Для одного из них до сих пор не нашли учителя. А ведь для казачьих классов нужны дополнительные специалисты с профильными знаниями. Но где брать эти кадры? Школы и так не справляются с нагрузками. Мы ставим в ущерб качество образования ради того, чтобы учить детей любить Родину. Это популизм.

Я уверена, что казачьи классы станут такой же профанацией, как и учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики». В конце 3 класса я была на родительском собрании, где всем раздали анкеты с выбором модуля этого предмета. Всего там было шесть модулей «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Большинство родителей выбрали модуль «Основы мировых религиозных культур», но учительница нам объяснила, что преподавателей для этого модуля нет. Все учителя начальной школы проходят курсы, которые позволяют им преподавать только «Основы православной культуры». Т.е. получается выбор без выбора.

Но и с самим этим модулем была полная чехарда. На весь класс не хватило учебников, было проведено всего несколько уроков. На одном из них моему ребенку дали домашнее задание – рассказать историю, связанную с чудом и молитвой. Спрашивается, причём здесь образовательный процесс? Уверена, что такое же идеологическое вмешательство в процесс обучения будет и в случае с повсеместным внедрением казачьих классов».

214588Анонимно
Выпускник казачьего класса:

«Я стал учиться в казачьем классе с 2008 года, после того, как закончил 6 класс. Перед началом нового учебного года родителям объявили, что теперь у нас будет казачий профиль. Из трёх классов нашей параллели казачьими стали два. Это была инициатива классных руководителей — муж одной из них состоял в Кубанском казачьем войске.

Хоть наш класс получил казачий профиль и не добровольно, родители особо не протестовали. Сразу было оговорено, что учебный процесс от этого никак не изменится, просто разнообразится внеклассный досуг. К тому же нам сшили специальную казачью форму.

В начале сентября было торжественное мероприятие. Пришли несколько казаков, говорили напутственные речи. Какого-то специального обряда посвящения в казаки не было. В принципе, на этом казачья сторона нашего образования и закончилась.

Нам не добавили ни специальных уроков, ни классных часов. Мы просто стали чаще ходить в походы и музеи. Для нас, подростков, это всё было, конечно, очень интересно. Каких-то казачьих элементов в таком досуге практически не было. Нам даже про историю казачества никто не рассказывал.

Сшитую для нас казачью форму мы надевали всего несколько раз. Случалось это на крупные государственные праздники – наверное, тем самым мы радовали глаз представителям власти.

Ещё одним нововведением были казачьи спартакиады. В них участвовали казачьи классы со всего города. По-моему, в те годы было всего четыре таких школы. Подобные мероприятия проходили несколько раз в год.

Казачья история закончилась сразу после 9 класса. Классные руководительницы, которые были инициатором введения нового профиля, вышли на пенсию, а мы снова стали обычным классом.

Какой во всём этом был смысл? Мне трудно об этом судить. Ничего плохого о своем опыте обучения в казачьем классе я сказать не могу. И походы, и посещения музея, и спартакиада большинству моих одноклассников нравились. Но, конечно, нельзя не задаться вопросом: а причём здесь, собственно, казачество?

>

Никакого казачьего воспитания нам не давали, всё ограничилось только сшитой формой и парадами на государственные праздники.

Помню, что руководство нашей школы очень гордилось наличием казачьих классов. Но, как я уже говорил, никакой реальной работы по знакомству школьников с казачьим наследием не велось. И, естественно, никакими казаками никто из моих одноклассников не стал. Для всех нас эти парады были просто какой-то костюмированной вечеринкой».

Анонимно
Учитель школы, где есть казачьи классы:

«Для меня заявление губернатора стало неожиданностью. Конечно, нельзя сказать, что это гром среди ясного неба — всё-таки казачьи классы стали появляться на Кубани достаточно давно, и с каждым годом их количество возрастало. Но даже для меня — человека, работающего в системе школьного образования, понятие «казачий класс» до сих пор является туманным.

В школе, где я работаю, казачьи классы появились ещё до того, как я стал там преподавать. И я с уверенностью могу сказать, что никаким воспитанием казаков в этих классах не занимаются. Существенной разницы между казачьим и обычным классом попросту нет. Да, к казачьему классу прикрепляются наставники из Кубанского казачьего войска, иногда проводятся специальные мероприятия с казачьим уклоном, акцент на истории Кубани более выражен, чем в других классах. Но школьники, которые учатся в этих классах, казаками себя явно не чувствуют. Для них это просто элемент развлечения, да и то не всегда.

Если говорить об отношении родителей к казачьим классам, то оно разное. Но я уверен, что в тех школах, где в этом году будут экстренно вводиться казачьи классы, директора столкнутся с большим родительским негодованием.

Основная проблема казачьих классов в том, что специализированный образовательный процесс существует только на бумаге, да и то чаще всего в виде лозунгов. В реальность всё это никак не претворяется. Как из-за того, что это дополнительная нагрузка, так и из-за отсутствия четких методик. Можно много говорить о том, что мы будем воспитывать казаков, научим детей любить Родину, но без конкретных программ и понимания того, как их можно реализовать, ничего не будет. Со стороны казачества я внятных инициатив не вижу. Да и к тому же большинство классных руководителей просто не готовы доверять им воспитательную работу со школьниками.

По своему опыту могу сказать только об одном существенном плюсе в существовании казачьих классов. В небольших населенных пунктах при помощи казачества в школах ведётся воспитательная работа с подростками из группы риска. Сотрудничество сельских школ с казачеством — это несомненное благо, которое решает многие проблемы. Всё же там меньше формальностей, все друг друга знают, и работа казачества может иметь понятное практически применение.

Если исключить этот положительный аспект, то решение Кондратьева видится мне следствием политической конъюнктуры, где в тренде патриотизм, консервативные ценности и прочие духовные скрепы. Только для кубанских школ, в которых и так хватает проблем, это станет дополнительной головной болью. Нужен ли такой патриотизм для галочки? Думаю, ответ очевиден. А те родители, которые хотят, чтобы их ребёнок был казаком, могут отдать его в кадетский казачий корпус».

Виталий Бондарь
Историк:

«Я далёк от системы образования. Понимания того, как сейчас она функционирует, у меня нет. Так что об этом вопросе мне судить достаточно сложно. Я бы хотел понять, чем отличается казачий класс от обычного? Его выпускники будут получать специальный казачий аттестат? Как это всё вообще происходит? И давайте задумаемся, что такое казачество. Позиция Кубанского казачьего войска такова, что казачество — это отдельный народ. Но если это отдельный народ, то как его можно создать при помощи казачьих классов? И как можно делать классы с направленностью на один народ?

У нас в крае есть районы исторического проживания казаков и потомков — это северная и северо-западная часть края, часть среднего течения реки Кубань и Закубанье. А вот Новороссийск, Геленджик, Туапсе — это всё уже не казачьи территории. И мне не совсем понятно, какие традиции хотят там восстанавливать при помощи создания казачьих обществ и этой истории с казачьими классами. Если в Кубанской области в 1910 году казачество составляло 41 процент населения, то в Черноморской губернии количество казаков было никак не выше 10 процентов.

Если казачество — это отдельный народ, то как его можно создать при помощи казачьих классов?

К тому же стоит обратить внимание и на то, сколько человек в крае сейчас считают себя казаками. Ведь метод самоидентификации – это единственное, с чем мы можем иметь дело. Установить генетическую преемственность — это невыполнимая задача. Нужны серьёзные генеалогические исследования, которые к тому же могут дать результат, неудобный для власти и общества. Давайте возьмём данные последней переписи населения (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в Краснодарском крае казаками себя назвали 5261 человек, прим. — Д.К.) и умножим её в несколько раз, чтобы посчитать ещё и детей казаков. Мы получим весьма малую долю от численности всего населения края. И, конечно, внедрение казачьих классов в связи с этим видится абсолютно искусственным.

Другое дело, что подобное искусственное восстановление традиции всё же возможно. Здесь можно вспомнить историю с чешским языком, который одно время был чуть ли не полностью утерян. Или, если брать пример, более близкий нам, — история с количеством практикующих мусульман и молельных домов в Адыгее. В дореволюционные времена молельных домов там практически не было, большинство мусульман не практиковали конфессиональные обряды. А в наше время ислам занимает огромное место в духовной жизни западных адыгов, в том числе и молодых. Так что возрождение казачьей культуры, пусть и искусственное — это вполне реальная перспектива.

Но, конечно, двух с половиной миллионов казаков на Кубани, о которых мечтает атаман Долуда, не будет — такое возможно только лишь при помощи клонирования. Это слишком фантастическая цифра.

Но как мы будем приобщать детей к казачьей культуре? Если мы ставим задачу сделать специальное казачье образование, то необходимо обращаться к программе обучения в казачьих дореволюционных училищах. У нас в Екатеринодаре сначала была войсковая гимназия, затем Кубанское Александровское реальное училище. Там обучались лица казачьего сословия и дети закубанских горцев. По окончании училища они получали погоны казачьих офицеров. И нельзя забывать, что в те годы Кубанское казачье войско было мощным административно-хозяйственной институтом Российской империи. Сейчас же оно – общественная организация, наделенная некоторыми государственными полномочиями, и явно не может себе позволить создание специальных учебных заведений.

Несмотря на то, что в конце ХIХ века Екатеринодар из казачьего города превратился в купеческо-мещанский, власть в городе оставалась всё же преимущественно казачьей. Здесь был штаб Кубанского казачьего войска, проводились войсковые смотры, начальник области был одновременно наказным атаманом. Сейчас же власть у нас гражданская. Установить прямую генетическую связь между современной и той властью невозможно. Если нынешний чиновник провозглашает себя казаком, то это всё же отличается от реалий прошлого. Тогда казаки несли государственную службу, у них были казачьи повинности. В таком варианте исторический смысл казачества был утрачен в первое десятилетие после окончания Кавказской войны. Закончилось противостояние горцев и казаков, Кубань перестала быть пограничной рекой. Существование казачества как большой группы населения, осваивающей пограничные территории, потеряло смысл. Казачьи войска с того времени использовались так же, как регулярная армия.

В чём смысл современного казачества? Сложный вопрос. Будь моя воля, я бы сделал его культурно-историческим движением, без того, чтобы имело место его наделение какими-либо административно-хозяйственными функциями. В условиях смешанного населения нашего края это выглядит слишком искусственно.

Да, на Кубани есть небольшие традиционные казачьи поселения. Там можно с уверенностью говорить о преемственности поколений, мол, что там живут настоящие потомки казаков. На уровне самоуправления хутора или небольшой станицы — примерно до 10 тысяч человек — восстановление административно-хозяйственной значимости казачества в варианте атаманского правления, казачьего самоуправления ещё возможно. Но если мы берём более крупный населенный пункт, то подобное административное функционирование кажется мне уже нереальным».

 Денис Куренов, "Югополис"


____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

Один комментарий

  • Геннадий Николаевич:

    Составители диаграммы "Национальный состав населения в Краснодарском крае" посчитали "казаков" - национальностью. Это заставляет задуматься об ИХ образовательном уровне! Не пора ли заканчивать игру с подобными новациями в ШКОЛЕ. Не успели несколько затихнуть споры вокруг вмешательства Церкви в образовательный процесс, так на вот тебе - теперь казачество начинает раскачивать лодку. Как говаривал небезызвестный Черномырдин, если у тебя что-то чешется, чеши в другом месте! Школа призвана давать детям знания и основы СВЕТСКОЙ этики. Всё остальное - от лукавого, ибо благими намерениями, как известно, вымощена дорога в ад! А то попов успокоили, так ряженые стали претендовать на какое-то особое внимание. Ребенок же сказал в своем интервью (см. выше), что ничего особо казачьего в этой затее нет. Одна бутафория!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий» Вы соглашаетесь с Правилами.
Если не работают лайки-дизлайки, читайте здесь

Материалы с лучшими фото

Счетчики, соцсети (подписчики)

  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru