Всё о школе

Новости города Ростова-на-Дону и юга России
Есть мнение В Ростовской области выступили против изменения русла реки Дон

Жители Багаевского района на общественных слушаниях выступили против строительства гидроузла на Дону в районе хутора Арпачин. Этот крупнейший инфраструктурный объект должен скорректировать русло четвертой по величине реки Европы. Точнее, по проекту, к 2020 году гидроузел повысит уровень воды в Дону на два с лишним метра, расширит его в некоторых местах и замедлит течение. Тогда река свободно сможет пропускать крупнотоннажные корабли с экспортными грузами (в основном продуктами переработки нефти). Но местные жители и многие эксперты считают, что гипотетический экономический эффект несопоставим с тем уроном, который будет нанесен Дону и его акватории. По их словам, прямой имущественный ущерб людям и бизнесу исчисляется сотнями миллионов рублей. А косвенный ущерб просто не поддается подсчету.

Общественные слушания прошли в нескольких районах, которые так или иначе затронет изменение русла.

Как выяснилось, почти везде люди настроены негативно. По проекту, строители должны построить судоходный шлюз, рыбопропускные сооружения, плотины и инженерные конструкции, предохраняющих земли от затопления. По словам некоторых специалистов, дамба позволит регулировать уровень воды. А значит, обеспечит безопасность судоходства на Дону и даже решит ряд проблем с водопользованием, доставшихся региону еще от советского прошлого. В 2016 году проект уже вроде бы получил одобрение федеральных органов, но после резкой критики местных жителей и ученых эксперты Открытого Правительства РФ рекомендовали доработать его с учетом замечаний. Но и этот вариант, как оказалось, совсем не устраивает дончан.

Правда про бычка

Как уже писала "РГ", берега Дона, которые будут подтоплены, окружены живописным лесом. По подсчетам местных экологов, это примерно 15 миллионов деревьев. Чтобы их выкорчевать, потребуется около 45 миллиардов рублей. А если не трогать, только по берегам после разлива Дона будут стоять миллионы сухих погибших деревьев. Здесь хотят создать курортный регион. Но представьте себе эти пейзажи: берега заросли камышом, зацвели сине-зеленые водоросли, большую часть года над рекой стоит неприятный запах... Конечно, гидростроители говорят о компенсации за погубленные леса. Но в каком объеме они будут выплачены, кому и, главное, как это изменит экологическую ситуацию, жители не знают.

- Гидроузел поломает всю экосистему Дона, уничтожив несколько уникальных видов растений и животных-эндемиков. Как показывают археологические исследования, Дон кормил рыбой и черной икрой проживающих на его берегах людей не менее семи тысяч лет, - говорит Сергей, один из местных активистов. - Нам рассказывают, что рыбоходно-нерестовый канал станет огромным нерестилищем для рыб, но люди, незаинтересованные и компетентные, считают, что, наоборот, вся рыба за несколько лет вымрет. Как это случилось, например, с осетровыми на Волге после строительства каскада плотин в 1950-х годах.

- Строительство гидроузла приведет к уничтожению донской сельди и азовского бычка, причем весьма быстро, - подтверждает замглавы Азовского НИИ рыбного хозяйства Владимир Белоусов. - Неизбежно снизится скорость течения, и тогда икра сельди, чехони и некоторых других видов рыб не сможет держаться на плаву. Она осядет на дно и погибнет. Чтобы из икры родилась рыба, надо иметь подходящее течение длиной как минимум 120-150 километров, а никак ни несколько километров в запланированном рыбоходно-нерестовом канале.

Дамба Пандоры

Как ранее утверждали местные чиновники, в зону подтопления попадает лишь "незначительная часть самовозведенных строений, собственником которых будет предусмотрена компенсация". Но в реальности проблема куда шире и глубже, уверяют местные.

Проект гидроузла был подготовлен и утвержден в считанные месяцы. При этом никто не задумался, как повлияет подъем воды на деятельность местных сельхозпредприятий, говорит руководитель ООО "Маныч-Агро" Анатолий Радко, и обращается к проектировщикам:

- Когда вы начинаете прилюдно анализировать проект, тут же выявляются грубейшие просчеты. Вы вообще понимаете цену этих ошибок?

- Как строительство гидроузла скажется на состоянии нижнеманычской оросительной системы? Сколько люди и компании потеряют денег? - продолжает задавать вопросы авторам проекта Анатолий Радко. - У меня годовой контракт на подачу воды на предприятие порядка 37 миллионов. Вы же предлагаете еще откачкой воды заниматься. Я буду платить в пять раз больше. И кто все это будет финансировать?

И таких предприятий, которым компенсации "не положены", вдоль нижнего Дона еще очень и очень много. Мы едем в одно из самых известных винодельческих хозяйств Ростовской области. Местный предприниматель Юрий Малик еще несколько лет назад подобрал здесь идеальную площадку для виноградника и стал заниматься восстановлением исконных донских сортов. Кусты начали плодоносить совсем недавно. Но само вино, гордость Ростовской области, уже удостоено многих престижных российских и международных наград.

- Мои виноградники, по идее, в зону подтопления не попадут. Но проблема в том, что с изменением разлива реки скорректируется терруар - уникальный микроклимат, сочетание почвы, состава воздуха, влажности и многих других показателей. Будут утеряны преимущества, ради которых я много лет искал именно такой участок, - разводит руками винодел. - Сейчас мы ждем экспертов из французского Бордо, с которыми будем совместно решать проблему. Но, боюсь, наука здесь уже бессильна. Огромные вложения и много лет упорного труда пропадут даром. Компенсации, конечно, никто платить не намерен.

Специалисты говорят, что разлив реки изменит структуру подземных вод. А значит, "подтопленными снизу" окажутся целые поселки. Некоторым хуторам, видимо, придется забыть про погреба. Историки уверяют, что не были произведены все необходимые научные изыскания, и древнейшие археологические объекты на территории арпачинских островов будут стерты с лица Земли.

Просто добавь воды

Как ранее пояснял руководитель ФБУ "Азово-Донская бассейновая администрация" Сергей Гайдаев, целью строительства гидроузла является обеспечение безопасности судоходства на Нижнем Дону и "создание эффективной современной транспортной инфраструктуры". В качестве главного аргумента в пользу строительства он называет "возможность роста грузовой базы".

За этими словами, говорят жители, скрывается одно - желание угодить нефтяным магнатам, которые перевозят танкерами нефть и продукты ее переработки в порты. Обмеление Дона приводит к тому, что корабли идут недозагруженными, а значит - бизнесмены теряют часть потенциальной прибыли.

- Нам говорят о том, что к 2020 году грузооборот на реке Дон вырастет до 18-19 миллионов тонн. Сейчас, мол, по Дону можно перевезти не более 12 миллионов тонн грузов, так что нужно увеличивать пропускную способность. Но никто нам так и не сказал, откуда такие расчеты? Цены на нефть падают, и, скорее всего, в будущем эта тенденция сохранится. И вот ради того, чтобы кто-то мог заработать себе сверхприбыль, так сказать, напоследок, мы должны им отдать свои исконные земли, подвинуться, уехать? - задал риторический вопрос один из местных жителей.

Люди по-прежнему уверены, что строительство не только не приведет к наполняемости Дона водой, но и снизит ее общий уровень, поскольку из-за разлива реки серьезно увеличится поверхность водной глади с ее естественным испарением. Многие говорят, что готовы даже согласиться с проектом, но только если увидят реальные обоснования и расчеты. На каком основании огромная специализированная техника будет ездить по дорогам общего пользования? Где гарантия, что произойдет оздоровление сохнущего Цимлянского водохранилища? Кто конкретно несет ответственность за негативные последствия для населения? В конце концов, проблему обмеления Дона нужно решать системными мероприятиями, чисткой русла, а не переливом из пустого в порожнее.

Когда верстался номер

В редакцию "РГ" пришло коллективное письмо от участников слушаний. Мы решили опубликовать его (с некоторыми сокращениями):

Гидроузел хотят построить между станицей Манычской и хутором Арпачин, в любимом месте отдыха многих жителей Юга России. Но в наибольшей степени ощутят на себе негативные последствия строительства и эксплуатации этого сооружения местные. Причем проблемы куда серьезнее утраты пляжей. Еще на этапе проектирования жители столкнулись с многочисленными нарушениями природоохранного законодательства со стороны изыскателей. По нашим жалобам было возбуждено несколько административных дел. На проектировщиков наложены штрафы. На прошедших слушаниях также публично отметили многочисленные недоработки, грубые ошибки, упущения и так далее. Услышав реальные оценки будущего ущерба от проектируемого гидроузла, все собравшиеся единогласно проголосовали против строительства.

А что же областное правительство, обязанное отстаивать интересы собственных жителей и природы Дона? Может, оно потребовало от проектировщиков в обязательном порядке устранить все недостатки и учесть пожелания жителей? Нет, оно отреагировало по-другому: планирует послать подмогу главе администрации Багаевского района, который, по мнению чиновников, "один с Манычем и Арпачином не справится". Рекомендует "принять дополнительные меры" в отношении жителей. Объясните, это о каких мерах идет речь? Мы не намерены устраивать никаких ярких митингов и демонстраций, а просто надеемся на российское законодательство, как минимум в части наших прав на благоприятную окружающую среду. Ровно этого мы требуем от местной власти, от проектировщиков и будущих строителей гидроузла.

Александр Гавриленко, «Российская газета»


____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

Комментарии

  • (7)(0)

    Да! Надо всем поддержать жителей Багаевки! Чтобы Дон вновь стал полноводным, надо регулярно чистить русло, в т.ч. притоков Дона, маленьких речушек, Цымлянского моря Следить за чистотой берегов и примерно наказывать нерадивых.
    А очень похоже что опять кто-то хочет погреть руки на "распилах" бюджетных денег!

  • (3)(1)

    Правильно протестуют. Дон уже вообще обмелел. Скоро суда в низовье уже не смогут ходить, рыба и раки практически исчезли.. Ладно суда, хотя зачем тогда канал Волго-Дон, скоро в Азове и в Ростове проблема с питьевой водой может настать.. Ещё и гадят в реку..

  • (3)(2)

    Судоходство они "обеспечат".. Уже 30 лет русло в низовьях Дона не чистили, всё заилилось, берега заболочены, камышом заросли.. Конечно, построив плотину в одном месте проще всего денег попилить, чем заниматься длительной кропотливой и дорогостоящей работой по расчистке русла.. Предлагали же забугорные фирмы бесплатно вычистить.. Ан нет. Вдруг чего в иле найдут исторического.. У нас в Ростовской области самые мешающие быстрым работам - это археологи. Я понимаю, нужно сохранять наследие и артефакты, но не доводить всё до маразма..

  • (6)(0)

    Дон нужно углублять а не дамбы строить. раньше песок на строительство добывали в дону, тем самым углубляя его. Теперь куча карьеров, которые изменяют экосистему дона.

  • (6)(0)

    Живу на берегу "Цимлянского моря". Вода цветет , начиная с весны. Запах от воды-не передать. Даже Роспотребнадзор уже признал, что качество воды не соответствует нормам. Правильно люди пишут, что в советское время чистились русла рек, А сейчас только озабочены власть предержащие с олигархами , как бы побольше нефти да зерна за границу отправить.

  • (1)(0)

    Надо спасать Дон от судовладельцев. Их многомерные суда не могут возить нефть, зерно и т.д. А на экологию им наплевать, а нам здесь жить! Это наша среда обитания и мы должны делать её для себя комфортной. Мы не должны покоряться денежным мешкам. Если мы едины - мы непобедимы!

  • (1)(0)

    Проект заказной и рассчитан под конкретную кампанию. Надо поинтересоваться - сколько уже проплатили нужным людям, чтобы проталкивать этот проект.
    Ведь последнему дураку ясно, что не гидроузел надо строить в угоду нефтяным компаниям, а выделить деньги на расчистку русла реки, укрепление берегов, разведению промысловых рыб.

  • (0)(0)

    Последние два года я в мае поймал примерно по стопятьдесят донских селёдок , в 2015 и 2014 годах соответственно за три часа, с шести до девяти утра ловил стотридцать штук сельди.причина не известна. А по теме гидроузла- сколько можно удовлетворять хотелки "Абрамовичей" ? Все равно все,что им достаётся в России, они увезут за границу, вот только нам -то что от этого. Весной , во время нереста их баржи уничтожают винтами все в Дону, а для нас,рыболовов -любителей "куча" запретов -нерестится Рыба однако, поэтому Апрель-Май запрет для всех судов. Цимлянское море летом превращается в болото. Богаевский гидроузел превратит и Дон в болото, а судовладельцы прикупят за бугром ещё одну команду "Челси". Нам -то когда радоваться.?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *