С Новым годом!

Новости города Ростова-на-Дону и юга России

vesМужчины, как известно, детьми детально занимаются нечасто, оставляя мелкую, рутинную работу мамам. Ну, рыбалка – это пожалуйста. Продырявить стену – подай, сынок, молоток и дюбель. Поехать на отдых – на, порули чуть-чуть. В общем, мужское такое воспитание. А мама – сырнички с утра, портфель собрать, сменку взял или нет, заткни ноздрю, подыши – не заложен? Температуры нет? Что-то ты сегодня бледный! Назад иди по светофору! Застегнись, а то там ветер! Кепку надень! Не бегай на перемене! Если вспотеешь, сразу на улицу не выходи!.. В общем, мама есть мама, но без папы вроде тоже не то.

Есть анекдот про то, как Дарья Донцова хотела расписать новую ручку, а закончилось всё новым двухтомным романом. Так и у меня: один раз собрал сына в школу – и вот повод для статьи. И даже не сам процесс сбора, а школьный рюкзак. Мы попихали вдвоём туда книжки, а поднять-то трудно! Я взвесил: 7 килограммов 860 граммов! Плюс сменка. Плюс форма на физкультуру. В общем, жуть!

Мой сын весит 40 килограммов. А то, что ему надо донести до школы и обратно, в общей сложности весит 10 и даже больше килограммов, или более 25 процентов его собственного веса. Не многовато ли? Ведь известно: чтобы у детей не было проблем с осанкой и здоровьем, их нельзя перегружать.

Медики говорят, что без ущерба для здоровья первоклашки способны донести до школы ранец весом не более двух килограммов. В 11-13 лет безопасным считается вес в три килограмма. Максимальный вес портфеля для старшеклассников – 5,5 кг. Но старшеклассники как раз самые большие лентяи – их портфели на поверку оказались самыми легкими.

И всё-таки есть ли какие-то чётко регламентированные нормы по весу школьного ранца? В ответе по данному вопросу нам поможет СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (приложение 1). В Единых санитарно-эпидемиологических требованиях к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору, отмечено, что вес ранца без учебников для учащихся 1-4 классов должен быть не более 700 граммов.

Но это сам ранец (об этом позже), а сколько он может весить вместе с содержимым? Для ответа на данный вопрос обратимся к документам «Охраны труда подростков», где в приложении №2, в таблице нормы переноски тяжестей, указано, что для подростков 14-15-лет возможно носить до 2 кг, для 16-17-лет – до 3 кг. Это кажется даже смешным теперь.

В то же время ортопедические нормы ограничивают вес школьного рюкзака от 10 до 15 % от веса школьника. Т.е. если школьник весит 30 кг, то вес ранца с учебниками и сменной обувью не может превышать 4,5 килограммов.

В 2010 были утверждены новые требования к весу учебников и письменных принадлежностей (п.10.32). Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1-2-х классов – более 1,5 кг, 3-4-х классов – более 2 кг, 5-6-х – более 2,5 кг, 7-8-х – более 3,5 кг, 9-11-х – более 4 кг.

В действительности же дети носят тяжестей вдвое больше. 

К примеру, возьмем обычный шестой класс, где комплект учебников состоит из 12 книг. Получается, что в среднем портфель шестиклассника весит шесть-семь килограммов, что составляет более 20% от веса среднестатистического школьника.

Согласно «Санитарным правилам и нормативам» (СанПиН 2.4.7.1166-02 2.4.7, раздел «Гигиена детей и подростков») гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования определяют вес учебника, который не должен быть более:

  • 300 г для 1 - 4 классов;
  • 400 г для 5 - 6 классов;
  • 500 г для 7 - 9 классов;
  • 600 г для 10 - 11 классов.

Допускается увеличение веса учебника до 10%. Конечно, из всего того, чем набит портфель школьника, хуже всего обстоят дела именно с увесистыми учебниками. Такие учебники, как «Литература», не дотягивают до килограмма всего граммов 200. Теперь понятно, почему уже за первые три года школьной жизни осанка нарушается у половины детей.

Нужно ещё знать, что содержимое школьного ранца влияет не только на осанку и позвоночник, но и на зрение. По статистике, за 5 лет учебы зрение падает у трети всех школьников.

Есть ли выход? Конечно, можно на школьном собрании выступить, обязать администрацию школы следовать нормам. Многие директора школ обычно идут навстречу:  составляют расписание, чтобы «тяжелые» предметы разнести по дням недели, находят место в школе для хранения вещей школьника и т.п. Но много зависит и от самих родителей.

Прежде всего стоит провести инвентаризацию содержимого рюкзака своего ребенка, чтобы в нем не было лишних вещей или учебников, которые не требуются на уроках. Есть дети, в которых школа не проникает, и, если не заглядывать в их ранцы и рюкзаки, они целую неделю будут носить один и тот же комплект учебников и тетрадей или каждый день будут докладывать новые, не убирая ненужных.

Очень внимательно нужно посмотреть, не завалялись ли в углах ранца кукла с мебелью, или металлическая машинка, или планшетный компьютер, или куча необходимых по зарез гаек, болтов и других деталей, вплоть до деталей космического корабля.

Вполне возможно, что в рюкзаке остаётся бутылка недопитой воды, а туда кладёте ещё и новую.

Можно перейти от увесистого комплекта бумажных учебников на одну электронную книгу, в которую загружено содержимое всех учебников. В Москве, говорят, это собираются ввести. Да, проблема с весом решится, но, вероятней всего, появятся проблемы со зрением.

Проводился опрос среди столичных учителей по поводу введения такого рода электронных учебников. Результатом стала высокая оценка у 95% педагогов, которые заявили о необходимости использования таких изданий и полностью поддержали проект. Только 5% учителей не нашли преимуществ и не оценили идею перехода с бумажных на электронные издания.

Масса экспериментального электронного учебника не превышает 200-500 граммов. Но самое главное, что это одно устройство с материалами по всем предметам. Разумеется, подавляющее большинство отдаст предпочтение именно такому новшеству, которое предлагает сплошные плюсы.

Правда, стоимость одной электронной книги (учебника) пока  находится в диапазоне 1,5-2 тысячи рублей, но для многих родителей здоровье ребенка всё-таки главнее. Другое дело, что не у всех родителей есть такая возможность – приобрести устройство для чтения электронных книг и ещё, например, десяток изданий по полторы-две тысячи каждое. А если в классе такие учебники не у всех, смысла в таком нововведении нет.

Пока же дети договариваются с соседом по парте о том, кто какие будет приносить учебники.

Также можно и даже нужно применять ортопедические ранцы. Кроме ортопедических рюкзаков можно приобрести портфель на колесиках, но, как показывает практика, его сложно эксплуатировать в зимний период.

Самое главное правило – нельзя выбирать самый легкий рюкзак для того, чтобы ребенок носил тяжелые вещи.

Для примера. Туристический рюкзак весит 3-5 кг, но носить в нем можно до 40 кг. Обычный рюкзак весит 1 кг, но удобно в нем носить до 10 кг. При выборе ранца или рюкзака есть много дополнительных критериев, которые могут повлиять на ваш выбор.

1. Вес, который вы будете носить. Если вы будете носить все учебники с собой, стоит обращать внимание на наличие ортопедической (полезной), анатомической (удобной) спинки. Вес таких ранцев, как правило, выше 1200 гр. (HAMA, Schneiders, Garfield, Herlitz, MIKE&MAR).  

Если часть учебников остаются в школе, можно уже смотреть на более легкие и недорогие рюкзачки (Disney, Garfield, MIKE&MAR), так как вес, который будет носить ребенок небольшой, тогда и наличие ортопедии детский организм не будет замечать, но будет замечать вес ранца. Т.е. чем выше вес у ранца, тем больше у него приспособлений для ношения тяжелых вещей (ортопедия, ремешки и т.д.).

2. Рост ребенка. Если рост ребенка до 120 см., стоит присматриваться к ранцам более горизонтального вида (Lycsac) или компактные модели (Garfield 1074, MIKE&MAR, Disney). Рост от 120 до 130 см – весь спектр представленных моделей. От 130 см – присматривайтесь к вертикальным моделям (Schneiders, TOPGAL, HAMA). Чем выше рост, чем более объемным (по вертикали) должен быть ранец-рюкзак, смотреться будет лучше.

3. Спинка. Ортопедическая спинка – спинка, которая участвует в формировании осанки ребенка, т.е. не всегда удобна (правда жизни), не всегда очень активно участвует, но помогает избежать негативных последствий, суровых будней школьника.

Эргономическая – спинка, максимально комфортная, в большинстве моделей эти два понятия совмещены. EVA спинка – к спине никакого отношения не имеет, это поролонированный легкий материал, не поролон, но держит спину, и из-за этого небольшой вес у рюкзака.

4. Материал. Все производители понимают, насколько материал, из которых производятся ранцы, будет агрессивно эксплуатироваться детьми, и в большинстве случаев используют материал, который не впитывает влагу. И поэтому стирать ранец можно, но не нужно. Все ранцы хорошо отмываются губкой с мыльной пеной (после смыть душем), кроме LYCsac, у них основа из плотного картона.

5. Лямки. Тонких лямок производители не делают. Бывают поролонированные лямки, обычные и растягивающиеся. Обычные лямки – нейтральные, широкие, из плотного материала. Толстые лямки из поролона с сеточкой. Удобно носить большой вес, но снимать/надевать неудобно, материал цепляется за одежду. Растягивающиеся – довольно удобно, еще удобнее снимать/надевать, но носить очень тяжелые вещи неудобно: лямки растягиваются.

6. Молнии. В наш технологический век молнии перестали ломаться, не застегиваться или расстегиваться. Так что это очень надежный механизм.

7. Замки. На данный момент пластиковыми замками комплектуются ранцы Herlitz, Emipo и Schneiders. На данный момент нареканий нет, были как-то у Herlitz, но они исправились и сделали замки из более прочных материалов, более эластичными, и это бережет замки от динамических нагрузок. Самые надежные – железные замки, но очень быстро обдирается с них краска.

8. Дно и ножки. Ребенок остается всегда ребенком, и это значит, что не один раз, а очень много раз он поставит ранец в лужу, на снег и т. д. Поэтому желательно, чтобы дно было с прорезиненной основой, с ножками или с пластиковыми ножками по углам. Какими бы ни были ножки, все равно придется их протирать губкой с мыльной пеной и промыть под душем.

9. Размер. Ни один учебник не может превышать по высоте 32 см (если превышает, то это не учебник), и поэтому главное, чтобы входило 32 см. Этот же размер имеет папка для труда, в которую входят альбом А4 (30 см) и все остальное.

10. Расцветки. Чем выше класс рюкзака, тем меньше картинок и спокойнее цвета.

11. Внутренние отделы. На данный момент только у двух фирм есть ранцы с жестким разделением внутреннего пространства. Это «Луксак» и «Шнайдерс», модель TS. Это очень удобно, но для производителя сделать это во всех моделях невозможно технологически. У всех остальных ранцев плавающие карманы под резинкой.

Выбирая портфель или ранец в будущем, ориентируйтесь на эти советы. Правда, зачастую приходится больше ориентироваться на собственный кошелёк. Разброс цен на школьные рюкзачки и ранцы в Ростовской области составляет от 200 рублей до 8 тысяч. Однако вполне приличный ранец или рюкзачок, отвечающий всем требованиям удобства и безопасности, можно выбрать за 3-4 тысячи. Это, конечно, дорого, но не дороже здоровья детей.

Правда, нужно спрашивать и самих детей перед покупкой, потому как могут возникнуть и психологические проблемы. Дочке знакомых, семикласснице, купили дорогой ортопедический рюкзак. Но доходила она в нём только до школы, а потом все вещи перекладывала в какую-то дешёвую котомку на верёвочках, потому что все ходили с такими, а над ней с её рюкзачком – смеялись.

Но вот ещё о чём я думаю. Всё-таки многие нынешние учебники и не столь тяжелы. Те, с которыми ходили мы, пожалуй, и потяжелее были. Вот только что мы носили? Учебник плюс тетрадь в 12 листов. По географии – атлас, ещё, может, тоненькую контурную карту, когда-никогда – таблицы Брадиса да задачник по физике.

А теперь только на иностранный язык – учебник, книга для чтения, сборник упражнений, рабочая тетрадь, словарик, обычная тетрадь в 14 или 48 листов. На один (!!!) предмет.

И по истории у нас учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, атлас. И по биологии, и по литературе. В общем, по каждому предмету, кроме учебника, приходится каждый день носить ещё что-то. А если в день по 6 уроков?

То, что изучает мой сын сейчас, я учил лет 40 лет назад. У нас были только учебники и тетради. Никаких особых дополнительных изданий. Но мы с женой и сыну сейчас помогаем, и дочке помогали – вплоть до окончания школы. И всё потому – что нас ТОГДА научили. Без кучи рабочих тетрадей, без дополнительных книг, без тяжёлых портфелей. И научили так, что мы без репетиторов поступали в вузы. Конечно, времена изменились. Но что дети стали грамотнее и образованнее нас, с этим можно поспорить.

Так может, дело совсем и не в рюкзаках? Может, дело в самой системе?

Игорь Северный


____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *