Новости города Ростова-на-Дону и юга России
> В мире Елена Баранчикова. Рождественское путешествие на Святую землю

Елена Баранчикова. Рождественское путешествие на Святую землю

Впереди показались Иерусалимские холмы... Когда-то это были лишь каменистые отроги, теперь они зазеленели. Поднимаемся в Иерусалим, это имеет глубокий смысл: да, в этот город можно именно подняться – так же, как из него никогда нельзя уехать, можно только спуститься.

И. Бунин путешествовал по этим местам со своей женой, писал об этом в «Иудее»: «Начинается подъём, – до самого Иерусалима. Уже виден впереди серый камень, синь впадин и ущелий… мы глядим на небо уже из какой-то голой, каменистой котловины. И вот котловины начинают сменяться котловинами, ущелья ущельями... Иногда они оживляются сожжённой зноем зеленью деревьев, растущих на их кремнистых ложах, или пелазгическими останками хананейских укреплений на куполообразных вершинах; иногда овцами, рассыпанными по сухим обрывам, среди голышей в лишаях и колючках; или рядами каменных оградок, – следами террас, на которых спокон веку разводили здесь сады и виноградники...»

И далее чудный бунинский стиль: «Иерусалим, устроенный, как одно здание!» – вспоминаю я восклицание Давида. И правда: как одно здание лежит он подо мною, весь в каменных купольчиках, опрокинутыми чашами раскиданных по уступам его сплошной кровли, озарённой низким солнцем. Первобытно-простой по цвету, первобытно-грубый по кладке, без единого деревца, – только одна старая высокая пальма на южной стороне, – он весь заключён в зубчатую толщу стен и кажется несокрушимым. Он, воспетый Давидом и Соломоном, некогда блиставший золотом и мрамором, окружённый садами Песни Песней, … он кажется тяжким и грубым вретищем, одевшим славный прах былого».

Под впечатлением от увиденного на этой древней земле мысли переполняют, оживают и переплетаются несколько миров одновременно. Все дороги ведут к храму, это на самом деле так. Блуждая по кварталам Иерусалима, непременно в который раз подряд попадаешь к Храму Гроба Господня.

Мы проходим со всеми остановками, обозначенными цифрами, скорбный путь Христа от Гефсиманского сада, где он был схвачен стражей, до места его распятия – Голгофы. Это четырнадцать станций, каждая из них отмечена церквями, часовнями, мемориальными досками. Когда идут по нему, часто несут большой деревянный крест, останавливаясь там, где это делал Христос. Теперь дорога пролегает несколько выше, ведь город постепенно надстраивали, к отмеченным местам приходится спускаться.

Подходим к школе Эль-Омария, здесь Иисус Христос был осуждён первосвященниками иудейскими и римским прокуратором Понтием Пилатом на распятие, отсюда начинается улица Виа Долороза. От монастыря через неё перекинута арка с крытой галереей, отсюда Пилат показал толпе осуждённого Христа, воскликнув: «Вот человек». Поэтому арка названа «Экце хомо».

Слева на монастырском дворе – часовня, воздвигнутая над предполагаемым местом осуждения Христа. Плиты, устилающие пол, и колонны сохранились со времен римского владычества. Спасителя передали воинам, которые одели его в багряницу, военный плащ красного цвета, возложили на его голову венец из тёрна, дали в правую руку трость. Они становились перед ним на колени, плевали на него, били по голове, насмехались, говоря: «Радуйся, Царь Иудейский».

Осуждённые должны были сами нести свой крест на место казни. Воины, возложив на Спасителя крест, повели его на распятие на Голгофу. По легенде крестоносцев, под горой, похожей на череп, был погребён прародитель рода человеческого Адам.

Справа часовня, где Христа бичевали, это вторая остановка. В подвале монастыря – «Лифастон» («мощёное место»), на плитах сохранились насечки, которые предотвращали оскальзывание лошадей, а также круги для игры в кости, грубо вычерченные солдатами.

За Иисусом шло множество народа. Каменистая дорога поднимается в гору, измученный истязаниями и страданиями, Господь несколько раз падает под тяжестью креста. У здания Армянского патриархата Виа Долароза круто сворачивает влево, здесь третья станция. На этом месте Христос упал в первый раз, это отмечено католической часовней, построенной на деньги польских солдат. Дальше в стене видим дверь, на четвёртой станции отмечено место, где Христос встретил свою мать.

 Спаситель изнемогал, воины увидели Симона, который с состраданием смотрел на Христа, они схватили его и заставили нести крест. В память о пятой остановке – францисканская часовня, в стене около входа глубокая впадина – отпечаток руки Христа, опёршегося о стену. У шестой станции – часовня св. Вероники, где, по библейскому преданию, блудница утёрла пот и кровь с чела Христа.

Наконец мы выходим к седьмой станции, на углу – вход во францисканскую часовню. Слева от него остаток колонны – это место, где Христос упал во второй раз. Иудеи, подстрекаемые первосвященниками, требовали его распятия: «Кровь его на нас и на детях наших». Этим они навлекли на себя и своих детей бедствия – в 70 году после Рождества Христова полководец Тит сравнял Иерусалим с землёй, не оставив камня на камне, а народ иудейский был рассеян по миру.

Над входом в греческий монастырь –  крест, это восьмая станция, где Христос проповедовал иерусалимским женщинам. Дальше дорога приводит нас к воротам коптского монастыря. У входа в неглубокой нише – покосившаяся колонна, на которой помечено место, где Христос падает в третий раз.

Ещё пять станций – уже в Храме Гроба Господня, туда можно войти через эфиопскую церковь, что во дворе, рядом с коптским монастырем.
Вступаем в Храм Гроба Господня, вспоминается Бунин: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези ему...» Глядя с крыш Иерусалима на каменистые окрестности – чаще всего на восток, на пустыню Иудейскую, – каждый раз вспоминаю я эти слова, – пролог величайшей из земных трагедий».

У Камня Помазания по крутой лестнице поднимаемся на вершину Голгофы, где часовня отмечает с десятой по тринадцатую станции. Здесь Христа раздели и пригвоздили к кресту. В полу под престолом – серебряный диск с отверстием, обозначающим, куда вставили крест, на котором распяли Христа. В правом притворе – место, где он покоился после снятия с креста, после умащения благовониями его тело в плащанице перенесли с Голгофы на Камень Помазания.

Последняя, четырнадцатая, станция – Кувуклия, Гроб Господень, – часовня с куполом посредине храма, которая воздвигнута над пещерой, где, по Библии, находится место захоронения Христа. Её украшение – русская резная серебряная сень XIX века с 12 иконами святых апостолов в технике ростовской финифти. В стенах – овальные оконца для передачи Святого Огня в Великую субботу, северное – для православных, южное – для армян.

К Храму Гроба Господня примыкает Александрийское подворье, на территории которого – церковь Александра Невского, где находится Русская миссия в Палестине. Это последний предел Крестного пути – Судные ворота, сохранившиеся до наших дней камни, через эти врата осуждённых выводили на казнь, через этот порог переступил и Христос. Над этим местом возвышается распятие на скале. Известняковая кладка стен относится к периоду царя Ирода, на колонне перед порогом – картина Репина, подаренная им монастырю.

На юге Иерусалима расположена похожая на узкую, глубокую горловину долина Еннома, это и есть Геенна огненная. Нераскаявшихся грешников наказывали огнём, народ, проживающий рядом, почитал кровожадного бога Молоха и приносил страшные жертвы, отдавая ему своих первенцев.

Во времена царя Иосии это место было свалкой, где сжигали мусор, трупы животных, воинов, преступников, тех, кого некому было хоронить. Чтобы очистить трупное место, в долине огонь горел неугасаемо, отбрасывая отблески кровавого пламени и распространяя жар и смрад. Это прообраз адского пламени, образ человеческих мучений в горниле обжигающего огня: «И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную».

Город Давидов и место рождения Христа Спасителя от Иерусалима – рукой подать. В хорошую погоду Вифлеем, расположенный на возвышенности двух продолговатых холмов, соединённых небольшим хребтом, виден даже из Иерусалима. Он окружён зелёными долинами, а на востоке и западе – отлогими живописными спусками, холмы Вифлеема сплошь покрыты маслинами, виноградниками, фиговыми деревьями. Территория, отделённая бетонной стеной от израильской, – палестинская.

Храм и пещера Рождества Христова – в конце города, неподалёку от крутого спуска в долину. На месте пещеры Константин Великий воздвиг базилику. Храм расположен перед большой, вымощенной камнем площадью, для прохода в него оставлена низкая дверь, чтобы туда не могли въехать на ослах. Тёмный притвор поражает своей простотой, он разделён на части, остатки мозаики повествуют о событиях: вход Христа в Иерусалим; явление воскресшего Спасителя апостолам, вознесение.

Две лестницы ведут вниз. В нише – престол, а над ним – знаменитая вифлеемская серебряная звезда. Ярко блестят лампады – напоминание о свете, некогда засиявшем здесь, на земле, на латыни: «Нiс de Virgine Maria Iesus Christus natus est» («Здесь от Девы Марии родился Христос»).

Спускаемся к яслям из мрамора, где восковое изображение младенца Христа. С угла церкви св. Екатерины лестница ведёт в капеллу св. Иосифа, где Ирод повелел умертвить спрятанных матерями младенцев. Здесь Иосиф получил от ангела приказ бежать в Египет с младенцем Христом. Тут капли молока падали на землю из груди Богоматери, это «пещера молока». Дальше  Бет Сагур – селение пастырей, – откуда родом пастухи, узнавшие о рождении Спасителя мира.

Желтеет дрок, розоватой дымкой мелькает вдоль дороги цветущий дикий миндаль, его цветы и листья чем-то напоминают персик. Весна – пора цветения. Когда на полях показались красные мазки, будто всплески, маки, вновь вспомнила бунинское: «Всюду мак, мак и мак: щедро усеял он эти пашни и нивы своими огненными лепестками».

… Отправляемся на север, в Назарет и Галилею. По дороге в Назарет взору открывается вид на зеленеющую впереди долину, зажатую горами Нафтали с запада, Ливанскими горами с севера и Голанскими высотами с востока. Армагеддон – место финальной битвы ангелов и демонов, когда Мессия вернётся на землю и сразится со Зверем, в которой в конце света будут участвовать цари всей земли обитаемой. Выбор горы Мегиддо, места битвы добра и зла, связан с тем, что именно здесь произошла первая битва, известная человечеству, – в XV веке до нашей эры египетский фараон Тутмос III разбил ханаанских царей. Поэтому именно тут должна произойти и последняя битва.

Проезжаем гору Фавор, где Господь преображается перед учениками, показывая им своё божество. Долина Хулы – долина перелетных птиц, останавливающихся здесь на отдых. Для стай пеликанов, уток, аистов, фламинго, бакланов, морских орлов, цаплей, журавлей это место становится вторым домом: они полагают, что уже достигли Африки, остаются здесь зимовать, отказываясь лететь дальше.

Подъезжаем к арабскому городу Назарету. Именно здесь  провёл своё детство и юность Иисус, Ешуа, сын плотника Иосифа. Тут произошло Благовещенье, определившее судьбу всего человечества. Деве Марии явился ангел, сообщивший ей о чудесном рождении от неё долгожданного Мессии.

Наш путь – к священной реке Иордан, месту крещения Иисуса, где, как в зеркале, отражаются деревья. Отражаемся в этой реке и мы – кажется, и все наши помыслы. Место, предлагаемое для омовения, не то, где Иоанн Креститель крестил Иисуса. Подлинное – в палестинской автономии, но ощущается, что оно тут, рядом, поблизости. Смысл в том, о чем человек думает, важно то, что происходит в душе, с чем, с какими мыслями люди устремились на место, к которому идут на поклон.

Облачаемся в рубахи, неспешно ступая в слегка мутные и ещё холодные воды Иордана. Совершая омовение, погружаемся три раза с головой, вода градусов 15, но холод не чувствуется. Когда выходишь из воды, возникает непередаваемое состояние, в душе – настоящее ликование, гармония с окружающим миром и с самим собой, переполняешься какой-то внутренней радостью, воскресаешь, и твёрдо веришь, что очистился, стал светлее. Всё вокруг наполняется потаенным, глубоким смыслом. Ощущается лёгкость, прилив сил, ты ждёшь новой жизни, возрождения. В этих водах Сын Божий совершал покаянное омовение, совершал его так, как будто и ему надлежало очиститься от грехов. В момент омовения раздался глас с небес глаголющий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Моё благоволение». «И увидел Иоанн Духа Божия, который сходил как голубь и ниспускался на него». Это было Богоявление.

Наконец взору открывается тихая гладь Галилейского, или Тибериатского, озера – издали, из-за базальтового песка, который находится на его дне, вода кажется тёмно-синей. При сильном шторме Галилейское море меняется за считанные минуты. В Библии оно называется морем Кинерет, тут Христос ходил по воде, «аки посуху», по мановению его руки прекращалась буря. На берегу множество церквей, эти благодатные места были свидетелями большинства его чудес.

На Горе Блаженств церковь стоит как раз там, где  Иисус произносил свою Нагорную проповедь. В Галилее впервые прозвучали евангельские блаженства, суть их в любви и всепрощении. Евангельское учение, соединяясь с образами Священной Земли, оживает.

В деревушке Кана Христос совершает первое чудо. На берегу Галилейского озера он находит учеников, которые становятся его спутниками и провозвестниками грядущего Царства Небесного. В Табге Иисус накормил 5 000 своих последователей от пяти ломтей хлеба и двух рыб. Город Мигдаль – родина Марии Магдалены, сопровождавшей Христа вплоть до Голгофы, после того как он изгнал из неё семь бесов.

Христос часто посещал эти земли, Капернаум – это его город, он переселился сюда из Назарета и совершил здесь исцеление бесноватого, слепого, это дом пятерых из двенадцати учеников Иисуса.

Солнце уже садится, я вдруг замечаю, что оно действительно пронзительно-белое, это белое солнце белой пустыни, по которой шёл когда-то Иисус. И вдруг отчетливо осознаю, что святость – это способность любить, несмотря ни на что, и что эта земля Святая и она любит меня…

Елена Баранчикова

Фото Родиона Петрова


____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

2 комментария

  • Олег Зимин:

    Рассказ о путешествии на Святую землю настраивает на Рождество, берёт за душу, более всего ценен эффектом присутствия. Спаситель с нами, и он есть любовь!

  • Лилиана:

    Хорошо, что статью дополняют репортажные фотоснимки. Сделаны профессионально, ничего нет лишнего, только сама суть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий» Вы соглашаетесь с Правилами.
Если не работают лайки-дизлайки, читайте здесь

Материалы с лучшими фото

Счетчики, соцсети (подписчики)

  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru