Новости Ростова-на-Дону, страны и мира
Актуально Культура Душевная летопись Ростова от Елены Козыревой. Письма ростовчан. Часть шестая. Джаз по-ростовски

Душевная летопись Ростова от Елены Козыревой. Письма ростовчан. Часть шестая. Джаз по-ростовски

Я обещала продолжать музыкальную тему в своих публикациях. В дополнительных материалах, которыми  я снабжала некоторые авторские главы моего сборника, выбираю тему ростовского джаза. Точнее – возвращаюсь к ней. В недавних публикациях уже звучала семейная история, описанная Инной Викторовной Софьнопуло. Здесь же я привожу мои «справки» к её главе.

В СССР джаз появился в начале 20-х годов ХХ века. Отсчёт его истории ведётся от коллектива Валентина Парнаха, первый концерт которого состоялся 1 октября 1922 года в Большом зале Государственного института театрального искусства. В Ростове-на-Дону джаз зазвучал чуть позже – в конце 20-х годов. И первое связанное с ним имя – пианист Владимир Левин. Он организовал «джаз-банд», в котором было шесть ростовских музыкантов и один американец – саксофонист Пол Стефорд, приехавший на строительство Сельмаша. В таком составе они по субботам играли танцы в «клубе металлистов» (на этом месте нынче филармония).

«Джаз-банд» Левина просуществовал недолго. На очередном прослушивании программы партийные чиновники не нашли в звучавших пьесах высоких советских идей. Но к тому времени в нашем городе уже появилось немало музыкантов, полюбивших такую странную и непохожую на советские марши музыку. Это Семён Заславский, Семён Филатов, Борис Китаев, Дмитрий Воронин, Дмитрий Софьянопуло, Алексей Бондаренко, Иосиф Стельман, Давид Зак, Зиновий Глуховской, Леонид Самаль. Попробую кратко всех представить.

Семен Заславский – известный советский композитор и дирижёр – учился в Ростовском музыкальном техникуме. Он оказался довольно инициативным и, будучи студентом, создал несколько джазовых коллективов, один из которых играл в клубе им. Фрунзе завода «Красный Аксай». Затем Заславский уехал поступать в Ленинград, а его место художественного руководителя клуба заняли сначала Семён Филатов (у него начинал тромбонист и первый директор центра им. К. Назаретова Яков Кюльян), затем – Борис Китаев.

Очень популярен был оркестр Дмитрия Воронина. Он находился под патронатом лично Леонида Утёсова, что благоприятно сказывалось на репертуаре. К тому же коллектив имел собственный вагончик, в котором «обкатывал» программу (во всех смыслах) по всему Кавказу.

В середине 30-х годов появился «Эстрад-джаз» (потом «Джаз-ревю») инженера-экономиста и пианиста Дмитрия Софьянопуло. Коллектив отличался повышенным вниманием к разного рода эксцентрике. Вероятно, причина тому – чрезвычайная активность барабанщика Георгия Сарибашева, который на афишах значился не иначе как «кинокомик Чарли Чаплин». Работа в валютном санатории кисловодского «Интуриста» свела музыкантов с «певцом мира» Полем Робсоном, покорившим СССР исполнением «Песни о Родине» И. Дунаевского (помните – «Широка страна моя родная...»?). В память о встрече американец подарил ростовчанам несколько личных партитур.

Коллектив Дмитрия Софьянопуло был необычайно эффектен, но просуществовал недолго – около четырёх лет. В 37-м году Дмитрий был объявлен «врагом народа» и расстрелян (реабилитирован спустя 20 лет), а весь оркестр перешёл в кинотеатр «Колизей» (нынче «Буревестник») под крыло нового руководителя Алексея Бондаренко.

До сих пор в Ростове живут музыканты – трубач Олег Фонарджян и саксофонист Сигизмунд Спижевский, – начинавшие играть джаз у трубача Иосифа Стельмана. Свой первый «ДЖАЗ» Стельман организовал при… Дворце пионеров, расшифровывая само слово в духе времени: «Детский Жизнерадостный Ансамбль Затейников». Спустя время трубач собрал «взрослый» оркестр в кинотеатре «Гигант». В репертуаре была самая разная танцевальная музыка, включая сложные западные джазовые композиции и знаменитую по сегодняшний день утёсовскую «Машу с самоваром».

Четыре коллектива было у скрипача Зиновия Глуховского. Самый профессиональный – «Вита» – при мединституте. Его силами был даже поставлен джаз-спектакль «Наташа» (музыка ростовского композитора Павла Гутина). Очевидцы говорили, что педагоги института всячески поддерживали «Виту» и на вступительных экзаменах явное предпочтение отдавали музыкантам.

Конечно же, свой джаз был и в музыкальном техникуме. Им руководил блестящий теоретик и альт-саксофонист Леонид Самаль. Да и многие институты (и не только учебные, как, например, РИСХМ, где расположился студенческий бэнд п/у трубача Давида Зака) имели музкоманды. После войны уже весь город был покорён джазом. А с возвращением после обучения в Харьковской консерватории Кима Назаретова этот странный вид музыкального искусства в Ростове-на-Дону встал на «профессиональные рельсы», положив начало уникальному и единственному в России конвейеру джазового образования. (Примечание: использованы материалы статьи от 12 сентября 2002 г. «Ростовская страница российского джаза»)

Из воспоминаний о музыкальной жизни Ростова середины прошлого века Владимира Пилипко. Публикация в открытых источниках от 10.07.2011 года:

Еще гремела война, а Ростовское-на-Дону музыкальное училище им. А.В.Луначарского возвратилось из эвакуации. Город выделил помещение в доме актеров, так как прежнее здание на Большой Садовой сгорело.

Анна Николаевна Крахоткина аккордеонистка-баянистка, теоретик объявила набор. Моими соучениками были Борис Булгаков, Николай Евченко, Анатолий Катрус и Георгий Балаев.

Великолепный баянист Петр Фролов, которого я слушал в 1944 году, играл на выборном баяне, и я был удивлен, как он переходил на игру левой рукой.

В 1945 году я впервые слушал баяниста Лехмуса, музыканта из Прибалтики, который играл на пятирядном баяне, и это была новинка. Теперь этой игрой не удивишь. Студенты консерватории обязаны играть на выборных аккордеонах и баянах. И на пятирядных ведущие музыканты тоже играют.

В марте 1948 года Пленум Правительства постановил: «Запретить обучение в музыкальных школах по классу аккордеона, саксофона, гитары». И только в 1953 году, после смерти Сталина, разрешили занятия на этих инструментах.

В 1960 году оркестры в кинотеатрах расформировали. Музыканты ушли в филармонию, рестораны, преподавателями в музыкальные школы, студии.

В этом же году я перешел на преподавательскую деятельность и в течение 40 лет учил детей играть на этом замечательном инструменте во Дворце пионеров, а затем – во Дворце творчества детей и молодежи. Руководила им все эти годы Зоя Игнатьевна Бондарчук. И вот совсем недавно мы отметили 75-летие Дворца. Спасибо нынешнему руководству, что приглашают ветеранов и всегда посвящают интересные концерты.

Аккордеонисты и баянисты из России на конкурсах и фестивалях по всему миру, как правило, занимают первые места. А наш земляк, Александр Поелуев, бывший учащийся Ростовской музыкальной школы им. П.И.Чайковского, стал лауреатом международных конкурсов, обладателем звания «Чемпион мира» - 2002 года. Я был на ростовском конкурсе, мне очень понравилось его выступление.

Поэтому думаю, что наша школа аккордеонно - баянного музыкального образования, возрождается и имеет большой потенциал, а наша молодежь достаточно талантлива в плане музыкального искусства. Очень приятно осознавать, что русская баянная и аккордеонная школа развивается, несмотря на некоторое отчуждение в начале перестройки, которое она в очередной раз пережила. И этот интерес к аккордеону, замечательному народному и джазовому инструменту, дарит нам новых самородков.

********************************************************************

Какая плеяда имён! На одном из них остановимся сегодня особенно.

Георгий Михайлович Балаев — советский и российский композитор и аранжировщик. Член союза композиторов СССР. С 1946 года — преподаватель Музыкальной школы им. М.Гнесина в Ростове-на-Дону. Также руководитель различных эстрадных ансамблей. Заслуженный работник культуры РФ. Почетный гражданин города Ростова-на-Дону с 1999 года.

Родился 2 января 1923 года в Ростове-на-Дону в армянской семье. В 1930-е годы окончил ростовскую музыкальную школу имени Ипполитова-Иванова, затем поступил в музыкальное училище, но из-за Великой Отечественной войны, закончить его смог только в 1949 году.

Участник Великой Отечественной войны. В войну был артиллеристом и музыкантом в ансамбле 61-й армии, дошёл до Берлина. Затем вернулся в Ростов, где женился на солистке женского джазового коллектива Элеоноры Софьнопуло Нелли Воскерчиян.

Вернувшись в родной город, Георгий Балаев с 1945 по 1947 годы служил в ансамбле СКВО, потом создал свой эстрадный оркестр при кинотеатре «Спартак», а с 1959 года работал со своим оркестром в панорамном кинотеатре «Россия».

Умер 20 февраля 2012 года в Ростове-на-Дону.

Георгий Михайлович Балаев — автор около 500 произведений, сделал 150 фондовых записей оркестровой музыки, фирма « Мелодия» выпустила две его пластинки. Именно его «Зимний вальс» (известен также как «Счастливый вальс») — много лет звучал в начале знаменитых телевизионных « Голубых огоньков». Музыкой Георгия Балаева начинались утренние передачи Ленинграда, Ташкента, Киева.

Музыку Георгия Михайловича Балаева мы слышим часто и не задумываемся, чья она. Его музыка живёт по всему миру!

Георгия Балаева связывает дружба, творческое сотрудничество со всеми музыкальными коллективами и деятелями искусства города Ростова-на-Дону.

С многими делил сцену, кому-то он преподавал. Например, был учителем музыкальной литературы у юного Кима Назаретова. Творческая атмосфера царила в классе и заражала учеников музыкой.

26 октября 2013 года в Ростове-на-Дону на «Проспекте звёзд» состоялась торжественная церемония закладки именной «Звезды» Балаеву Георгию Михайловичу.

Дорогие ростовчане! Посмотрите фильм Любови Сурковой «Счастливый вальс Георгия Балаева». Выпуск ГТРК «Дон-ТР», 2005 год.

На фото 5: За роялем Георгий Балаев. С аккордеоном Нелли Воскерчиян, участница женского коллектива Э. Софьянопуло. Георгий и Нелли стали мужем и женой. Они были наречены друг другу с рождения Нелли их родителями, которые дружили. Пятилетнему Жоре дали в руки маленькую Нелли и сказали: «Смотри не урони! Это твоя будущая жена!». Так и случилось. Дружба родителей, музыка и любовь соединили их на всю жизнь.

Ряд фотографий для моего издания предоставлены отделом краеведения ДГПБ. Составитель выставки «Джаз по-ростовски» Любовь Алексеевна Пономаренко. Я очень благодарна!

Продолжение следует...

С уважением, Козырева Елена

Подготовила 

Светлана Куприна

 

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

3 комментария

  • Елена Владимировна:

    Елену Козыреву сердечно благодарю за очередную интнресную статью цикла. Как много интересных подробностей! С нетерпением жду продолжения. С уважением к автору..

    • Елена Козырева:

      Благодарю, Елена Владимировна! А я жду положенного дня недели, когда приходит пора отправлять в редакцию очередную статью. Так мне хочется делиться частичками книги...

  • Юрий:

    Уважаемая Елена прошу вас позвонить или написать как будет возможность мой телефон 8-999-692-95-49

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий» Вы соглашаетесь с Правилами.
Если не работают лайки-дизлайки, читайте здесь

Материалы с лучшими фото

Счетчики, соцсети

  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru