Начало увлекательного повествования Людмилы Андреевны в материале от 22.04.23, продолжение – 29.04.23., 06.05.23.
___________________________________________________________________________________________________________________________________
Личное пространство
Я с самого раннего детства находилась в окружении братьев, сестёр. Дом был полон всегда, и мне не хватало своего уголка. Я делала халабуду - закрывала стол платками, одеялами со всех сторон. Это было моё личное пространство из стульев и одеял. Там я играла в куклы. Над столом сидел папа и читал всем книгу. Я заигрывалась, разговаривала со своими куклами, сделанными из тряпок. Наряжала их, ругала, убаюкивала. И потом случайно обнаруживала, что за мной подглядывает Света – старшая сестра. Она приподнимала платок и слушала, как я разговариваю с куклами и, конечно, тихонько смеялась. Однажды я обнаружила это. Я сердилась на неё, ругала. Это было как будто подглядывание за моими мыслями. Как сейчас говорят психологи – влезала в личное пространство. Потом вновь продолжала играть заигрывалась – и Света вновь тихонько приподнимала платок и подслушивала меня. Жаль, она не помнила, о чем я говорила с куклами.
Букет первоклассницы
Отец привёл меня первый раз в первый класс 1 сентября 1959 года в школу №26. Я была в коричневом платье – наверное, перешедшем мне от Гали, старшей сестры. Мне всё приходилось в детстве донашивать за сёстрами. Фартук был белый, красивый. В две косы мне вплели атласные ленточки. В руке я держала большой букет. Чётко помню тот день. Детей было много, они заполнили весь двор школы. Все такие нарядные! Мне было жутко страшно, и я жалась к отцу. Школьники старших классов казались мне великанами, очень взрослыми. Я чувствовала себя такой несчастной, незащищённой. Отец держал меня за руку. Один цветок георгина отвалился. Мне стало стыдно: вот все увидят, что я такие цветы принесла. Стояла чуть дыша. Отец увидел и сказал: «О, это твой цветок упал». Поднял его и приставил сверху в букет. Я и глазом не повела, так мне было неловко. Казалось, что все обращают на меня внимание. Помню ещё глаза рядом стоящего мальчишки, который смотрел на меня. Тоже, наверное, перепуганного, как и я. Потом в жизни много было таких неловких моментов, но они не запомнились.
Удивительная школа шестидесятых
Школа на Бродской была уникальной. Гаузенберг Давид Яковлевич был прекрасным директором. Шестидесятые годы – это беднота, купить в магазинах продукты и товары было невозможно, везде надо было выстоять огромную очередь, и даже за хлебом. Все в школу ходили только в школьной форме. Директор решил изменить наше понимание о том, какой должна быть школа. Парты выкрасили в белый цвет, на сидения надели белые чехлы. Под чернильницу подстелили клеёночку. Каждую неделю кто-то из класса брал по очереди домой стирал и гладил чехлы. Волосы должны были быть заплетены только в косы, чёлки не разрешались. В школе был паркет, который натирали каждую неделю. Без сменной обуви в школу не пускали. На переменах включали музыку – и нас учили танцам. На втором этаже была настоящая сцена. Каждую неделю проводили вечера поэзии, концерты, кукольные спектакли (я тоже участвовала в кукольном театре). Выступал школьный хор. Такие вечера проводили для учащихся и родителей. Вечера поэзии, посвящённые Лермонтову, до сих пор вспоминаю.
Писали мы перьевыми ручками. Чернильницы раздавали дежурные, а в конце дня в коробке их сдавали на вахту. Только в 7 классе появились наливные ручки. Шариковыми ручками – писк развития цивилизации – мы стали пользоваться в старших классах – с 1967 года.
Замечательными были новогодние вечера. Все готовились к новогоднему маскараду, без костюмов на вечер не пропускали. Маскарад всегда проводился в ночь с 31 декабря на 1 января. Школа закрывалась, праздник продолжался до утра. Приглашались только 9–10 классы и отличники 7–8 классов. Костюм надо было защищать. Если это литературный герой, то ты должен был прочитать отрывок из произведения или песни или станцевать. Потом было шествие. Комиссия учителей, совета дружины и комитета комсомола выбирали лучшие костюмы.
Проводились игры. Запомнилась одна. На высокий шест цепляли куклу, и надо было угадать её имя. В 12 часов ночи всех приглашали в комнату, где были накрыты столы. Никто никогда не приносил спиртные напитки, всем и так было весело. Больше я нигде и никогда не видела таких костюмированных маскарадов. Детям в школе, несмотря на бедность государства, всегда выдавались новогодние подарки. Только для их упаковки (подарков) мы приносили свои подписанные мешочки: кто клеил, кто шил. В них и клали подарки.
На первомайскую демонстрацию вся школа шила одинаковые костюмы: блузки, юбки, символизирующие определённый вид спорта. Делали большие яркие цветы. Ученики сами шили эти костюмы. Странно, но никто не возмущался, что это стоит денег. Все ученики школы выстраивалась в колонны. Играла торжественная музыка, звучали призывы. Мы кричали: «Ура!». Перед праздниками проводились тренировки? хождение в колонне и умение кричать «ура». Но на тренировках кричать получалось хорошо, а на демонстрации молчали или несколько человек решались-таки крикнуть «ура». Получалось нелепо и смешно.
Модной в 60-е годы стала игра «КВН». Мы первый раз сыграли в неё в 6 классе. Я тоже была в команде.
Зарядка в школе утром была обязательной. Директор Гаузенберг сам играл на пианино. Школа была необычная. За всю деятельность, организованную в школе, директору вручили орден, сердце от волнения не выдержало. Жил он в школе, даже своей квартиры у него не было. Дочери его стали врачами, лечили меня и всё спрашивали, помню ли я их отца и играл ли он мне на пианино на концертах.
В школе действовала географическая площадка. На ней были установлены: флюгер, прибор для измерения количества осадков, барометр, термометр. Никто ничего не ломал. Мы каждый день снимали показания приборов, записывали их в дневниках. Вот бы взглянуть на те показания! Зима была лютая, лето – не такое жаркое, как сейчас.
Биологическая площадка включала грядки и крольчатник. Для учеников считалось за честь ухаживать за кроликами, посадить овощи на грядке.
Пионерский костёр – энтузиазм детей
Ежегодно 19 мая, в День пионерской организации, возле школы организовывался огромный пионерский костёр. Он ставился в виде звезды. Хворост тащили из посадки. Возле костра проводили концерт и принимали в пионеры. Они торжественно произносили клятву: «Я (фамилия, имя), вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия. Всегда выполнять законы пионеров Советского Союза. Клянусь!» Мы поднимали вверх руку ко лбу. До сих пор помню эту клятву.
Пели песню: «Взвейтесь кострами синие ночи, мы пионеры – дети рабочих, близится эра светлых годов, клич пионера – всегда будь готов…». Когда повязывали галстуки, председатель совета дружины вновь принятым пионерам торжественно говорила:
- К борьбе за дело Коммунистической партии будь готов!
- Всегда готов! – отвечали пионеры и поднимали правую руку вверх ко лбу. Это был праздник для всего посёлка. Приходили родители, взрослые, организации нас поздравляли.
Этот праздник запомнился на всю жизнь как праздник детства. В этот день у нас в классе было два именинника – Светка Коваленко и Васька Еремин.
Сбор металлолома – дело всеобщее
Каждый год наш пионерский отряд должен был собирать металлолом и макулатуру. Каждому классу определяли норму. И все боролись, чтобы больше сдать вторсырья родной стране. Лучшие отряды награждались походами в кинотеатр, поездками в Донецк, Краснодон. Однажды наши мальчишки вошли в азарт и на шахтном подъёме «спёрли» вагонетку, сломали телефон для связи с шахтёрами. Еле-еле вагонетку притащили в школу. Нам поставили красный флажок. Счастливые и утомлённые, мы пошли домой. Но радость была преждевременной. Утром приехала машина с шахты. Нас отругали. Вагонетку забрали. Оказалось, что она была рабочая.
Радио как окно в мир культуры
Радио для меня в детстве было окном в мир. Я слушала спектакли, полюбила классическую музыку, открыла для себя мир оперы, оперетты, театр у микрофона. Где ещё можно было это услышать в шахтерском городе? Я сидела, делала уроки и вторым ухом слушала все передачи. Запомнила странную песенку: «Жил был король когда-то, у него блоха была, милей родного брата она была. Ха-ха! Милей родного брата она была…»
До сих пор люблю проводное радио, и оно до сих пор звучит в моем доме, даже при наличии компьютера и видео.
Радио стало другим. Аудиокниги слушаю каждый вечер, когда не могу заснуть, когда клубок дел, появляются всё новые и новые заботы. И тогда приходит на помощь планшетник, в наушниках звучат тексты книг, радиоспектакли, главы из Библии. Постепенно начинаешь отвлекаться от повседневных забот и переживаешь за персонажей. И вновь сон уходит. Так и борюсь с ним.
Телевизор как диковинка
Девчонкой я застала технику начала и середины ХХ века, например, патефон, у которого крутила ручку, то ускоряя, то замедляя звук. Пластинки и иглы были дефицитом. Но в начале 60-х у семей стали появляться монопроигрыватели и чудо-телевизоры, в 80-е годы – стереопроигрыватели, в 90-е – видеомагнитофоны.
Первые телевизоры были роскошью. Купить могли только богатые, и то выстоять надо было в очереди несколько лет или месяцев. Потом наступал момент установки антенны. На установку высоченной металлической вышки собирались все мужики улицы. Это было представление инженерного решения: поставить вышку вертикально, а сверху установить саму трехрожковую антенну. На нашей улице такое могли позволить только Гордийчуки. Вера Ефимовна, мать Витьки и Вовки, моих друзей, работала заведующей продовольственным магазином. У них всегда были хорошие продукты, одежда. Моя мама иногда просила Филипповну (подруга мамы, мать Веры Ефимовны) достать хотя бы килограмм крупы гречневой. Гречку в советское время выдавали только больным сахарным диабетом. Тогда у нас был праздник дома. Гречка! Но я гречневую кашу не любила, мне нравилась манная каша.
У Витьки Гордийчука был трехколёсный велосипед. Однажды он дал мне покататься у них во дворе. Я не смогла удержать руль и со всей скорости врезалась в порожек кухни, колесо велосипеда сломалось. Тут же быстро вскочила и убежала домой, Витька плакал, что я сломала его велосипед. Вскоре пришла баба Витьки Филипповна, подруга мамина, и стала жаловаться на меня. Я спряталась и слушала, что она говорит.
Так вот о телевизоре. В начале 60-х он был только один на улице – у Гордийчуков. Вся улица ходила смотреть к ним кино. Ставились стулья, как в кинотеатре, - и все смотрели передачи. Я часто увязывалась с мамой смотреть кино. О, это было целое событие! Передачи были только вечером. Экран телевизора накрывали салфеткой, а программу передач записывали со слов ведущей телепередач утром. Потом телевизоры появились и у других. Чтобы привлечь людей к покупке телевизора, все новые фильмы транслировали только по нему. Потом фильмы выходили на экраны кинотеатров. Министр Фурцева отменила эту ситуацию, так как стали опасаться, что в кинотеатры никто ходить не будет.
Волшебный луч кино
Кино мы часто ходили смотреть в клуб «Стройцех» (сейчас там церковь). Почти все жители Бродской ходили в клуб, это был ритуал. Обычно все сиденья были заняты. Были и свои правила в кинотеатре. На последние ряды брали билеты только влюблённые или парочки, которые, как мы говорили, обнимались, целовались, прикасались друг к другу.
Перед началом фильма мы стояли на улице и слушали музыку. С тех лет врезалось в память:
Утки все парами, только я одна,
Мы с тобой два берега у одной реки…
Песня была жалостливая. Слушали песню из кинофильма «Бродяга». Перед началом фильма всегда транслировали киножурнал о событиях в стране.
Но иногда к нам на железнодорожную станцию Софьино-Бродская приезжал вагон-кино. Обычный вагон с оборудованными сиденьями и кинобудкой. Если с утра на всю Бродскую включалась музыка, значит, это сигнал того, что приехал вагон-кино. Фильмы были интересные. Но некоторые фильмы были только для взрослых. Значит, там была любовь, поцелуи. И тогда если кто-то из нас случайно попадал на такой фильм, потом шёпотом рассказывал:
- Они там обнимались, целовались – и мы стояли, заворожённо слушали этот эпизод фильма.
Один раз (мы были в шестом классе) всю школу повели на японский фильм «Кто вы, доктор Зорге?» о нашем советском разведчике, который предупреждал о начале войны. В этом фильме был такой эпизод: разведчик моет в ванной женщину. Ясное дело, они вели деловые разговоры. Но мы все вперились в эту женщину: ничего себе, раздетая! Какой там доктор Зорге – раздетая женщина в ванной! И больше потом ни о чем не говорили, кроме этого эпизода.
Главное – были детские фильмы. Сколько раз мы смотрели про Гулливера, «Бронзовая птица», «Кортик», о пионерах-героях. Мультики советские были незамысловатые, с простой нравственной подоплёкой. Они нас воспитывали: как хорошо или нехорошо поступать.
Новый год дома
Дома всегда ставили ёлку. Магазинные игрушки были из ваты, раскрашенные. Поэтому, в большей степени, их делали своими руками. Гирлянды делали из нарезанной полосками бумаги, обложек тетрадей. Эти полоски склеивали в колечки и соединяли друг с другом. Конфеты заворачивали в фольгу. Делали из бумаги корзинки и в них клали яблоки, орехи. Из ваты и клейстера делали игрушки, раскрашивали их.
Традиционно закупали огромное количество открыток. Их мы рассылали по всей стране, особенно в Сибирь, так как мама, которая была 12-й в семье, была из Иркутской области. Там жили её братья и сестры. Желали родственникам счастья, здоровья, благополучия и мира во всем мире. В конце добавляли: «Главное – чтобы не было войны». Эта фраза звучала во всех открытках и на все праздники. То ли пропаганда, то ли послевоенное поколение. Но в каждой газете я видела карикатуры, страшные картинки с изображением проклятых империалистов с бомбой в руках.
Семейные фотографии Людмилы Андреевны Турик:
Университет. Группа физиков-13 на «вылазке».
Продолжение следует
С уважением, Козырева Елена
Подготовила
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.