Новости города Ростова-на-Дону и юга России
> в России Что происходит в нынешней системе образования

Что происходит в нынешней системе образования

Образование в России сейчас – это поле боевых действий, и на этом поле Россия давно и безнадёжно проигрывает.

Пока мы боремся с террористами в Сирии, выстраиваем энергонезависимую экономику, внедряем импортозамещение, отбиваемся от нападок дикого Запада, внутри нас, внутри российской системы зреет такое, что может в конце концов поставить страну на колени.

У меня есть простой вопрос, после которого можно было бы даже и не продолжать чего-то там писать. Советская система образования в своё время была признана лучшей в мире – так? И она оставалась таковой на протяжении многих десятилетий – как минимум от полёта Гагарина до распада Советского Союза (а кое-где, особенно в малых городах и сёлах, – и дольше). А вот теперь вопрос: ЗАЧЕМ было менять эту систему, если она была лучшей в мире?

Я уже рассказывал, что в школах страны в соответствии с «Законом об образовании» оказывают образовательные услуги. На троечку. Кто-то защищает ЕГЭ: мол, хороший экзамен, хорошая система, позволяет поступить в разные вузы!

Но как-то забывается здесь, что, если человек хочет хорошо сдать ЕГЭ по какому-то предмету, он должен заниматься с репетитором. Причём сразу с несколькими. Школа не даёт тех знаний, которые нужны для успешной сдачи ЕГЭ. Кто-то будет спорить?

Кроме того, школа перестала быть и очагом воспитания, помощником родителям в воспитании детей. «Два-два-два, дурак-дурак-дурак!» - всё. Конечно, бывают дети патологически безграмотные, или не способные усвоить математику, или глухие к языкам, или не умеющие рисовать. Но зачастую вполне успешного изначально ребёнка безликая школа делает равнодушным к обучению и к оценкам. Посочувствовать, прихвалить, поговорить по душам, погладить по голове, спросить о проблемах, если педагог мужчина, поговорить как со взрослым, – таких рекомендаций и требований нет к предоставляющим образовательные услуги!

Так случилось, что мне иногда приходится наблюдать особенности учебного процесса в разных школах. Где-то есть хорошие преподаватели, которые работают ещё по старинке, кого-то можно называть учителем от Бога. Но в основном это безликая серая масса – к тому же малообразованная и забитая кучей бумажек, чрезмерными требованиями к составлению разных программ, обиженная несправедливым распределением стимулирующих надбавок к зарплатам. И всю эту злость, как правило, вымещают они на детях.

Несколько лет назад в соцсетях распространялось некое письмо ростовских родителей к учителям школ донской столицы, где эти самые родители просят обратить внимание на их детей. Не душить двойками и криком, а помочь в воспитании. Не знаю, насколько такое во всех ростовских школах, о некоторых учителях слышал неплохие отзывы, но в основном, конечно, родители жалуются. Можно сказать, что родители нынче не те, и дети не те. Да и народ правительству не тот достался 🙂

Простите, никого не хочу обидеть конкретно, но оглянитесь, уважаемые педагоги: к какой категории каждый себя отнесёт? Повторюсь: да, дети пошли не те, да, родители агрессивны, да, закон не на вашей стороне. Но кто ж тогда будет учить и воспитывать детей?

Нашумевшая история с избиением детей директором одной из школ в Ростовской области буквально всколыхнула общество, причём всей страны. Даже мне писали с Первого канала и просили прокомментировать. Конечно, комментариев я давать тогда никаких не стал, хотя эту женщину я в своё время знал. Но комментировать я не могу по нескольким причинам: сейчас сам не понимаю этой ситуации, да и в нынешние времена человеку что хочешь могут приписать. Одно знаю наверное: детей учитель бить не имеет права. Если не выдерживает – надо из школы бежать. Пропустил момент, сорвался – всё, тюрьма.

Как я уже говорил, к сожалению, многие нынешние учителя недообразованны. Опять же всю страну облетел видеоролик, когда ученица выучила и прочитала слова рэпера Оксимирона и выдала их за стихотворение Осипа Мандельштама. Учительница слушала с деланным наслаждением и поставила девочке пятёрку. На общую потеху всей стране. Потом вроде бы как придумали версию, что было задание сравнить Мандельштама с современной поэзией. Хочу сказать, что это едва ли не кощунственнее, потому как в рэпе поэзия, извините, и не ночевала. Рэперов так и называют – рифмачами.

Конечно, Мандельштам – поэт сложный. Мне встречались филологи по основному образованию, которые называли его Мендельштампом и даже Мандельшманом. Впрочем, у любого человека могут быть провалы в знаниях. Я, помнится, в юности, окончив уже институт, спорил с моими воспитанниками, утверждая, что Джомолунгма и Эверест – разные вершины. До сих пор стыдно! Однако нынешняя подготовка педагогов, да и вообще специалистов, выходящих из стен высшей школы, не то что оставляет желать лучшего, но и вредит государству.

Я скажу вот что: высшая школа в том виде, в котором она существует, наносит огромный ущерб экономике страны. И вот почему.

Если вы платите за что-то, надеетесь получить какую-то отдачу. Ну, товар, услугу. Хорошего качества и полезный, который пригодится в хозяйстве. Иначе зачем платить, верно?

Раньше государство направляло огромные деньги на подготовку специалистов в институтах и университетах, а после этого распределяло их на работу. То есть был заказ. Государство тратило на студента деньги, но за это выпускник вуза должен был отработать как минимум три года там, куда пошлёт его Родина, - там, где специалистов как раз и не хватает, чтобы развивать территорию. К тому же это было гарантированное трудоустройство.

Конечно, некоторые отлынивали, правдами и неправдами старались остаться в крупных городах, но большинство безропотно ехало туда, куда послала страна. И это было в порядке вещей: все понимали, что затраченные на обучение деньги надо отрабатывать.

А сейчас что? Студент, поступивший на бюджетное место, получает от государства щедрый подарок: от 100 до 150 тысяч в год за бакалавриат и от 120 до 200 тысяч в год за магистратуру.

По некоторым данным, в вузах России обучается на бюджетных местах более 550 тысяч человек. Вот и посчитайте: до 100 миллиардов в год. А на одного студента за весь курс обучения «подарок» составляет от 400 тысяч для бакалавра до 800 тысяч для магистра.

И вот эта огромная армия выходит после получения образования на рынок труда. И что? А то, что эту армию в стране никто не ждёт! Ну не нужны у нас в таком количестве юристы, экономисты, переводчики, биологи, географы и даже педагоги! Да что там! Выпускники медуниверситетов – дипломированные врачи – вынуждены даже в Ростове устраиваться не то что медсёстрами – санитарками. Ибо зачастую мест нет! Так зачем же было тратить столько денег на их обучение?!

Да и для молодых людей трагедия. Выходит, учились-учились – и на тебе! Силы есть, знания есть, есть азарт, но ты никому не нужен. Помыкается-помыкается молодой человек, гордость и спесь пособьёт и идёт понуро хоть куда-нибудь – где сжалились и приняли на смешную зарплату. Есть горькая шутка про обучение: золотая медаль – красный диплом – свободная касса…

Разве эта ситуация не является одним из крупнейших преступлений века?

Ну, а теперь подошли к главному. Именно с Ростовской области начинается разрушение отечественной системы высшего профессионального образования.

Когда несколько лет назад была введена так называемая «булонская» система, многие повозмущались, но быстро притихли. А между тем такой системой была узаконена подготовка недоспециалистов. То есть у студентов украли год обучения. А магистратура в большинстве вузов стала платной, за исключением нескольких бюджетных мест на каждом факультете. И возникла армия специалистов, которые как бы и имеют высшее образования, но достаточным количеством знаний и учебного опыта не обладают. Вот они и приходят на производство двигать нашу промышленность и науку.

Я не хочу обидеть по-настоящему талантливых выпускников вузов, которым, по ряду причин, не удалось продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре. Но таких, как вы сами понимаете, совсем немного.

Произошло крупнейшее объединение вузов страны. У нас образовался сначала монстр ЮФУ, а несколько лет назад вот ДГТУ поглотил строительный университет, укрупнился за счёт Таганрога и РИНХ. И это тоже преподносится как благо: мол, деньги польются в укрупнённые вузы рекой.

А оставшиеся «в одиночестве» вузы впоследствии будут довольствоваться возможностью готовить только бакалавров, то есть станут автоматически «второсортными» - соответственно, и контингент студентов в них изменится, а значит – и качество образования.

Часть сотрудников при укрупнении вузов была уволена. Меньше стало и бюджетных мест, куда осуществлялся набор. Опять минус.

Надо выполнять указы президента, повышать зарплаты. Но для этого в России всегда один путь: «оптимизация» штата. То есть высвободившиеся после увольнения одних средства можно поделить промеж другими. Или оформлять педагогов на часть ставки.

Кроме того, судя по общей обстановке и по рассказам студентов, учащихся в наших вузах на некоторых факультетах, образование плавно и настойчиво перетекает в самообразование, а качество подготовки преподавателей постоянно снижается: на место профессионалов приходят «креативные», которые как учёные мало что представляют, зато умеют себя «преподнести». И вот это-то становится самым страшным.

Ни для кого не секрет, что сейчас наплодилось всяко-разно кандидатов-докторов. Покупают диссертации, покупают учёные степени. Одна знакомая как-то рассказывала, что ей диссертация обошлась в стоимость хорошего автомобиля. Но тему диссертации так и не смогла припомнить. Только гордилась тем, что она защитилась, а другие – лохи!

А кто-то, извините, своей тяжёлой задницей высидел в библиотеках и за компьютером эти диссертации и звания, кто-то десятки лет занимался глубокими, фундаментальными исследованиями, создал в науке целую школу – и что?

Несколько лет назад во многих других вузах страны были приняты так называемые «эффективные контракты». Если коротко и несколько утрированно, то так: есть набор критериев, которым должен соответствовать преподаватель, за них начисляются баллы, это требуется в отчёте. Мало баллов – меньше ставка.

И вместо фундаментальной науки, каковая и должна развиваться в федеральном университете (а где ж ей ещё развиваться?), преподаватели должны распылять своё время на разные мелочи, чтобы им поставили "птичку" и не выгнали.

Составляются рейтинги преподавателей, в соответствии с которыми у человека появляется право на замещение от целой ставки до 10 процентов. То есть тебя могут и не выгнать, но прожить на 0,1 ставки ты не сможешь. Ну хоть семи пядей во лбу!

Моя знакомая, доктор наук, профессор, автор нескольких крупных монографий имеет рейтинг то ли 10, то ли 15 баллов. Другая знакомая, кандидат наук, доцент, которая, кажется, и вуз-то в своё время окончила заочно, является яростной общественницей, проводит разные мероприятия, ездит в командировки, в том числе и зарубежные, но монографию написала только одну, и то тоненькую. Никакого следа в фундаментальной науке, разумеется, не оставит, а по отзывам студентов, только и делает, что унижает их на лекциях, не давая знания. И вот она имеет рейтинг 300 с чем-то баллов!

Как вы думаете, кого формально обязан предпочесть вуз? Естественно, вторую. А крупный учёный может остаться за бортом. Потому как не нужны учёные. А ну как вырастят тоже учёных. А научные школы в России пока ой как сильны!

Вот так и добивают нас. И войны не надо. А так – всё ведь под благими предлогами.

Но когда не останется специалистов (а это произойдёт уже довольно скоро, если ничего не будет меняться), мы станем не только сырьевым, но и интеллектуальным придатком Запада. Что пострашнее.

Ведь если нас сейчас хотели разрушить путём введения санкция и снижения цен на нефть, а не получилось, потому что, как оказалось, в России ещё могут делать лучшие военные самолёты, лучшие ракеты в мире, лучшие комбайны и трактора, лучшие продукты и стройматериалы, вот тут-то Дядя Сэм и начал репу свою чесать.

И я никак не могу даже представить, чтобы патриоты России могли так поступать с нашим образованием. Это – только враги, которых мы, может быть, даже и не знаем. Но с врагами надо бороться!..

Игорь Северный


____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

22 комментария

  • Ворчун Неворов:

    Зачем грамотные люди сырьевому придатку? Лишним - дубинками по пяткам.

    • Юрий:

      Получается,что ВН согласен быть неграмотным? Или получить по пяткам.
      Дурь написал,дорогой...

  • Ната:

    Без грамотных, образованных людей страна много потеряет.

    • Елена:

      Моя дочь закончила школу с золотой медалью и кучей грамот, выбрала факультет, где нет бюджетных мест, при подаче заявления в приёмной комиссии ДГТУ сказали:"Нам не нужна ваша медаль, вы же платите!" Все так, платим, вынуждены, но где же корректность? Ребенок вернулся расстроенным, зачем тогда учился, если такое отношение?

      • Патриотка:

        Дорогая Елена не расстраивайтесь по поводу того, что сказали в приемной комиссии они отчасти абсолютно правы. Я бы хотела сказать про другое: слава богу, что к нам поступают такие умненькие детки и ваша дочь думаю будет довольна.

  • Александр:

    Ну насчет лучших военных самолетов автор погорячился, Индия вместо наших покупает Израильские!А за лучшие наши автомобили, трактора и продукты вообще можно молчать, чтобы не позориться. Лада лучше Мерседеса, Тойоты и других иномарок? Или наши трактора лучше Канадских? А наш хлеб из фуражного зерна и молоко из пальмового масла?
    И что у нас лучшее в мире? Военные разработки времен СССР? Так мир не стоит на месте.

  • Владимир:

    Да, конечно образование у нас оставляет желать лучшего, людей готовят как под копирку, без учета индивидуального желания и возможностей... Из таких учащихся толку не будет. Развалят страну дальше... обидно...

    • EdwarDOS:

      Разваливать нечего.

  • Леонид:

    А слова: "интеллигентность", "воспитанность", "внутреннее благородство" и т.п. стали чуть ли не ругательными.....

  • Юрий:

    Страшная правда. (удалены оскорбительные выражения. - Модератор)
    Игорь Северный,Вашу статью надо в центральные СМИ.

  • Роман:

    Кроме советской системы пропаганды кем ещё советская система образования считалась самой лучшей в мире?!

    • Ната:

      Американцами, например. У них была паника, когда наши запустили спутник и человека в космос. Стали искать причину. Выяснили, что причина - в советской системе образования.

      • В:

        Конечно. Вы там были и видели, как воротилы американского бизнеса в ужасе бегают по Уолл-Стриту и ищут, где спрятаться от мирных советских спутников.

        • Николай Владимирович:

          А Вы видели?! Что-то уж больно осведомлены, как почитаешь. Методички, наверное. имеются 🙂

          • В:

            Не видел, потому и не пишу о том, чего не знаю. Осведомлен я по многим вопросам, действительно, неплохо , и это связан с высокой квалификацией, но, в первую очередь, с природной любознательностью. Методички - это у вас, уважаемый Николай Владимирович.

  • Рабинович:

    Так теперь не надо сдавать вступительные экзамены в институте сдал в школе и сразу поступил , не понимаю почему ругают ЕГЭ.

  • Замглав:

    Делается все возможное, чтобы России и русских не стало, а мы помогаем как можем.

  • Галина:

    На минуточку, почему-то никто не говорит о системе оплаты труда учителя! Многому можно научить за ставку, ценой 8500??? Да надо СПАСИБО сказать людям , которые еще тратят свое здоровье и нервы на детей, которым " нужна помощь в воспитании"! А родители забыли об ответственности за собственных чад? Почему, свалив все на школу, только умеют права качать? Никто не хочет работать в системе , которая призвана быть "обслуживающим персоналом". Чтобы изменить ситуацию, необходимо поставить учителя на должный уровень, с достойной оплатой , адекватными требованиями к работе, человеческим (= уважительным) отношением к педагогам. Вот тогда и школа поднимется ! Вот тогда и требования и упреки можно будет предъявить к учителю. А когда педагог вынужден тянуть 35-40 часов ( это в эквиваленте примерно 2 рабочие смены!), чтобы заработать 20-25 т. р. , быть по знаниям на уровне преподавателей вузов,- ну извините! Так нечестно! А классное руководство? В среднем учитель получает за развитие и воспитание своих подопечных 500 р.! Зато спрос- за все , что можно и нельзя! О каком престиже учительской профессии может идти речь.

    • Микола:

      Сейчас, к сожалению, везде уже все нечестно. Развалено не только образование, но и все остальное. Яркий пример - здравоохранение. Врачи муниципальных клиник тоже только и умеют голосить о том, что им мало платят. При этом делать ничего не хотят. Максимум - выпишут на 7 дней больничный. А когда речь идёт о том, чем лечиться, все валят на «старческие изменения» тем, кто старше 35..забывая о показушной радости вступления страны в клуб 80+ и продлении пенсионного возраста. Так что не только учителя мало получают. Тот же кассир в магазинах и машины разгружает, и на кассе сидит, и товар по полкам раскладывает. И за все эти три ставки получает копейки, из которых в конце месяца ещё и штрафы вычитают. Нигде сейчас хорошо не платят. Поэтому проблема системы образования не в низкой оплате учителей, а во всех остальных глобальных вопросах.

    • Валентина:

      Галина, родители не забыли о своей ответственности, но они вынуждены работать также, как и вы, чтобы заработать 20-25 тысяч рублей. Школа для того, чтобы знания детям давать. А как няня в садике тоже работает на минималке, а за дополнительную работу в другой группе платят 300 рублей в месяц. Может тоже родители детишек виноваты?

  • В:

    "Советская система образования в своё время была признана лучшей в мире – так?" Конечно, не так! Кто это признал? Образование - это основа основ. Если бы в СССР была лучшая в мире система образования, то мы жили бы лучше всех в мире, и СССР бы до сих пор существовал. Потом к нам бы приезжали учиться со всего мира. Мне ответят: "Да, приезжали". Только откуда приезжали? Закономерный финал "Ведь если нас сейчас хотели разрушить путём введения санкция и снижения цен на нефть, а не получилось, потому что, как оказалось, в России ещё могут делать лучшие военные самолёты, лучшие ракеты в мире, лучшие комбайны и трактора, лучшие продукты и стройматериалы, вот тут-то Дядя Сэм и начал репу свою чесать.", из-за которого, кажется, написана вся статья. Конечно, кто спорит, проклятые пиндосы во всем виноваты, но автору бы задуматься о том, что, почему, если у нас умеют делать все самое лучшее, в магазинах продается все китайское? Под продуктами автор, вероятно, имел в виду пищевые продукты. Стоит напомнить, что, кажется, вчера или позавчера он хаял качество хлеба, которым, по его словам, травят россиян. Еще у него были публикации на эту тему, искать лень.

  • Геннадий Николаевич:

    Статья интересная, злободневная аналитическая. Как говорится, эти бы слова, да Богу в уши!!! Однако, статья в БР, при всей ее актуальности, не значит ровным счетом НИЧЕГО!!! До Бога - высоко, до Царя - далеко!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий» Вы соглашаетесь с Правилами

Материалы с лучшими фото

Счетчики, соцсети (подписчики)

  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru