Вот и наступает он – канун Нового года. Мы редко отдаём себе отчёт, что ждём не сам Новый год, который будет 1-го января, а именно его канун. Долго настраиваемся, живём ожиданием счастья, радости, веселья, но главное – чуда. Сколько желаний, сколько теплоты и нежности бывает за праздничным столом! Поссорившиеся – мирятся, влюблённые решают пожениться, люди загадывают на будущее только хорошее. И если вся страна посылает огромный импульс добра, оно обязательно должно быть с нами. Я верю в это.
Я уже не раз говорил о невероятной притягательности и жизненности многих советских фильмов. Имелись в виду, конечно, прежде всего, комедии Гайдая, Александрова, Данелии... Но есть один фильм, который – на все времена и эпохи, фильм, проверенный временем, сменой строя, катаклизмами, фильм, который будут смотреть наши дети и внуки, потому что он – о чуде.
Миллионы людей на одной шестой части планеты вот уже сорок пять лет в новогоднюю ночь смотрят один и тот же фильм. Парадокс? Наверное. Но найти логическое объяснение этому трудно. Просто нравится. О каком фильме речь? Конечно – об «Иронии судьбы...»
«Мне хотелось создать ленту не только смешную, но и лирическую, грустную, насыщенную поэзией, - говорил режиссёр Эльдар Рязанов. - Хотелось сделать ее максимально жизненной, чтобы зритель безоговорочно верил в реальность невероятных происшествий. С другой стороны, хотелось, чтобы эта лента стала сказкой для взрослых».
И она стала – этой сказкой. Ведь в жизни так не хватает именно сказки и именно чуда. Мы выросли романтиками, и наши дети и внуки тоже не лишены какой-то доли романтизма. Нет, новые поколения гораздо более прагматичны. Они уже не мечтают о том, чтобы был мир во всём мире, а дети Африки не голодали бы. Суровые реалии отрезвили многих, и наши дети взрослеют гораздо раньше, чем мы.
А нужны сказки. Нам очень нужны сказки! Наш мозг устал воспринимать эти убийства, аварии, митинги и шествия, повышение тарифов, предчувствие войны. Мы хотим покоя и расслабленности, хотим перенесения в мечту, в новогоднюю ирреальность. Нет, нам показывают новые фильмы, в том числе на новогоднюю тематику. Но на все эти фильмы легла печать времени. Они, эти фильмы, - душные. И – равнодушные. А хочется лёгкости, полёта, свободного дыхания и заразительного смеха.
Каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню... Я представляю, сколько ростовчан будут вспоминать эту фразу, похлопывая друг друга душистым веничком. Нет, банное общество, банное общение не сравнишь ни с чем. Это какой-то свой мир, выключенный из реальности и тем особенно привлекательный.
День 31 декабря невозможно представить без этого фильма, даже на мгновение. Это как атрибут новогодней ночи, как салат оливье, шампанское или ароматный запах мандаринов... У гениального режиссёра Эльдара Рязанова в копилке припасено не одно талантливо созданное творение. Вообще, Рязанов — это отдельная планета. Он настолько чутко, тонко и гармонично снимал своё кино, что его можно пересматривать множество раз, без привкуса воспоминания. Это всегда не игра, но целая жизнь.
Ну скажите, много ли фильмов найдётся, которые мы пересматриваем каждый год? Такое до боли знакомое кино, но каждый год – разное!
Эта лирическая история уникальна во всём. Здесь чудно переплелись режиссура маэстро, талантливо подобранные актёры и музыкальное сопровождение. Всё слилось воедино, как паззл, и стало невозможным оторвать друг от друга хоть самую малую частичку этой картинки. А вспомните множество искромётных диалогов, которые разошлись на цитаты, - например «Какая гадость эта ваша заливная рыба!» или «Ну что вы меня всё время роняете?». Над этими милыми фразами, которые многие знают наизусть, просто невозможно не смеяться!
Именно «Ирония судьбы…» для кинозрителей открыла щемящую поэзию, которая полюбилась многим. Пронзительная и чуткая музыка и невероятной красоты стихи, глубокие и печальные. Белла Ахмадулина («По улице моей»), Марина Цветаева («Мне нравится…»), Евгений Евтушенко («Со мною вот что происходит»), Владимир Киршон («Я спросил у ясеня»), Борис Пастернак («Никого не будет в доме...»), Александр Кочетков («С любимыми не расставайтесь»). А над всем этим – бессмертный Таривердиев. И это только малая часть тех великолепных слов и мелодий, которые звучат в фильме и радуют слух и сердце.
Все актёры без исключения были на своём месте. Это гениальный состав – впрочем, как и всё в этом фильме. Великолепный Андрей Мягков и неподражаемый Юрий Яковлев – эти актёры умеют рассмешить и в то же время заставить задуматься и... погрустить. Как здорово и правдоподобно им удалось преобразиться в мужчин под хмельным угаром! Красавица Барбара Брыльска... За её персонаж в фильме говорила Валентина Талызина, пела Алла Пугачёва. Как же трудно играть одним лицом, без слов! Но Барбаре не нужны слова, чтоб выразить все эмоции. Даже на секунду невозможно представить на месте этих актёров кого-то другого. Хотя пробовались многие: и Басилашвили, и Миронов, и Немоляева…
Как говорится в начале фильма, это — «совершенно нетипичная история, которая могла произойти только и исключительно в новогоднюю ночь». Кстати, среди множества различных огрех и шероховатостей, которые добавляют фильму шарма, есть и эта: до сих пор в титрах написано «ИСКЮЧИТЕЛЬНО». И хоть мы предупреждены, что история-то нетипичная, всё-таки понимаем, что при определённых обстоятельствах события, произошедшие в фильме, могли случиться едва ли не с каждым из нас. Ведь мы авантюристы в душе. Мы можем резко перевернуть, поменять всю жизнь. Мы готовы на стресс, лишь бы не закоснеть в гнетущей обыденности.
Но ещё привлекает в фильме его не общая, а, так сказать, фрагментарная правдоподобность. В название этой статьи вынесены слова советской песни, которую уже совсем пьяные друзья поют в бане. Да, актёры играли. Но не совсем – играли. Александр Ширвиндт как-то рассказал о том, как снимался эпизод в бане. Снимали его ночью в холодном коридоре «Мосфильма». Привезли пальмы, настоящее, неразбавленное пиво в бочках. Учитывая игровые обстоятельства, холодные ночные подземелья «Мосфильма», исключительно для жизненности эпизода, а также для поддержания творческих сил участники сцены (А. Мягков, Г. Бурков, А. Ширвиндт и А. Белявский), почти не сговариваясь, притащили с собой на съемку каждый по пол- литра... Все эти пол-литры были заменены ими очень тонко и умело на реквизиторские с водой и сложены в игровой портфель Буркова, который по ходу сцены доставал их одну за другой и руководил «банным трестом». Как уже было сказано, пиво было свежее и настоящее, а водка на свежесть не проверяется, но настоящая она была точно.
«Сняв первый дубль и ощутив неслыханный творческий подъем, - вспоминает Ширвиндт, - мы потребовали второго дубля, совершенно забыв, что при питье разных напитков ни в коем случае нельзя занижать градус, то есть можно попить пивка, а потом осторожно переходить к водке, и никак не наоборот». После третьего дубля Эльдар Рязанов учуял неладное, так как не «учуять» это неладное было практически невозможно. «Стоп! — раздалось под сырыми сводами «Мосфильма». — Они пьяные'»
На следующее утро до начала съемки все четверо участников были подвергнуты тщательному «таможенному досмотру» перед командой «мотор». Эльдар Александрович лично откупоривал все бутафорские водочные бутылки и нюхал с пристрастием свежую воду. Снимали тот же эпизод — играли пьяных, шумели, старались хорошим поведением скрасить перед Рязановым вчерашний проступок. «Стоп! Снято'» — прозвучал, наконец, под утро усталый, но довольный голос Рязанова, что дало право всей компанией подойти к нему и робко намекнуть, что, по мнению компании, материал, снятый вчера и сегодня, вряд ли смонтируется, ибо вчера был пир естественности, а сегодня потуги актерского мастерства. Эльдар сказал, что вот как раз случай проверить, с какими артистами он имеет дело, ибо иначе проще было бы взять на эти роли людей под забором. «Мы виновато удалились, - говорит Ширвиндт. - Но в картину вошли кадры, снятые в первую ночь! Вот и верь после этого в искусство перевоплощения!»
«Пьяный проспится, дурак – никогда'» - часто говаривала моя добрая знакомая. У нас в России вообще какое-то трепетное отношение к пьяницам. Не к алкоголикам, а именно к пьяницам, если они не буйные. Их жалеют, им сочувствуют, над ними посмеиваются, но главное – понимают и прощают. И рязановский фильм очень чётко отразил на экране эту всенародную слабость к пьяным.
С другой стороны, это всё- таки не совсем главное в «Иронии судьбы…». Главное здесь разбросано по мелочам, благодаря чему каждый находит для себя то, что ложится на душу именно ему. Здесь и разговор об особенностях труда врачей и учителей (а значит, врачи и учителя должны априори любить эту картину). Здесь о разных проявлениях женского и мужского одиночества. И отрицательными выглядят совсем не те, кого в обыденной жизни мы считаем таковыми. Наоборот, примерные, успешные, разумные люди не выдерживают испытания мечтой и чудом, без которых невозможна Любовь. А о любви мечтают все.
А сколько чисто советских чудесных деталей, по которым у людей старшего поколения будет вечная ностальги!я Вспомните, почему перед Новым годом в квартирах обоих героев бардак? Потому, что они совсем недавно, буквально накануне, – переехали! И квартиры, пусть очень небольшие, но в новых домах и вполне приличные. И эти квартиры семьям Лукашиных и Шевелёвых ДАЛИ! Просто – дали. Вот так вот – за то, что работают…
Многие ростовчане тоже ведь получили квартиры – кто от Ростсельмаша, кто от «Кванта», кто от Роствертола… И каждый помнит эту радость переезда. И, глядя рязановский фильм, каждый вспоминает то свое давнишнее ощущение.
А сколько комических ситуаций, в которые попадают герои «Иронии судьбы…»! Причем все эти ситуации абсолютно жизненные. В них веришь, потому что так и бывает в новогоднюю ночь.
И все-таки комедия грустная. Могли сложиться две семьи – пусть несчастливые, но вполне приличные, благочестивые. Но получилось счастье на двоих и несчастье – тоже двоим, но на каждого в отдельности. И самое главное – нам искренне жаль, казалось бы, отрицательных героев –и Галю, и Ипполита…
Этот фильм заставляет нас расслабиться и открыть свое сердце навстречу самому доброму, светлому.
«Нашим фильмом, - говорил Эльдар Рязанов, - мы хотели как бы постучаться в сердце каждого человека и сказать: «Если у тебя неприятности, если ты нездоров, если от тебя ушла любовь, помни, что надо верить людям, что жизнь прекрасна, что чудо возможно».
И все мы – верим. Мы суетимся перед Новым годом, бегаем в поисках елочки, шампанского, свежего майонеза, апельсинов, курицы и селёдки. Женщины впопыхах делают прически и маникюр, который в тот же вечер будет содран во время приготовления салатов. Дети ошалело бегают по комнатам, вместе с котами сбивают игрушки. И вообще – стоит такой гвалт' И вдруг – тише! Чш-ш-ш' Под крылом само-лё-та о чём-то поёт… И все начнём смотреть. Отвлекаясь, перебивая себя чем-то. додумывая и вспоминая. Это и есть традиция, наш новогодний талисман…
Кстати, под этот фильм у меня тоже уже много лет есть традиция. Один раз в году, 31 декабря, я откупориваю бутылку дорогого белого сухого вина (вообще-то я больше люблю коньяк и сухое красное) и включаю «Иронию судьбы…» Я знаю, что и в этот раз не смогу посмотреть весь фильм подряд и полностью, потому как если засяду, кто же будет ставить стол, чистить селёдку, выносить мусор и кувыркаться с детьми?
Но всё равно, всё равно – здорово! Лю-у-уди! С наступающим! :)
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.
3 комментария
А мы этот фильм вспоминаем чаще. В 2014 году младший сын купил домик в поселке (на что хватило денег) в Аксайском районе. Подруга уговорила меня посмотреть на этот домик, просто со стороны, не тревожа там работающих сына и его друзей. На вокзале сказали адрес и водитель автобуса сказал, что довезет (несколько раз сказала, что именно Аксайский район) до развилки (забыла название), потом нам надо пересесть на маршрутку и выйти на остановке и там недалеко улица, которая нам нужна. Было чувство по пути, что везут нас не туда. Но водитель сказал, что правильно мы едем. Приехали по адресу, но не туда. Пришлось отвлекать сына. Дали телефон прохожему и он объяснил сыну, что мы попали в Новочеркасск. И пришлось сыну ехать за нами. Совпало название остановки и улица, только район другой.
Спасибо Вам за теплую статью. Пойду смотреть Иронию судьбы.... Без нее у меня тоже новый год не начинается
Вам спасибо за то, что наши ощущения совпадают. С наступающим!