Этот спектакль я хотела увидеть давно. Весной прошлого года купили билеты на премьеру, однако из-за пандемии всё резко закрыли, спектакли отменили, мы осели, как сурки, в своих норах и смотрели только в телевизор да в экраны смартфонов.
Премьера оперы Леонкавалло «Паяцы» в ростовском Музыкальном прошла минувшей осенью. Но тогда мы пойти побоялись, а потом всё равно заболели. И только эта весна снова стала для нас театральной.
Эта опера мягкая, по большому счёту – тихая, однако в этой тишине взрывается обыденная и всегда внезапная трагедия любви.
Не стану здесь подробно разбирать достоинства режиссуры, светового оформления, декораций и игры актёров. Это новая большая удача нашего театра. Даже элементы современных решений, которые несколько чужеродно смотрятся в той же Carmina Burana и даже в «Турандот», несколько отвлекая от эмоциональности в сторону предметности, смотрятся здесь очень органично.
«Паяцы» особая опера. Она рождает массу аллюзий, и это не только средневековый уличный театр масок и возрождённый потом на профессиональной сцене в 19 веке, но и наш Серебряный век, который пророс какою-то своей важною частью в эти образы, откуда пошли и блоковские маски, и стилизованные представления на башне у Иванова, и костюм Домино Андрея Белого…
Это произведение не только музыкальное – оно философско-драматическое. В музыкальном плане оно фрагментарно, как и полагается быть уличному спектаклю. И в этой фрагментарности, в этом наложении фрагмента на фрагмент, реальной жизни на театральную постановку, одного прозрения на другое раскрывается вообще трагедия не только любви, а и жизни. Причём жизни каждого.
Что наша жизнь? – Игра!.. Всегда быть в маске – судьба моя!.. У маски ни души, ни званья нет, – есть тело. И если маскою черты утаены, То маску с чувств снимают смело… Vesti la giubba...
Леонкавалло не дал возможности проявления певческих способностей всем героям спектакля. Это опера, в общем, для одного актёра.
Ни речитатив и баллада Недды, ни дуэт Недды и Сильвио, ни серенада Арлекина – ни одна более-менее цельная партия не сравнится с ариозо Канио.
Я слышала эту партию в исполнении Марио Ланцы, Лучано Паваротти и даже Тамары Гвердцители. Не вживую, конечно, но всё же…
Идя на ростовских «Паяцев», я не представляла, КТО может спеть эту арию. Но когда я услышала этого молодого человека – Вадима Бабичука, – я поняла, что «Белый рояль» сделал ещё один огромный шаг к когорте театров мирового уровня.
На игру этого молодого артиста я обратила внимание ещё в «Мадам Баттерфляй». Но там всё-таки была ещё не та роль, которая могла бы в полной мере раскрыть и уникальность голоса, и драматическое дарование. А в роли Паяца Бабичук был неподражаем!
В своё время ходил к нам домой массажист – крепкий большой парень из простой семьи, от искусства совершенно далёкий. Но в один из вечеров зашла речь о музыке. Он сказал, что мало в этом понимает, а отличает хорошую музыку от плохой очень просто: от хорошей – мурашки по коже.
Когда я слушала ариозо Канио в исполнении Вадима Бабичука, у меня тоже были мурашки. Смейся, паяц, над разбитой любовью...
Зал рукоплескал и разрывался заслуженным «Браво!»
А я давно уже думала: вот наш театр прямо-таки крепко взялся за Пуччини. «Богема», «Баттерфляй», «Турандот». Я всё жду «Тоску». Очень жду и надеюсь, что поставят. Только не представляла, кто сможет вытянуть партии Каварадосси. Теперь я знаю, что есть такой сильный тенор в нашем театре.
Браво, Вадим!
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.