В эти дни в донской столице проходил региональный фестиваль «Театральная площадь», посвящённый А.П.Чехову. С 13 по 17 сентября на разных театральных площадках города давали спектакли коллективы из Ростовской области.
Программа интересная, однако побывать удалось лишь на одном спектакле – «Дело в шляпе» на малой сцене в Ростовской драме.
Билеты были не дёшевы – по тысяче рублей. Ну, ради любви к искусству – не жалко.
Малая сцена – камерная, и атмосфера здесь тоже своя. Немало хороших спектаклей мы видели здесь.
А тут – по Чехову, да и театр из Таганрога, тоже – КАМЕРНЫЙ, с названием «ТАКТ» (Таганрогский камерный театр). Как впоследствии оказалось, своей сцены в привычном смысле театр не имеет и выступает в одном известном таганрогском кафе.
Данный спектакль, судя по программе, задумывался как проект «Кофе с классиком». Ну, это когда в небольшом кафе публика сидит за уютными столиками, пьёт кофе (возможно – с коньяком), кушает пирожные, а то и сёмгу с водкой, а тут тебе – спектакль.
Ничего не имею против такого рода зрелищ, а также особенностей игры актёров. Но то, что допустимо в одном месте, несколько нелепо смотрится в другом.
Итак, самый маленький драматический театр Ростовской области (всего три актёра) был приглашён на сцену самого большого театра. Понимая, что зал, даже малый, в силу особенностей постановки, скудости декораций и манеры игры, они не потянут, таганрожцы решили сузить пространство до максимально привычного – посадить зрителей рядом с собою – прямо на сцене.
Ну, и что, вполне же интересно, эффект, так сказать, присутствия, растворения и т.п. однако тут подкачала организация.
Ростовский драмтеатр зачем-то продал билетов гораздо больше, чем вмещала в себя эта сцена и чем нужно для реализации, что ли, атмосферы конкретного театрального действа.
В общем, те ряды и места, что были указаны в билетах, контролёр где-то в своём талмуде «конвертировала» в другие. И тот, кто взял билет на второй ряд, оказался на четвёртом, а кто на первом, так и вовсе не поместился…
Принесли какие-то приставные стульчики, шаткие табуреточки – организаторы стали в ряд и, как атланты, собой держали занавес, чтобы он после закрытия (а играли при закрытом занавесе – отделив себя от зала) он не лёг на плечи и головы тех, кто присел на боковых и приставных стульчиках.
Ситуация, конечно, вполне простительная для какого-нибудь сельского клуба, но совершенно недопустимая и даже постыдная для такого уровня театра, как Ростовский академический (!) театр драмы!
В общем, рядов получилось шесть или семь. Стульчики одинаковые по высоте. Те, кто оказался сзади, вряд ли что-то вообще увидели…
Мы оказались ближе к актёрам, а потому, можно сказать, повезло. Хотя…
Актёров было, конечно, жаль – они старались. И играли даже неплохо. Но их игра в соответствии с режиссёрской задумкой была рассчитана всё-таки не на сотню или даже больше зрителей, а максимум – на пару десятков. Тогда, возможно, и добились бы искомой «камерности».
В конце концов, если уж продали столько билетов, можно было бы посадить всех зрителей в зал – в комфортные кресла, где ряды идут ярусами и никто не мешает смотреть. Но тогда, конечно, была бы очевидна и скудость декораций, и не соответствующая обстановке игра актёров.
В общем, некоторые зрители, не боясь показаться бестактными, просто выходили, не дождавшись окончания спектакля. Ну, посудите: сидеть на приставных стульчиках, смотреть на чьи-то макушки впереди и пытаться разглядеть то, что актёры в растерянности перед такой аудиторией стараются «сбацать» из Чехова, - это очень тяжело. Да ещё и заплатить за это тысячу рублей!
Справедливости ради стоит сказать, что в Ростове тоже есть такой камерный театр. Но если сравнивать игру тех актёров и этих, то будет, конечно, земля и небо. Там ты отдашь ту же тысячу – и получишь впечатление, потрясение, несказанное удовольствие от игры – когда, кажется, играют актёры как будто в последний раз, аж мурашки по коже! Возможно, потому, при всё-таки относительной дороговизне билетов, у них на спектаклях (по крайней мере – на тех, где мы были) нет свободных мест.
А тут для полного удовольствия нужно заказать кофе, пирожные, коньяк, вообще что-то покушать. Ну, и заодно – посмотреть, чё там «лабают».
Да простят нас актёры этого театра – мы ничего не хотели сказать обидного, вы выполняете свои взятые на себя функции и задачи, вы берёте зрителя другим, в том числе обстановкой кафе, создающей, пожалуй что, и камерность. Возможно, вас в Ростове просто подставили организаторы.
Но получилось то, что получилось. Этот спектакль оказался финальным в программе фестиваля. Финал не удался.
А всё дело в шляпе…
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.
3 комментария
Точно описано. Именно всё так и было. Артисты, конечно, не виноваты. Они играли фарс, водевиль - то, что было задумано для маленькой аудитории. А администрация нашего драмтеатра просто их подставила.
Хочется сказать организаторам фестиваля: не умеете - не беритесь. А если так громко это заявляете - соответствуйте уровню!
Вообще, конечно, стыдно за наш драмтеатр!
Глупости. Артисты, конечно, виноваты. Заранее было известно, где и как проходит фестиваль. И если ты делаешь постановку для кухни, нечего выходить с ней на улицу. Что нужно было делать театру? Устраивать спектакль в буфете? Я думаю, так бы и сделали, если бы артисты об этом попросили. Кроме того, если бы "артисты" хорошо играли то, что может зацепить зрителей, люди бы и стоя в коридоре смотрели. Просто ресторанные гаеры возомнили себя артистами.
Приехали друзья из Москвы. Решила прихвастнуть, купила билеты и повела их на этот спектакль. Со стыда чуть не сгорела. Организация действительно колхозная. Представляю, что они расскажут в Москве про наш театр.
Думаю, что организаторов нужно наказать примерно, чтобы больше такого не было. Ну стыдоба просто!