Не так давно поймал себя на одном интересном ощущении. Если приходится выбирать между вечерним просмотром какого-нибудь русского фильма и фильма иностранного производства, выбираешь иностранный. Потому как устаёшь, хочется расслабиться интеллектуально и душевно, уйти от окружающих реалий, пустить в ход только эмоции, выплеснуть накопившуюся ярость, может, даже обиды, забыться, раствориться в динамичном действии. Как правило, зарубежные фильмы быстрые. Здесь некогда думать – режиссёр и актёры ведут тебя от начала к финалу и заставляют чувствовать и переживать только то, что заложено в сценарии. Ни вправо, ни влево.
Правда, такое предпочтение иностранному фильму отдаёшь только в первые минуты. А уж если случайно щёлкнул кнопкой пульта и попал на хороший советский фильм, да если ещё и посмотрел минут пять, - всё, оторваться невозможно. И тут уж подключаются и сердце, и разум, и то, что мы называем душой. От такого просмотра можно устать, но эта усталость – благостная. Как у спортсмена после тренировки.
Кто спорит, мы должны тренировать и сердце, и душу, и мозг. Когда лежишь на диване и управляешь всем с помощью пультов, растёт живот, а мышцы становятся дряблыми. Точно так же заплывают жиром мозги и сердце, а душа улетучивается ещё при жизни. И чем меньше хочется читать серьёзные книги и смотреть хорошие, умные фильмы, тем толще наша шкура, тем жиже мозг и тем черствее сердце.
Но ведь это разговор о взрослых, которые так или иначе помнят те годы, телевидение воспитывало, а чтение книг вообще заново создавало человека. А как же дети?
У нас с сыном перед сном раньше, когда он был маленьким, происходили ежевечерние беседы. К сожалению, это бывало недолго и всего один раз в день: остальное время я был либо на работе, либо был занят иными заботами о пропитании. Так вот. В эти недолгие минуты общения мы играли в шашки-шахматы, читали книги, а то и просто разговаривали. Как-то я ему рассказал про то, как Алёша Пешков стал великим писателем Максимом Горьким. Как он не учился в школе, а только жадно читал, впитывал в себя всё самое хорошее из книг. Через пару дней смотрю – и мой самостоятельно потянулся к книжке. Тем более что я тогда пароль на компьютер поставил :)
И вот случился выходной. Накануне я рассказывал сыну про Одиссея, а потом вместе мы посмотрели замечательный фильм Андрея Кончаловского по поэмам Гомера. Понравилось... Может, всё получится?..
Вы знаете, нынешним детям очень тяжело. Мы ведь читали взахлёб потому, что хотели получить информацию. А сейчас эта информация везде. И детский мозг, уставший от её избытка, уже просто не может воспринимать серьёзные вещи. Так что это – одна из причин того, что дети не читают, а по телевизору или в интернете смотрят всякую ерунду.
Любая книга, к какому бы жанру она ни относилась, является в первую очередь источником информации. Современные дети с первого года жизни смотрят телевизор или ковыряются в телефоне, ещё не умея пользоваться горшком, уже тянутся к компьютерной мышке, едва научившись ходить и говорить, посещают центры раннего развития, где озабоченные будущим родители пытаются воспитать из них вундеркиндов. Мозг ребенка за день настолько перегружается информацией, кстати, зачастую абсолютно лишней, что теряет способность к восприятию, и попытки родителей почитать малышу книгу (как правило, в вечернее время) натыкаются на прочную стену нежелания их выслушивать. А школьники загружены настолько, что им вообще не до чтения.
И в этом случае нельзя детей заставлять читать или смотреть то, что, по нашему мнению, нужно и полезно: вы наткнётесь на стену неприятия и агрессию.
Психологи уже давно пытаются внушить родителям: если вы хотите воспитать у ребенка стойкую неприязнь к чему-либо – заставляйте это делать и постоянно критикуйте его действия в процессе. Посмотрите со стороны, как обычно происходит процесс обучения чтению в наших семьях: «немедленно бросай играть, иди читать, а то все дети придут в школу подготовленные, а ты – дурак-дураком», «перечитай, ты допустил ошибку, перечитай еще раз», «ты что, слепой, буквы не видишь?» и т.д. и т.п. Кому захочется после этого читать?
Очень важно предлагать ребенку книги, соответствующие его интересам и уровню развития. Вам же вряд ли понравится читать учебник по физике, хотя для некоторых это очень увлекательное занятие.
Ну и, конечно, никто не отменял главный закон педагогики – личный пример. Если родители держат в руках только поваренную книгу или спортивную газету, а то и вообще только телефон, им вряд ли удастся привить ребенку любовь к чтению.
Впрочем, и родителей тоже нельзя за это особо осуждать: многие загоняют себя в заработках на хлеб насущный. Приползают домой чуть живые, а тут ещё дети… Раньше львиную долю усилий по воспитанию брала на себя школа. Да что там школа – всё общество воспитывало! А сейчас родители остаются один на один с природой ребёнка.
У моей знакомой, которая между прочим доцент в одном из уважаемых ростовских вузов, растёт девочка-сорвиголова. Когда я смотрю на то, что этот ребёнок вытворяет, у меня волосы дыбом встают. А знакомая: «Я разрешаю дочке всё, кроме того, что может навредить её здоровью и жизни!» Мол, это какая-то японская методика: в Стране Восходящего Солнца вообще нет запретов для детей. Оно-то, конечно, так. За одной лишь оговоркой: в японском обществе очень сильны традиции, в том числе – почитание старших, восхищение природой, уважение к окружающим. То есть человек, нарушающий эти традиции, будет чувствовать себя не таким, как другие, на него будут обращать внимание, осуждать. В России же всё совершенно по-другому, по крайней мере – сейчас.
Избалованный ребёнок становится мажориком и хулиганом впоследствии, и с ним потом уже не может справиться никто – вплоть до того момента, пока он не совершит преступление. И тогда – тюрьма.
Наши дети не умеют дружить, поскольку их этому никто не учит. Они выбирают себе товарищей только по материальному признаку: дети богатых – к богатым, а бедные – к бедным. Причём всё это временно, никаких прочных связей не образуется. Да и сама дружба между двумя мальчиками или между двумя девочками «благодаря» совершенно свихнувшемуся обществу уже не может восприниматься непосредственно, а всё с каким-то подвохом.
Мы ворвались в капитализм, взяв у него самое худшее – крайний индивидуализм и жестокость по отношению друг другу, равнодушие к чужому страданию.
Теперь большую часть свободного времени наши дети проводят у компьютера или перед телевизором. Что может бесконтрольно ребёнок найти в компьютере? Да всё что угодно! Но и телевизор не лучше. Когда я просматриваю называемые «детскими» каналы, мне кажется, что их делают враги нашего народа.
В фантастических фильмах есть такой бродячий сюжет: Земля в опасности, правительства и вообще власти начинают действовать во вред жителям, и всё это под прикрытием полиции и армии. Люди начинают гибнуть, а после выясняется, что планету захватили пришельцы, что они вселились в тела представителей власти и действуют в своих интересах.
Вот мне кажется, что этот бродячий сюжет перекочевал в нашу реальность. Не знаю, как насчёт целой планеты, но Россию точно уже захватили враги. Враги, которые хотят, чтобы наши дети выросли жестокими, агрессивными, бесчувственными, не способные на искренние и добрые поступки. Но самое скверное – что мы своих детей сдали этим врагам без боя.
Что мы делаем, если хотим покоя и тишины? Правильно, разрешаем ребёнку включить телевизор. И чем чаще это происходит, тем безвозвратнее мы теряем детей. Экран становится главным «воспитателем» ребенка.
Это «безобидное» занятие вполне устраивает всех. В самом деле,ребенок не пристает, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной цивилизации.
И телевизор все больше заменяет семейное общение, чтение книг, домашнее музицирование, мамины колыбельные песенки, бабушкины сказки, беседы и разговоры с отцом.
По статистике, 93% современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т. е. около 4 часов в день. Если взрослые или подростки вполне способны критично оценивать то, что им предлагается посмотреть, и могут переключить канал, а то и вовсе выключить телевизор, то малыши смотрят все подряд. Причем они не просто смотрят телевизионную продукцию, а впитывают и усваивают ее. Телевоздействия формируют душу и ум ребенка, воспитывают его вкусы и взгляды на мир. Внутренний мир детей еще только складывается, и существенную роль в его формировании играет все то, что они получают от взрослых, - игры, сказки, совместные занятия, в том числе и телевизионные программы.
Все, что смотрят и что воспринимают маленькие дети, закладывает фундамент их личности и мировоззрения. А поскольку хороших, специально созданных для малышей телепередач крайне мало, дети вместе со взрослыми смотрят все подряд – рекламу, боевики, ужастики, мыльные оперы и т. п. В настоящее время, когда подрастает первое поколение «экранных детей», эти последствия становятся все более очевидными. И даже совсем «детские» каналы – «Карусель» «Nickelodeon», «Cartoon Network» и другие – наполнены такой чушью, что диву даёшься, насколько извращённое сознание могло это придумать.
Бесконечный сериал про губку Боба – вечный рассказ про то, как все хотят съесть крабовые бутерброды (крабсбургеры), как гоняются за их рецептом и при этом все ужасно воняют, отрыгивают, пукают, бьют и оскорбляют друг друга. А «Зелёные фонари» только и делают, что мочат чудовищ. И везде драки, кровь, насилие, ругань, бранные слова. Как вы думаете, чему учится при этом ребёнок?
Ученые утверждают: вред, наносимый психическому развитию маленького ребенка телевизором, сопоставим с вредом от курения во время беременности. Кроме того, дети получают целый букет нервных болезней.
Первая из них – отставание в развитии речи. Дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всем мире. Специальные исследования показали, что в наше время 25% четырехлетних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов XX века дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. Таким образом, за последние ...дцать лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз!
Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Слышимая речь не вызывает у них каких-либо образов и устойчивых впечатлений.По этой же причине детям с дефицитом внимания трудно читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, а в результате не понимают текста в целом, им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.
Еще один факт, который отмечают многие педагоги, - это резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие собственного содержания отражается и на отношениях детей. Им неинтересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками стало более поверхностным и формальным: детям не о чем разговаривать или спорить, нечего обсуждать.Они предпочитают нажать кнопку телевизора и ждать новых готовых развлечений.
Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания этой внутренней пустоты –повышение детской жестокости и агрессивности. Число преступлений, совершенных детьми и подростками, сегодня резко возросло. Поражает не только жестокость, но и бессмысленность, немотивированность этих детских «шалостей». Конечно, мальчишки дрались всегда, однако в последнее время изменилось качество детской агрессивности. Раньше при выяснении отношений драка заканчивалась, как только противник оказывался лежащим на земле, т. е. побежденным. Этого было достаточно, чтобы чувствовать себя победителем. В наше время победитель с удовольствием бьет лежащего ногами, потеряв всякое чувство меры. Сопереживание, жалость, помощь слабому встречаются все реже. Жестокость и насилие становятся чем-то обыденным и привычным, стирается ощущение порога дозволенности. При этом дети не отдают себе отчета в собственных действиях и не предвидят их последствий. Подростки бьют (а иногда и убивают) друг друга не потому, что они злые или коварные и не ради достижения какой-то цели, а«просто так», потому что на душе пусто и хочется острых ощущений. Причём делают это не только мальчики, но и девочки. Вспомните периодически повторяющиеся истории про драки школьниц и студенток.
Ну, и что дальше? А дальше весь «букет развлечений» - пьянки, компании, наркотики, депрессии, тюрьма или смерть (на выбор).
Что делать? Запрещать бесполезно. Наказание вызовет злобу и даже ненависть. У ребёнка начнётся самая настоящая «ломка». Не верите? Можете попробовать. И выход из этой ситуации только один – воспитывать личным примером и больше общаться с детьми, независимо от того, насколько ты устал. Другого выхода нет.
Кстати, сейчас, когда многим из нас приходится жить в режиме самоизоляция, когда взрослые и дети находятся большую часть времени рядом друг с другом, может, как раз и нужно использовать это время, чтобы устранить пробелы в воспитании? Вместе почитать книгу, посмотреть хороший фильм, поиграть в настольные игры, позагадывать загадки - да мало ли семейных развлечений! Попробуйте! Ведь можно быть уверенным: если вы так сделаете, дети будут помнить об этих днях карантина всю жизнь как о самых счастливых!
Игорь Северный
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.
5 комментариев
После самоизоляции увеличится спрос на очки из-за смартфонов и компьютеров, дети из них не вылезают
Хорошая статья.У меня читающая семья.Я когда была маленькая,сама записалась в библиотеку,ходила меняла книги.И любовь к книге привила дочери,а потом и внучке.С внучкой вообще ббыла интересная история.Ей было лет 11 и я дала ей прочесть "Белый клык".На что она мне ответили,что не любит читать от первого лица.Но я её уговорила.Читала она мне вслух.И наверное это был переломный момент.С тех пор книга это часть её жизни.И попытаясь читать электронную отказалась.Сказала,что не чувствует живой книги и её запаха.?
Автор, до сих пор, живёт в сказке советских фильмов, в которых армия - это друг наших детей...
Армия - это друг всей нашей страны. Иначе страны вообще бы не было. И кстати: армия - это как раз и есть наши дети. Или Вы считаете. что чужие? Ваши, если есть, конечно, откосили
Роман,если война,кто встанет на защиту? Армия. Или Вы считаете иначе? Ну, не жандармы же золотовские...они не под это заточены...
Так вот,если армия будет защищать народ,где будете Вы? У Вас 2 варианта: или в НАШЕЙ армии добровольно,или в чужой-принудительно. Ну,есть ещё интернирование (немцы в СССР и японцы в США во Второй Мировой)