Новости Ростова-на-Дону, страны и мира
Актуально Военная служба Донских школьников спросили, что они знают о войне и готовы ли защищать Родину

Донских школьников спросили, что они знают о войне и готовы ли защищать Родину

Ко дню освобождения Ростова-на-Дону Институт социологии и регионоведения ЮФУ провёл социологическое исследование «Великая Отечественная война глазами школьников Ростовской области». 

В ходе анкетирования было опрошено 600 старшеклассников в разных населенных пунктах Ростовской области. Целью исследования было проанализировать уровень информированности школьников Дона о событиях Великой Отечественной войны.

Большинство из опрошенных учащихся средних школ Ростовской области вполне осведомлены об основных этапах Великой Отечественной войны: так, дату ее начала знает 88% респондентов, однако некоторые (7%) путают ее с датой начала Второй мировой войны (1 сентября 1939 года).

Большинство опрошенных школьников знают о том, что в их семьях есть родственники, принимавшие участие в событиях Великой Отечественной войны (86%); неинформированными в данном случае оказались всего 7% обучающихся. Что же касается военных «реликвий», то около половины опрошенных отметили, что у них в семьях хранятся такие памятные вещи как ордена, медали, знаки и погоны (46%), у каждого третьего сохранились фронтовые письма и фотографии (32%). Среди семейных реликвий можно также найти личные вещи участников войны (12%), элементы военной одежды, например, гимнастерку (9%). При этом нужно отметить, что высока доля тех, у кого нет никакой «вещественной связи» с войной – 29%, а также тех, кто затруднился ответить на этот вопрос – 14%.

Для большинства школьников чувство гордости за подвиг героев Великой Отечественной войны проистекает из ощущения роли и вклада народа в победу над немецко-фашистским захватчиком (61%), для одной трети – это часть их семейной истории, к которой они испытывают уважение (31%).

Основным источником информации о Великой Отечественной войне для учащихся являются: курс из школьной программы (69%), интернет и СМИ (51%), документальные фильмы о войне (50%). При этом следует отметить, что самый высокий уровень доверия информации о войне обучающиеся выражают именно школьному курсу истории: только 8% опрошенных считают, что там есть некая доля фальсификации, в то время как, например, в достоверности информации из Интернета сомневаются 36%. Другими значимыми источниками для школьников являются художественные фильмы (32%) и рассказы родственников о войне (39%). Самый непопулярный источник – ТВ-передачи (7%), который, как показали результаты опроса, вызывает высокий уровень недоверия – 44%, уступая только компьютерным играм (47%).

Насколько информированы школьники о событиях Великой Отечественной войны на территории Ростова-на-Дону и Ростовской области? Больше половины учащихся хорошо знают об оккупации Ростова немецко-фашистскими войсками (56%); 40% опрошенных слышали о данном событии, но не знают его подробностей. При этом 66% обучающихся знают о том, что город был оккупирован дважды. О контрнаступлении войск Южного фронта под Ростовом широко осведомлены только 28% школьников, а 55% ребят только слышали об этом. О прорыве Миус-Фронта информирован только один из пяти. Чуть больше половины (58%) знают о расстреле фашистами жителей города на Змиевской балке.

Среди мемориалов и памятных сооружений на территории Ростова и Ростовской области, посвященным событиям войны, школьникам больше знакомы те, которые расположены на территории донской столицы. Это, прежде всего, Вечный огонь на площади К. Маркса, Танк Т-34, установленный на Гвардейской площади, мемориал пионерам-героям в парке В. Черевичкина, стела «Воинам-освободителям г. Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков» на Театральной площади и памятный мемориальный комплекс «Змиевская балка». Так же учащимся знаком мемориальный комплекс «Миус-фронт» и памятники землякам-героям войны.

Что стало одной из главных причин победы нашей страны в Великой Отечественной войне, по мнению опрошенных? С большим отрывом лидирует мнение, что именно патриотизм и героизм советского народа помог победить немецко-фашистских захватчиков (89%). Более половины школьников отметили, что героизм тыловиков и труд людей, работающих в помощь фронту, также сыграл одну из ведущих ролей в победе (62%). Важным фактором победы, по мнению большинства ребят, также стали талант полководцев и командующих (54%) и партизанское движение (42%).

Учитывая высокую значимость системы образования в освещении событий Великой Отечественной войны, одной из задач исследования стало выяснение того, сколько времени на уроках истории уделяется данным событиям, в том числе на территории Дона. Опрошенные старшеклассники разделились на 2 большие группы: те, кто считают, что все события освещаются достаточно подробно и те, кто полагают, что освещаются только отдельные факты. Радует, что 75% опрошенных отметили, что в их школе помимо обычных уроков существуют внеклассные занятия, посвященные освобождению Дона от немецко-фашистских захватчиков, а 63% школьников выступили за то, чтобы увеличить количество уроков, посвященных событиям Великой Отечественной войны.

Если говорить о массовых акциях, проходящих в городах Ростовской области, посвященных Победе в Великой Отечественной войне, то наиболее популярными являются «Бессмертный полк» и «Георгиевская ленточка»: 70% и 69% школьников соответственно принимали в них личное участие.

В завершении организаторами исследования был задан вопрос «Если представить, что существует необходимость как в 1941 году идти и защищать свою страну, как вы поступите?». Большинство школьников (69%) ответили, что готовы защищать свою Родину так же, как это делали их предки во время Великой Отечественной войны.

Директор Института социологии и регионоведения ЮФУ Антон Сериков

 

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

5 комментариев

  • EugenP:

    Интересный материал. Спасибо.

  • серж:

    Что сейчас Родина - то что мы называли раньше или собственность олигархов.

  • Анна:

    Уроки патриотизма нужны в школах. Не все дети знают ,что 9 мая День Победы.

  • Игорь:

    Хороший материал. Но, школьную программу и учебники по истории нужно менять. Нужен единый учебник истории, отработанный на государственном уровне.

  • Иван Кораблин:

    ТОЛЬКО 69% готовы , "как их предки", защищать свою Родину. Теоретически.Причём наше "всё-ТВ", которое вроде бы "патриотичное" насквозь, вызывает крайне низкий уровень доверия на темы войны и военно-патриотических передач, как видно из материала.
    ЦИФРЫ ОЧЕНЬ БЕСПОКОЯЩИЕ!!! Над ними и с молодёжью по итогам осмысления цифр надо РАБОТАТЬ!!! Комплексно, по всей стране и по всей широте темы патриотизма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий» Вы соглашаетесь с Правилами.
Если не работают лайки-дизлайки, читайте здесь

Материалы с лучшими фото

Счетчики, соцсети

  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru