Новости города Ростова-на-Дону и юга России

Сегодня губернатор Василий Голубев выступил с очередным, четвёртым по счёту, инвестиционным посланием к донскому бизнесу. Чего ждать бизнесу от власти?  invest2Какие гарантии дал предпринимателям Василий Голубев?

Читайте об этом - в тексте инвестпослания:

Добрый день! Рад приветствовать всех вас на ежегодном инвестиционном послании, которое вошло в практику с 2013 года как один из элементов регионального инвестиционного стандарта, ставшего обязательным для субъектов страны по поручению Президента Владимира Владимировича Путина.

Уверен, вы знаете, что следующий 2017 год объявлен президентом Годом экологии.

Основное понятие экологии как науки – понятие экосистемы, как единого комплекса.

Предлагаю взглянуть на Ростовскую область как экосистему для бизнеса. Систему, в которой бизнес не выживает вопреки всему, а развивается в комфортных климатических условиях.

Сегодня я представлю вам свое видение такой экосистемы. Но прежде чем говорить о «рецептах» дальнейшего улучшения инвестиционного климата в регионе, несколько слов о том, что уже сделано и где мы находимся сейчас.

Что было сделано по итогам предыдущего инвестпослания?

Министерства и ведомства выполнили все поручения, срок исполнения которых уже наступил. Приведу в пример наиболее принципиальные.

Первое - субсидирование затрат инвесторов на техприсоединение к инженерным сетям.

Год назад это была сложная, а главное не гарантирующая инвестору положительный результат процедура.

Что сейчас?

Во-первых, максимально упрощен сам порядок предоставления субсидии.

Во-вторых, предельно упрощен и путь. Теперь при подаче заявок на получение инфраструктурных субсидий действует «единое окно» – это минэкономразвития области. Необходимость «бегать» по разным ведомствам отпала.

В-третьих, и, пожалуй, это самое главное, появились однозначные критерии, при соответствии которым инвестор получит субсидию в размере 50% от понесенных затрат гарантированно. Если не в текущем, так в следующем году.

Для этого инвестпроект должен быть:

гринфилдом в сфере АПК или промышленности,

стоимостью от 100 млн рублей,

должен быть введен в эксплуатацию с января 2016 года.

Уловок типа «заключения о целесообразности реализации проекта» больше нет.

Конкурентное преимущество региона, которое ранее декларировалось, сейчас в реальности стало таковым.


Следующее поручение
касалось города Гуково, а именно необходимости беспрецедентных мер в целях диверсификации экономики моногорода.

Данное поручение также исполнено: для инвесторов, реализующих свои проекты на территории Гуково, будут возмещаться 80, а не 50% понесенных затрат на техприсоединение к сетям.

Напомню:

  • статус территории опережающего социально-экономического развития был получен городом в начале года;
  • уже в апреле нами была разработана и принята вся необходима нормативная база;
  • в июле заключено генеральное соглашение с Фондом моногородов;
  • на сегодня три инвестора уже включены в федеральный реестр резидентов ТОСЭР и вправе получать все положенные в этом случае преференции.

А они, как вы знаете, значительные, это:

  • и нулевые ставки по налогам – земельному, на имущество и прибыль;
  • и пониженный до 7,6% суммарный платеж во внебюджетные фонды, вместо 30% в обычных условиях;
  • ну, и конечно, упомянутый ранее повышенный до 80% размер субсидии на техприсоединение.

Кстати, проекты уже зарегистрированных трех резидентов предусматривают инвестиции в экономику города свыше 2,5 млрд рублей и создание более 2-х тысяч новых рабочих мест.

Вы знаете, что в нашем регионе есть еще два моногорода – Зверево и Донецк. Мы ставим перед собой задачу добиться статуса ТОСЭР и для них.

И в этом с нами солидарен и Совет Федерации. По итогам прошедших в верхней палате парламента России Дней Ростовской области, его председатель Валентина Ивановна Матвиенко подписала постановление, в котором даны рекомендации Правительству России о предоставлении нашим моногородам статуса ТОСЭР в 2017-2018 годах.

Я хотел бы, пользуясь случаем, отдельные слова благодарности выразить нашему сенатору Евгению Бушмину.  Евгений Викторович, спасибо за совместную работу.

Возвращаясь к оценке текущей ситуации, хочу отметить, что в Ростовской области сохраняется рост по большинству экономических показателей:

  • по оценкам регионального минэкономразвития и Ростовстата, рост донской экономики по итогам года составит не менее 2%, а объем ВРП – не менее 1 трлн 200 млрд рублей;
  • оборот организаций за 9 месяцев превысил 2,1 трлн рублей, что на 12% выше прошлогоднего уровня;
  • важнейший для инвестиций финансово-экономический показатель – прибыль крупных и средних организаций -составит по прогнозам почти 200 млрд рублей, что почти на 35% выше прошлого года;
  • ежегодно увеличивается и объем инвестиций в основной капитал: 264 млрд рублей – в 2014 году, 309 млрд рублей – в 2015-м, план текущего года такой же, окончательные цифры будут понятны в августе 2017-го.

В нынешнем году введен в эксплуатацию ряд крупных инвестпроектов:

  • в Новочеркасске – новый энергоблок №9 Новочеркасской ГРЭС с увеличением мощности на 330 МВт;
  • в Шахтах – производство пленки;
  • в Красносулинском районе – производство минеральной изоляции из базальтового волокна;
  • в Новошахтинске – рыбокомбинат;
  • в Аксайском районе – производство термоусадочной пленки;
  • в Таганроге – производство по новой технологии роликов для конвейеров;
  • в Волгодонске – расширение и модернизация мебельного производства.

Пару слов об иностранных инвестициях.

  • Одна из самых инновационных компаний мира – американская «Эйр Продактс» инвестировала в строительство завода в Азовском районе более 1 млрд рублей. Более того на пуске завода в сентябре в ходе нашего общения президент компании Сейфи Гасеми заявил о намерении направить на развитие производства еще 2 млрд рублей.
  • В планах следующего года завершение строительства завода крупнейшей американской корпорации «Марс» и предприятия голландской компании «Луис Дрейфус».
  • В текущем году мы еще подписали ряд соглашений с иностранными инвесторами.

Как видите, иностранные инвесторы в регион идут, даже вопреки сложившейся международной конъюнктуре.  

Теперь о тех факторах, которые, на мой взгляд, причиняют вред экосистеме для бизнеса на Дону.

Готов назвать как минимум семь, а именно:

  1. Высокие тарифы
  2. Недостаточная доступность инфраструктуры
  3. Отсутствие «дешевого» заемного капитала
  4. Падение потребительского спроса
  5. Трудности в получении госуслуг
  6. Избыточный контроль и надзор
  7. Кадровый дефицит

Важно понять их приоритетность для вас. Предлагаю проголосовать. Ссылку вы уже знаете – инвест61.рф, прошу ответить на вопрос:

Что вы считаете главным сдерживающим фактором инвестиционного роста в регионе?

Кстати, программный продукт компании «Фикус», который мы используем для голосования, разработан ребятами, прошедшими акселерацию в нашем Южном IT-парке. Сегодня «Фикус» уже партнеры Микрософта и попали в их программу поддержки стартапов «BizSpark+».

Итак, приоритеты расставлены. Результаты голосования видны всем.

Теперь о том, что будем делать.

Проблема №1 – высокие тарифы.

Действительно, сегодня для значительного числа промышленных предприятий региона действуют тарифы на электроэнергию, которые выше, чем в тех регионах, с которыми мы напрямую конкурируем за инвестиции. Речь, прежде всего, о промпредприятиях, работающих по среднему напряжению.
Стоимость электроэнергии складывается из множества факторов. Но основных составляющих в тарифе три – генерация, сетевая составляющая и сбытовая надбавка.

  • Генерация продает электроэнергию и мощность на оптовом рынке по рыночным ценам. На это регион повлиять не в силах.
    Хотя единичные примеры такого влияния все же есть. Последний – Бурятия, где ряд решений Минэнерго России позволил снизить стоимость электроэнергии для республики на оптовом рынке почти на 30%. Но это единичный случай, системы здесь нет.
  • Также практически невозможно влиять на тариф для сетей высокого класса. Для Единой национальной электрической сети он утверждается на федеральном уровне.
  • Но для территориальных сетевых организаций его утверждаем мы, на нашем региональном уровне.
  • Убежден, есть у нас поле для маневра и в отношении сбытовой надбавки, которая также утверждается на уровне субъекта.

В Ростовской области есть положительный опыт детального аудита тарифов ресурсоснабжающих компаний для населения. Считаю необходимым распространить в 2017 году этот опыт и провести детальный аудит тарифов для юридических лиц с привлечением независимых аудиторов и представителей бизнеса.

Понимаю, что тема эта многоплановая. Тут нельзя довольствоваться простым снижением валовой выручки сетей. Важно стимулировать модернизацию сетевого комплекса. С целью кратного сокращения сетевых потерь, которые сегодня зачастую «зашиты» в тарифе.

Конкретные предложения по организации данной работы должны лечь мне на стол до февраля 2017 года. Цель промышленно-энергетического и финансово-экономического блоков Правительства, а также РСТ, при содействии ростовского УФАС, сделать так, чтобы в конечном итоге все промышленные предприятия Ростовской области имели возможность работать по тарифам, как минимум, не выше, чем в соседних регионах.

Да, возможно, эта работа потребует не один год, но её надо начинать. И первым конкретным шагом станет следующее.

Доля сетевой составляющей в общей структуре тарифа на электроэнергию – около 60%. То есть она самая большая. Растёт тариф на передачу – растет и общий тариф.

При этом «коридор» роста тарифа на передачу – максимально и минимально допустимый процент - устанавливает ФАС  России. Таким образом, у региональной службы по тарифам есть возможность для маневра.

Поручаю на 2017 год установить единый тариф на передачу электроэнергии с применением нижней минимально допустимой планки, установленной ФАС России.

Напомню, служба может согласовать рост тарифа по максимальной планке – 7-10%, а может по минимальной – 3%.

Следующая тема – инфраструктура.

Применительно к бизнесу я бы сформулировал задачу как:

  • упрощение
  • ускорение
  • и удешевление технического присоединения к сетям.

По каждому из направлений определенные подвижки у нас уже есть. Работу будем продолжать, добавляя новые элементы.

Например, считаю, что задача упрощения, ускорения и удешевления техприсоединения может решаться не только за счет «одного окна» на получение бюджетных субсидий, но и за счет создания правовых условий для строительства инженерных сетей хозяйственным способом.

Напомню:

в послевоенные годы так была отстроена почти вся страна;

в 90-е – так газифицировались многие сельские районы области;

есть примеры и сегодня: так, компания «Евродон», решившая строить сети собственными силами, сделала это почти в два раза дешевле, и, наверное, быстрее.

Задача областным министерствам промышленности и экономики, региональной службе по тарифам и правовому управлению Правительства совместно с администрациями муниципалитетов и ресурсоснабжающими организациями представить до 1 марта системные предложения по началу реализации массового упрощенного техприсоединения к инженерным сетям, если строительство идет хозяйственным способом. Безусловно, с соблюдением всех требований к проектированию и строительству.

На прошлом инвестпослании мы говорили о необходимости снятия инфраструктурных ограничений по газу. Задачу расширения газораспределительных мощностей мы решаем совместно с «Газпромом», за счет реконструкции ГРС. И эта работа идет неплохими темпами.  

С электроподстанциями проблема иного характера. Некоторые из них загружены на 100 процентов лишь на бумаге, в реальности максимум на 50. Заявленные при подключении потребности нередко преувеличены. Согласитесь, это неоправданное расточительство.

Вариант решения проблемы – применение уже традиционного для газовой отрасли принципа «Бери или плати» (Take-or-Pay). Либо плати за невостребованные мощности, либо откажись от них. И дай возможность новым инвесторам подключиться к уже существующим сетям и подстанциям, не прибегая к строительству новых.

В этой связи считаю целесообразными добиваться принятия на федеральном уровне необходимой нормативной базы. Региональным же сетевым организациям следует провести инвентаризацию резервных мощностей на центрах питания.

И еще одно конкретное поручение в адрес РСТ.

В следующем году на территории региона должны быть установлены единые стандартизированные ставки платы за технологическое присоединение к сетям.

По предварительной оценке, это позволит снизить стоимость техприсоединения на 5-20%.

Считаю, что названные меры позволят существенно увеличить доступность инфраструктуры для тех, кто намерен инвестировать в развитие региона.

Следующий фактор – отсутствие «дешевых» денег.

Действительно высокая стоимость заемного капитала – это реальный сдерживающий фактор для инвесторов, прежде всего в производственной сфере.

И хотя уровень ключевой ставки Центробанка – за пределами влияния региона, у нас есть иные механизмы влияния на проблему отсутствия «дешевых» денег для развития бизнеса.

Мои предложения:

Первое. Региональный фонд поддержки промышленности, который мы решили создать в Ростовской области, должен будет предоставлять займы промпредприятиям на 5-8 лет по ставке не выше 5%.

Поручаю региональным министерствам экономики, промышленности и финансов выйти с конкретными предложениями до конца первого квартала 2017 года.

Второе. Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства должно в большей степени сориентироваться на поддержку тех, кто производит, а не только продает. А это значит, что процентная ставка по трехлетним микрозаймам для малого бизнеса в сфере производства, а также резидентов Гуково должна быть не выше 7%. И на эти цели должно направляться не менее 1/3 всего капитала агентства. В дальнейшем, считаю, что эта доля должна вырасти еще. Это станет реальным подспорьем для тех, кто развивает производство, ведь по объему капитала наше агентство самое большое в России.

Третье. Аналогичные льготные условия по размеру процента за предоставление гарантий для производственных предприятий поручаю предусмотреть в рамках работы регионального Гарантийного фонда.

Выполнение данных поручений – за министерством экономического развития области.

Уместно тут сказать и о фискальной нагрузке. Вы знаете мою позицию – региональные налоги для бизнеса повышаться не должны. Не было роста налогов в 2015-м, нет в нынешнем 2016-м, и в следующем году тоже не будет.

Поручаю финансовому и экономическому блоку Правительства сохранить в 2017 году все действующие условия по региональным налогам.

Теперь о падении потребительского спроса.

Действительно, по итогам прошлого 2015 года Минэкономразвития России констатировало в целом по стране десяти процентное падение оборота розничной торговли.

В нынешнем году падение спроса несколько замедлилось, однако о восстановлении потребительской активности речи пока не идет. Ожидать его, по прогнозам Банка России, стоит только в следующем году.

Как мы, региональная власть, можем реально повлиять на ситуацию?

На мой взгляд, путей стимулирования спроса на товары донских производителей у нас несколько:

Первый – система госзакупок. Считаю, мы просто обязаны через госзаказ стимулировать спрос на качественную конкурентоспособную продукцию донских производителей. Безусловно только в рамках действующего законодательства.

Второй путь – развитие кооперации между крупными промпредприятиями региона и субъектами малого бизнеса.

Третий путь повышения спроса на региональные брэнды – это поддержка наших производителей в рамках программы «Сделано на Дону». И нам необходимо создать все условия, чтобы у жителей области была возможность покупать донское.

И четвертый, до конца не использованный потенциал кроется в продвижении донской продукции в другие российские регионы и за рубеж. Эффективность региональной программы поддержки и стимулирования экспорта удовлетворения сегодня, к сожалению, не вызывает. Необходима как минимум ее актуализация. Также требует пересмотра работа с торговыми представительствами за рубежом и Российским экспортным центром, соглашение с которым мы подписали на Питерском экономическом форуме в июне.

Поручаю экономическому, промышленному и финансовому блоку Правительства и министерству сельского хозяйства области подготовить предложения по стимулированию спроса на товары донских производителей, как минимум по обозначенным мною направлениям. Срок – до февраля 2017 года.

Оптимизации требует и контрольно-надзорная деятельность в сфере бизнеса. Это очевидно всем.

Неоднократно данный вопрос поднимался и на федеральном, и на региональном уровне. Принят ряд актуальных решений:

  • Создан единый реестр плановых проверок, который доступен бизнесу на сайте proverki.gov.ru.
  • Введен мораторий на неналоговые проверки малого бизнеса до 2018 года.
  • Узаконено предупреждение вместо штрафа за нарушения, выявленные в ходе проверки малого и среднего бизнеса впервые.

Однако внеплановая проверка может, по сути, произойти когда угодно и прийти откуда угодно. А ведь только на уровне субъекта федеральным законодательством предусматривается как минимум 28 видов регионального государственного контроля и надзора, реализуемых в отношении предпринимателей.

Неудивительно, что результаты Национального рейтинга инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации в 2016-м демонстрируют серьезные проблемы по показателям, отражающим контрольно-надзорную деятельность.

Определенные надежды на изменение ситуации я связываю с переходом на риск-ориентированный подход в проверках бизнеса, в котором частота, форма и продолжительность проверок напрямую зависят от категории риска и класса опасности, к которому отнесена компания. При низком риске плановые проверки не будут проводиться вовсе.

Риск-ориентированный подход сейчас применяют четыре федеральных ведомства. Это противопожарная служба, Роспотребнадзор, Федеральное медико-биологическое агентство и Роскомнадзор, а с 2018 года он станет обязательным для всех надзирающих структур, в том числе - региональных.

И готовиться к этому нужно уже сейчас. При этом бизнес не должен остаться в стороне. В наших общих интересах совместно выработать конкретные принципы внедрения риск-ориентированного подхода.

Хорошим примером может служить опыт подмосковного стройнадзора, где программа проверок строящегося объекта зависит от его социальной значимости, конструктивных и объемно-планировочных особенностей. При этом количество проверок и их продолжительность снижается в два раза, если застройщик устанавливает на стройплощадке видеокамеры и размещает исполнительную документацию в «личном кабинете» портала госуслуг Московской области.

Поручаю, не дожидаясь 2018 года, разработать региональную «дорожную карту» оптимизации контрольно-надзорной деятельности соответствующих областных структур и представить мне на утверждение до 1 февраля 2017 года.

Следующий фактор – трудности с получением государственных и муниципальных услуг.

Мы многое уже сделали для изменения ситуации.

Так, на базе нашей сети МФЦ уже сегодня доступны 125 государственных и муниципальных услуг для бизнеса. Наиболее востребованы среди предпринимателей услуги Росреестра.  С этого года сельхозпроизводители начали пользоваться услугами МФЦ для получения субсидий. Ростовская область вошла в федеральный пилотный проект по созданию специализированных МФЦ для бизнеса, работают три таких центра в областной столице. Также в этом году МФЦ подключились к приему заявок на техприсоединение по электроэнергии: в 32-х центрах доступна услуга «МРСК Юга», в двух – «Донэнерго».

Вместе с тем, считаю, что потенциал МФЦ для решения вопросов развития и поддержки бизнеса далеко не исчерпан. И в следующем году необходимо:

Первое, создать МФЦ для бизнеса во всех городах и районах с численностью более 100 тысяч человек. Форматы возможны разные – от полноценных бизнес-офисов, до отдельных бизнес-окон на базе существующих центров.

Второе, необходимо расширить перечень и объем предоставления услуг через сеть МФЦ, как за счет муниципальных услуг по поддержке предпринимателей, так и за счет негосударственных услуг, прежде всего, такой, как прием заявок на техприсоединение.

Поручаю оформить это как конкретные поручения.

Теперь о кадрах. Вернее об их дефиците.

Для Ростовской области сверхактуальна сегодня проблема нехватки высококвалифицированных кадров инженерных и рабочих специальностей.

Но это сегодня. А что будет через пять-десять лет?

Агентство стратегических инициатив в рамках разработки Атласа будущих профессий пришло к выводу, что уже к 2030 году исчезнут 57 профессий, а появятся 186 новых!

Как все это отразится на региональном рынке труда?

Чтобы иметь четкое представление и выстроить актуальную систему профориентации, обучения и переподготовки, мы совместно с ректорами основных вузов региона в июле приняли решение о создании современной автоматизированной системы мониторинга, прогнозирования и управления рынком труда.

На мой взгляд, все более очевидным становится необходимость подготовки будущих кадров практически с дошкольной скамьи. Что, кстати, и реализует опорный университет региона – ДГТУ в своем проекте Детского университета, получившего, как я знаю очень высокую оценку со стороны нового министра образования Ольги Юрьевны Васильевой. Думаю, что это актуально и для других регионов всей нашей страны.

12 ноября под председательством Президента Владимира Владимировича Путина прошло совместное заседание Президиума и консультативной комиссии Госсовета о мерах по повышению инвестиционной привлекательности регионов.

Я принимал в нем участие.

Обсуждался подготовленный рабочей группой доклад о первоочередных приоритетных мерах по улучшению условий ведения бизнеса в стране.

Отличительная особенность этого доклада – его предельная конкретность. В нём сформулированы 12 целевых моделей с четкими количественными и качественными показателями, достижение которых будет свидетельствовать о решении конкретных проблем, сдерживающих инвестиционный рост в регионе.

Обозначенные сегодня факторы, причиняющие вред экосистеме для бизнеса на Дону, на 100% корреспондируются с тем, что зафиксировано в целевых моделях, в качестве проблем, требующих оперативного решения.

Поручаю всем членам Правительства во взаимодействии с территориальными управлениями федеральных органов власти разработать отраслевые «дорожные карты» по достижению всех 12-ти целевых моделей и представить на утверждение до 1 февраля 2017 года.

Уважаемые члены Правительства области и главы муниципальных образований.

Создание экосистемы для бизнеса на Дону - не только наша коллективная задача, но и ваша индивидуальная.

А потому в следующем году каждому из вас, включая руководителей структур в виде агентств, фондов, некоммерческих партнёрств и так далее, будут доведены напряженные индивидуальные показатели эффективности и результативности вашей работы по улучшению условий ведения бизнеса во вверенной вам зоне ответственности.

О каких показателях идет речь?

  • Один из них - это количество реализуемых на областном и муниципальном уровне проектов в сфере государственно-частного и муниципально-частного партнерства, а также концессионных соглашений.

Напомню, что до конца года, согласно моему поручению, все главы муниципальных образований должны представить в минэкономразвития предложения по реализации в следующем году не менее одного проекта в сфере муниципально-частного партнерства и по одному проекту в рамках концессии. Поручение невыполнению не подлежит! Никаких оправданий я не приму!

  • Второй показатель – развитие конкуренции. Недопуск частных компаний на рынки, традиционно считающиеся зоной исключительно государственных и муниципальных учреждений – здравоохранение, образование, социальная защита и другие, не просто заблуждение, это непонимание важнейших государственных задач.

Поручаю минэкономразвития, как уполномоченному органу по развитию конкуренции, докладывать мне, как меняется ситуация в этой сфере, не реже одного раза в полугодие. И этот вопрос поставить на отдельный контроль.

Уважаемые руководители!

Экосистема – это всегда взаимодействие. Рассчитываю, что оно будет открытым и продуктивным.

<….> продолжение следует.

Подготовил Владимир Сидашев


____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики